logo
Курс лекций по мировой экономике

1. Понятие и формы международной экономической интеграции

В ходе развертывания процесса интернационализации экономической жизни в целом проявляется общемировая тенденция усиления взаимозависимости и взаимосвязанности экономического развития всех стран мира. Однако при этом в некоторых регионах мира отдельные страны, по сравнению с другими, вступают друг с другом в наиболее интенсивные экономические отношения, чем с другими странами. Между ними более активно идет процесс либерализации внешнеэкономических связей. Это проявляется в большей свободе движения товаров, услуг, рабочей силы и капи­тала. Результатом этого процесса является экономическое сближение государств и постепенное переплетение структур их экономик, что проявляется в формировании сначала торговых, а затем и экономических группировок и союзов. Процесс такого интен­сивного экономического сближения государств получил название международной экономической интеграции. Термин «интеграция» происходит от лат. integratio восполнение или integer целый. Поэтому, когда мы говорим о международной экономической интеграции, то имеем в виду взаимодополнение экономик отдельных стран и постепенное «срастание» их в единое целое.

Для такого более интенсивного экономического взаимодействия в отдельных регионах мира складываются особые условия и предпосылки, среди которых можно выделить следующие.

1. Экономико-географические предпосылки: территориальная бли­зость государств, ресурсная, производственная и научно-техническая взаимодополняемость и способность к взаимной адаптации. Однако при этом территориальную близость нельзя трактовать упрощенно: например, в 1960 г. была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, где присутствовал фактор территориальной близости, но совершенно не была развита инфраструктура транспорта и связи. Поэтому географическую, территориаль­ную близость необходимо рассматривать с учетом развитости ин­фраструктур транспорта и того экономического или торгового союза, который создается. То же самое можно сказать и о взаимодополняемости и способности к адаптации ресурсного, произ­водственного и научно-технического потенциалов сближающих стран.

  1. Культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением уча­твующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

  2. Общие исторические корни народов сближающихся стран. Если в прошлом народы этих стран жили в едином государстве или тесно связанных между собой государствах, то для экономического сближения появляются дополнительные предпосылки.

  3. Социально-политические предпосылки. Для осуществления процессов экономического сближения необходимо стремление к объединению со стороны подавляющей части населения этих стран, а также (что весьма существенно) политическая воля их руководства. Действительно, без учета последнего фактора экономическое сближение государств невозможно, так как в ходе этого процесса им приходится поступаться определенной частью своего суверенитета и передавать решение целого ряда очень важных для страны вопросов наднациональным органам управления образующегося объединения. Роль политического руководства в данном случае состоит в том, чтобы изначально выяснить и определить: цели, которые могут быть достигнуты с помощью экономическо­го сближения, его результаты и последствия, а также объемы не­обходимых затрат и сроки их окупаемости, т. е. решить все проблемы экономической целесообразности экономического сбли­жения и объединения.

Для политического же руководства центральным является воп­рос о том, какие полномочия можно и нужно передать органам нового межгосударственного объединения или союза, а какие необходимо сохранить на данном этапе за собой и отказаться от них в будущем. Это обстоятельство очень важно, поскольку без создания соответствующих наднациональных структур экономическое сближение невозможно.

Центральной проблемой международной экономической интеграции становится создание единого экономического простран­ства, в рамках которого будет обеспечена свобода движения това­ров, услуг, факторов производства рабочей силы и капитала. Логика развертывания процесса международной экономической интеграции выглядит таким образом: «от свободы межстранового движения товаров и услуг к свободе движения рабочей силы и капитала».

В результате между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся структурные связи. Страны при этом переходят от преимущественно торгово-экономических связей к фор­мам совместного международного производства и тесному финансово-инвестиционному взаимодействию.

Обязательным условием осуществления международной экономической интеграции является динамичное развитие связей на микроуровне (на уровне фирм-производителей, торговых фирм, научно-технических организаций, банков, инвестиционных институтов, страховых организаций и т.д.). При этом спектр такого взаимодействия очень широк от малого бизнеса до крупных ТНК.

Если на практике реализуются все отмеченные аспекты международной экономической интеграции, то в ходе этого процесса постепенно стирается, а затем и вовсе исчезает грань между вну­ренним и международным рынками формирующегося межгосу­дарственного объединения и складывается уже новый, специфический «внутренний» рынок интеграционного объединения (со­юза) в целом.

