Лекция 9. Мировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
Современный мировой рынок
Конъюнктура мирового рынка
Ценообразование на мировых товарных рынках
Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
Современный мировой рынок
Развитие международного разделения труда закладывает основы формирования и последующего динамичного развития мирового рынка. Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического процесса на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего ведущих государств, взаимосвязи которых постепенно выходили за национально-государственные рамки и развивались уже в системе международных экономических отношений.
В теории и на практике используются различные понятия, связанные с рынком: внутренний, национальный, международный и мировой рынки.
Внутренний рынок сфера экономического общения (обмена), в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны (иными словами, отечественные продукты реализуются внутри страны).
Национальный рынок это весь рынок данной страны, часть которого связана с международным обменом (экспортом и импортом товаров и услуг).
Международный рынок часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками и ориентирована на иностранных покупателей и продавцов.
Мировой рынок понятие синтетическое, объединяющее рынки всех стран мира в единое целое.
Переход от внутреннего рынка к рынку мировому отражает историческую эволюцию в развитии рынка от его первичных, относительно простых форм, связанных исключительно с внутренним рынком, к сложным комплексным взаимодействиям современного мирового рынка, на котором реализуются нередко рыночные стратегии действительно глобального масштаба.
Рассмотрим основные черты мирового рынка:
в его основе лежит развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта, эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки;
мировой рынок находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства (рабочей силы, капитала) под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов спроса и предложения;
мировой рынок (в большей степени, чем внутренний) оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее эффективные сферы и отрасли рынка;
мировой рынок выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции. В связи с этим в международной торговле различают понятия так называемых торгуемых товаров, которые реализуются на зарубежных рынках, и неторгуемых товаров, которые реализуются в той же стране, где они произведены.
Вместе с тем деление товаров на торгуемые и неторгуемые весьма условно, что хорошо видно даже при анализе принятой ООН Стандартизированной промышленной классификации, признаваемой в большинстве стран мира. В ней из 9 групп товаров торгуемые составляют 3 группы, а неторгуемые 6 групп.
Торгуемые товары:
продукция сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства;
продукция добывающей промышленности;
продукция обрабатывающей промышленности.
Неторгуемые товары:
коммунальные услуги и строительство;
оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;
транспортировка, хранение, связь, финансовое посредничество;
оборона и обязательные социальные услуги;
образование, здравоохранение и общественные работы;
6) прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Помимо того, что указанные формулировки не вполне удачны с точки зрения стилистики русского языка (неторгуемым товаром, например, является оптовая и розничная торговля), в современных условиях достаточно ясно, что в данной классификации есть вполне определенные исключения. Так, в частности, все более реализуемыми в международной торговле (торгуемыми) становятся образовательные услуги, строительные работы (строительство объектов за рубежом) и др.
В целом же то, в какой мере та или иная страна располагает (или не располагает) торгуемыми товарами, имеет для нее существенное значение. Если страна располагает торгуемыми товарами, то в этом случае у нее есть возможности для маневра в сфере торговли на мировом и внутреннем рынках, например, если на,торгуемые товары падает спрос на внутреннем рынке, то можно соответствующим образом увеличить их экспорт (и наоборот).
- 1. Понятие мирового хозяйства
- 2. Основные этапы становления мирового хозяйства
- 5.Центр и периферия мирового хозяйства.
- 6. Россия в системе мирового хозяйства
- 1. Сущность международного разделения труда
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Содержание процесса глобализации экономики
- 3. Антиглобализм
- 1. Понятие и формы международной экономической интеграции
- 2. Западноевропейская экономическая интеграция и Европейский Союз (ес)
- 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2. Проблемы использования природных ресурсов. Современный экологический кризис
- 3 Природные ресурсы России
- 4. Демографические ресурсы
- 4.1 Естественное движение населения
- 4.2 Трудовые ресурсы
- 4. 3 Проблемы семьи
- 4. 4 Международные миграции рабочей силы
- 4. 5 Демографическая ситуация и международная миграция в России
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 1. Топливно-энергетический комплекс основа мировой экономики
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Машиностроение
- 4. Химический комплекс
- 12.5 | Текстилыю-швейион производство
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 7. Основные отрасли промышленности России
- 1. Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее динамика и структура
- 2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика
- 4. Международное регулирование мировой торговли. Принципы деятельности и роль вто
- 1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг
- 2. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс)
- 3. Международный туризм
- 4. Международный рынок транспортных услуг
- 5. Международный рынок технологий
- Лекция 9. Мировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
- 2. Конъюнктура мирового рынка
- 4. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
- 1. Сущность, причины и формы вывоза капитала
- 2. Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике
- 3. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом движении капитала
- 5. Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике
- 6. Регулирование международного движения капитала
- 7. Иностранный капитал в экономике России
- 1. Понятие, причины, формы и направления международной миграции рабочей силы
- 2. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы
- 3. Россия в международной миграции рабочей силы