logo
Ломакин В

Предисловие

В системе экономического образования дисциплина "Мировая экономика" занимает одно из важнейших мест. Согласно учебным программам "УМО" при Министерстве образования РФ, "Мировая экономика" является основополагающей дисциплиной для всех специальностей факультетов вузов и университетов России.

Курс "мировая экономика" относится к числу фундаментальных экономических дисциплин и основывается на ранее изученных студентами предметах - истории мировой экономики, экономической теории, макроэкономики и т. д. В свою очередь, курс "мировая экономика" является базой для изучения последующих дисциплин и спецкурсов - "Международные экономические отношения", "Международные валютные и финансово-кредитные отношения", "Международные интеграционные процессы" и другие дисциплины специализации по специальности "Мировая экономика и международные экономические отношения".

"Мировая экономика" как наука и как объект изучения, наряду с другими науками, возникла и развивалась в тесной связи с практическими запросами и потребностями человеческого общества. Это классическая, общеобразовательная и вместе с тем - специальная наука.

Динамическое включение национальных экономических систем в мировое хозяйство представляет собой своего рода глобальную закономерность конца ХХ столетия. Вследствие политических и социально-экономических процессов конца 70-х, 80-х и начала 90-х гг., охвативших огромные пространства Евразии, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, произошли геополитические изменения, повлекшие за собой коренные изменения структуры мировой экономики и международных экономических отношений. Основополагающее значение в анализе всемирного хозяйства имеет история мирового хозяйства, которая в совокупности с другими факторами дает возможность раскрыть содержание системы всемирного хозяйства, а также основы экономической теории, где рассматриваются взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

Цель курса - дать студентам знания о мировой экономике (МЭ) как о целостной системе, включающей экономики всех стран мирового сообщества, с учетом концептуальных изменений экономической политики на стыке XX и XXI вв., тенденций развития МЭ на базе общих макроэкономических показателей на следующих уровнях:

а) развитые страны;

б) развивающиеся страны;

в) постсоциалистические страны.

Предлагаемое пособие состоит из семи разделов. Первый раздел охватывает теоретико-методологические вопросы курса, в частности:

- мировая экономика как наука, предмет исследования; этапы становления мирового хозяйства с акцентом на особенности современного этапа;

- воздействие международного разделения труда (МРТ) на мировое хозяйство, основные формы МРТ и современные тенденции.

Изучая важнейшие черты и закономерности развития мировой экономики очень важно определить сущность понятий: "предпосылки", "факторы", "движущие силы" мировой экономики, неравномерность развития МЭ; неодинаковость скорости развития мировой экономики, раскрыть сущность такого понятия как "развитие - основной закон мировой экономики".

Для глубокого изучения данного курса и последующих курсов специальности "Мировая экономика" особое значение имеет анализ узловых вопросов, сущность которых студенты должны освоить на уровне мировой экономики в целом и отдельных национальных экономик, в частности. К этим вопросам относятся: макроэкономические показатели мировой экономики, механизм расчета, важнейшие структуры мировой экономики; внешнеэкономические связи (ВЭС) - место и роль государства в экономическом развитии национальной экономики.

Среди глобальных процессов мировой экономики особое место занимает международная экономическая интеграция и прежде всего формы интеграционных объединений и современные крупные региональные интеграции.

Следующий раздел предполагает макроэкономический анализ стран и регионов мира на основе использования расчетов и материалов крупнейших международных организаций: ООН, МВФ, МБРР, ЮНКТАД, ЮНИДО и др.

После изучения студентами курсов истории мировой экономики, экономической теории прежде всего необходимо освоение современных проблем развития мировой экономики, на уровне 90-х гг. и рубеже ХХ и ХХI вв.

Перед изучением отдельных региональных экономик предлагается классификация стран по важнейшим макроэкономическим показателям. Далее рассматриваются узловые вопросы развития ведущих стран мира и регионов, к которым относятся концептуальные изменения экономической политики стран мира в 90-х гг., в том числе Западная Европа - новые тенденции развития, США как крупнейшая экономическая держава мира, динамика и проблемы экономического развития Японии.

В региональном плане очень важно определить место развивающихся стран (РС) в системе мирового хозяйства и обратить внимание на региональные особенности развития стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в том числе новых индустриальных стран (НИС), проблемы и черты развития стран Восточной Европы.

Изучая курс мировой экономики, студент обязан иметь определенное представление о современных проблемах России в системе мирового хозяйства, экономический потенциал и состояние структуры экономики России, причины кризиса; проблемы привлечения инвестиций, новые тенденции развития; социально-экономические преобразования в условиях реформ; интеграции России в мировую экономическую систему и др.

Россия как один из крупнейших субъектов мирового хозяйства представляет огромный интерес в международном масштабе в плане не только внутренних социально-экономических преобразований, но и определения места и роли страны в международном разделении труда.