Но это «идеальная» картина развертывания процесса международной экономической интеграции. На практике же он протекает вовсе не так просто, «линейно» (по восходящей линии), а сложно и противоречиво, поскольку в ходе его постоянно приходится разрешать противоречия между национальными экономическими интересами интегрирующихся стран (и их политически­ми элитами). Поэтому важной для интеграционного процесса проблемой является компромисс и согласие между участвующими в нем странами.

В целом процесс международной экономической интеграции выступает как качественно наиболее высокая ступень (и одновременно этап) в развитии процесса интернационализации экономической жизни. Международная экономическая интеграция это объективно обусловленный, но регулируемый и направляемый процесс сближения, взаимной адаптации, переплетения и «срастания» национальных экономических систем отдельных интегрирующихся стран в единое экономическое целое.

Следует подчеркнуть, что в процессе международной экономической интеграции заложен огромный потенциал саморазвития, в основе которого лежит многовариантность использования имеющихся в странах факторов экономического развития и их комбинации, а также расширение «поля деятельности» за счет создания единого экономического пространства.

Первые тенденции развертывания процесса международной эко­номической интеграции начали проявляться уже в 5060-е гг. XX в. Так, в марте 1957 г. был подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или, как его еще называли, «Договор об Общем рынке», на базе которого в настоящее время осуществляет свою деятельность Европейский Союз. В 1958 г. было подписано соглашение о свободной торговле и экономической интеграции между рядом государств Центральной Америки («До­говор Тегусигальпы»). В 1959 г. был создан Западно-Африканский валютный союз, в 1960 г. Латиноамериканская ассоциация сво­бодной торговли, а затем Центральноамериканский общий рынок. Число торговых и экономических союзов в мировой экономике возрастало и в отдельные годы доходило до 100, часть из которых затем прекращала свою деятельность, некоторые формально сохранялись, но экономическое взаимодействие в их рамках было не очень интенсивным.

На рубеже XXXXI вв. в мире действовали 85 различных региональных торговых и экономических организаций и союзов, но реально сути процесса международной экономической интегра­ции соответствовал прежде всего ЕС, а также, в меньшей степени, НАФТА. В некоторых случаях процесс международной экономической интеграции по существу только имитируется или термин «международная экономическая интеграция» используется в ситуациях, когда собственно интеграционное взаимодействие отсутствует или же такие группировки и союзы не идут дальше начальных стадий данного процесса.

Исторический опыт свидетельствует о наличии нескольких обязательных этапов развертывания процесса международной экономической интеграции (иногда эти этапы определяют как самостоятельные виды интеграционных объединений):

  1. Создание зоны свободной торговли, когда страны-участницы отменяют таможенные барьеры во взаимной торговле.

  2. Создание таможенного союза, суть которого состоит в снятии таможенных барьеров на товары и услуги внутри группы стран и в формировании единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам (не входящим в данный таможенный союз).

. Формирование так называемого Общего рынка здесь барьеры снимаются не только для движения внутри группы стран товаров и услуг, но и рабочей силы и капитала, т. е. всех факторов производства. Идея Общего рынка зародилась еще в марте 1957 г. при подписании договора о создании ЕЭС.

4. Создание экономического и валютного союзов. Ко всем отмеченным ранее критериям предыдущих этапов международной экономической интеграции здесь добавляются:

На практике пройти все названные этапы процесса международ­ной экономической интеграции удалось лишь ЕЭС (ныне Европейский Союз), который в настоящее время находится на четвертом эта­пе интеграционного процесса. Характерно, что практически в одно время с ЕЭС (в 1957 г.) в Европе была создана еще одна организация такого же типа Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), о которых еще в начале 60-х гг. говорили как о «равновели­ких» интеграционных объединениях или «сравнимых величинах». Но если ЕЭС действительно удалось пройти все основные этапы процесса международной экономической интеграции, то ЕАСТ «остановился» на первом этапе этапе формирования зоны свободной торговли. В результате из 7 входивших первоначально в ЕАСТ стран (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Финляндия, Швей­цария и Швеция) в этой организации остались лишь 4 страны (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария). Австрия, Финляндия и Швеция с 1991 г. являются членами ЕС.