logo
Ломакин В

Некоторые показатели научно-технического потенциала ведущих стран мира

#G0Страны

Общие расходы

% ВВП, 1999 г.

Ассигнования в расчете на

Численность ученных и

Доля расходов на НИОКР в ВВП, %

на науку в 1996 г., млн долл.

душу населения, 1996 г.

инженеров, занятых в науке, на 10 тыс. чел. трудоспособного населения

2000 г.

2015 г. прогноз

Великобритания

21381,8

2,05

364,8

135,0 (1992)

2,3

2,5

Германия

36373,1

2,26

466,6

240,8 (1991)

2,7

2,9

США

184665,0

2,54

680,9

962,7 (1993)

2,8

3,0

Франция

27100,1

2,84

466,1

137,6 (1992)

2,4

2,6

Италия

12804,0

1,13

221,6

74,4 (1992)

1,7

2,3

Япония

81967,8

3,00

654,5

526,5 (1993)

2,9

3,0

Россия

5370,8

0,86

36,5

112,2 (1993)

Примечание. Таблица составлена по материалам: Наука России в цифрах. - М., 1999; Science & Engineering Indicators. Washington. - 1996. - Statictical Abstracts of the U.S., 1997; Мировая экономика и международные отношения (МЭ и МО). - 2000. - N 8. - С. 54.

В 1950 г. СССР тратит на нужды образования 10% национального дохода (успехи в освоении космоса, Первый искусственный спутник Земли и т. д.), а США - 4%. В 80-е гг. США расходовали на эти цели 12% национального дохода, а СССР - 7%.

В 1996-1999 гг. мировая торговля развивается высокими темпами (только за 1998 г. она выросла на 9%, тогда как в 1996 г. на 4%). Особая роль в этом принадлежит странам ОЭСР - до 11% и государствам Юго-Восточной Азии (НИС и НИС второго поколения - Малайзия, Филиппины, Таиланд, Индонезия). Заметно растут позиции таких гигантов, как Индия и Китай (в целом за 1991-1999 гг. с 38 до 45%). Причем, рост происходит не только на традиционных для развивающихся стран рынках текстиля, сырья, но и на рынках сложной продукции и средств производства (табл. 6).

Таблица 6