6. Регулирование международного движения капитала
В реальной практике существуют два вида регулирования международного движения капитала: государственное и международное.
Государственное регулирование международного движения капитала. Одна из важнейших тенденций в международном движении капитала - активное воздействие государства на этот процесс/При этом государство осуществляет следующие основные функции:
регулирования;
контроля;
стимулирования.
Однако в государственном регулировании международного движения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой - принимают меры по его ограничению.
Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, поскольку их осуществление связано с расширением прав собственности иностранных инвесторов или усилением контроля с их стороны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национальных экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (импорт) капитала.
Основу государственного регулирования международного движения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и различного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей стороны. Это значит, что условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.
Однако иностранные инвестиции на практике нередко связаны с особыми, дополнительными политическими и коммерческими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются резиденты хозяйствующие субъекты страны, принимающей капитал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых принимающих иностранные инвестиции стран нередко предусматривается предоставление иностранным инвесторам дополнительных льгот:
освобождение на определенный срок (от 2 до 10 лет) от налогов на доходы, прибыль и дивиденды;
предоставление льготного режима налогообложения в отношении реинвестиций (когда часть полученной прибыли снова вкладывается в развитие предприятия);
льготный режим налогообложения (вплоть до освобождения от налогов вообще) заработной платы и других видов вознаграждений иностранных специалистов, которые привлекаются в инвестиционные проекты на контрактных началах;
освобождение от таможенных пошлин постоянно и временно ввозимого имущества, оборудования и т. д., которое идет на развитие производства экспортной продукции (на внутреннем рынке страны, принимающей капитал) при условии, что это оборудование отсутствует.
Если законодательство страны, принимающей капитал, изменяется в худшую для инвестора сторону, то в течение определенного времени для уже действующих инвестиционных проектов правовые нормы остаются прежними.
Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с переходной экономикой. Главными же участниками процесса международного перелива (экспорта и импорта) капитала являются развитые страны с рыночной экономикой. Поэтому, стремясь расширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентируются не на льготный инвестиционный режим, а на все более единообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдельными странами путем предоставления им льготного режима).
Существенную роль в регулировании международного движения капитала играют страны базирования капитала, которые вместе со странами, принимающими капитал, часто оказывают поддержку иностранных инвестиций в различных формах, например:
предоставление государственных гарантий. Правительства, заинтересованные в экспорте отечественного капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии возрата полной (всей) суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (например, в ситуации невозврата капитала по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты принимающей страны и других непредвиденных обстоятельств).
2) страхование иностранных инвестиций. Оно производится как государственными, так и частными страховыми агентствами. Инвестор при этом приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов;
урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирование возможно на основе:
национального законодательства принимающей страны или национального законодательства страны базирования прямого инвестора;
международного арбитража;
4) исключение двойного налогообложения.
Суть этой формы поддержки инвесторов состоит в следующем. Если фирма оперирует сразу в нескольких странах, то правительства всех этих стран могут стремиться обложить ее национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашениями между странами об исключении двойного налогообложения иностранная фирма платит в принимающей стране только ту часть налога, которую она не заплатила в стране базирования.
5) административная и дипломатическая поддержка.
Страны базирования капитала обычно поддерживают своих прямых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут переговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (отечественных) инвесторов. Кроме того, национальным инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты экономических советников посольств стран, вывозящих капитал, и т. д.
Международное многостороннее регулирование. Помимо двусторонних соглашений по иностранным инвестициям осуществляются и различные формы многостороннего регулирования, связанные с подписанием и реализацией соответствующих универсальных соглашений или конвенций.
Уже в 1965 г. в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров МБРР была принята так называемая Вашингтонская конвенция «О разрешении инвестиционных споров между принимающими государствами и иностранными частными инвесторами». В 1985 г. была принята Сеульская конвенция о создании Международного агентства по страхованию иностранных частных инвестиций МБРР.
Развитые формы многостороннего регулирования иностранных инвестиций используются в деятельности региональных интеграционных группировок и торгово-экономических союзов, таких как ЕС, НАФТА и др. Здесь формируются или уже сформированы единообразные или сопоставимые инвестиционные режимы.
Однако наиболее универсальным, с точки зрения степени охвата стран современного мира, является принятое в рамках ВТО Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС TRIMS, Trade Related Investment Measures), в котором зафиксирован целый ряд положений, связанных с проблемами страхования, урегулирования инвестиционных споров, занятости, трудовых отношений.
ТРИМС запрещает своим участникам использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могли бы оказывать влияние на иностранные инвестиции и которые можно было бы рассматривать как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. Например, нельзя принуждать иностранных инвесторов использовать в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, а также требовать от предприятия с иностранными инвестициями покупки импортной продукции только в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Наконец, в соответствии с ТРИМС нельзя требовать от иностранного инвестора обязательного экспорта фиксированной доли произведенной им продукции.
- 1. Понятие мирового хозяйства
- 2. Основные этапы становления мирового хозяйства
- 5.Центр и периферия мирового хозяйства.
- 6. Россия в системе мирового хозяйства
- 1. Сущность международного разделения труда
- 2. Формы международного разделения труда и тенденции его развития на современном этапе
- 3. Роль нтр в развитии современного международного разделения труда
- Контрольные вопросы и задания
- 1. Содержание процесса глобализации экономики
- 3. Антиглобализм
- 1. Понятие и формы международной экономической интеграции
- 2. Западноевропейская экономическая интеграция и Европейский Союз (ес)
- 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2. Проблемы использования природных ресурсов. Современный экологический кризис
- 3 Природные ресурсы России
- 4. Демографические ресурсы
- 4.1 Естественное движение населения
- 4.2 Трудовые ресурсы
- 4. 3 Проблемы семьи
- 4. 4 Международные миграции рабочей силы
- 4. 5 Демографическая ситуация и международная миграция в России
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 1. Топливно-энергетический комплекс основа мировой экономики
- 2. Металлургический комплекс
- 3. Машиностроение
- 4. Химический комплекс
- 12.5 | Текстилыю-швейион производство
- 6. Лидеры мирового бизнеса
- 7. Основные отрасли промышленности России
- 1. Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее динамика и структура
- 2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика
- 4. Международное регулирование мировой торговли. Принципы деятельности и роль вто
- 1. Услуги в мировой экономике. Классификация услуг
- 2. Генеральное соглашение по торговле услугами (гатс)
- 3. Международный туризм
- 4. Международный рынок транспортных услуг
- 5. Международный рынок технологий
- Лекция 9. Мировой рынок и его конъюнктура. Ценообразование на мировых товарных рынках
- 2. Конъюнктура мирового рынка
- 4. Мировые цены и основные виды внешнеторговых цен
- 1. Сущность, причины и формы вывоза капитала
- 2. Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике
- 3. Роль свободных (специальных) экономических зон в мировом движении капитала
- 5. Международное движение капитала и проблемы внешнего долга в современной мировой экономике
- 6. Регулирование международного движения капитала
- 7. Иностранный капитал в экономике России
- 1. Понятие, причины, формы и направления международной миграции рабочей силы
- 2. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы
- 3. Россия в международной миграции рабочей силы