logo
Ломакин В

II.4.3. Интеграционные процессы в Африке

Если сравнить с другими регионами даже развивающегося мира, особых успехов в области интеграции в странах Африки нет.

Субъекты этого региона имеют разный уровень развития и если сравнить его с мировым, то он был и остается низким. Из более чем 40 стран мира, относящихся к разряду слаборазвитых, 25 расположены на африканском континенте. При этом, ВВП на душу населения колеблется от 80 долл. в Мозамбике до 500 долл. в Мавритании.

Внутриафриканская торговля не превышает 5% стоимостного объема региональной торговли. Вместе с тем, главы государств разрабатывают различные меры, направленные на ускорение процесса интеграции, основные из которых изложены в Договоре о создании Африканского экономического сообщества, принятом главами африканских государств в 1991 г.:

- согласование производственной и социальной инфраструктуры между соседними государствами;

- рыночная интеграция через принятие мер по либерализации торговли;

- создание эффективной системы погашения платежных обязательств;

- обеспечение конвертируемости валют.

В постколониальный период (после 60-х гг.) на континенте (под влиянием бывших метрополий) возникло более 40 различных международных организаций экономического и финансового профиля франко- и англоязычных стран.

Первоначально возникли организации регионального профиля, такие как ОМВГ (Организация по освоению бассейна реки Гамбия), ОМВС (Организация по освоению бассейна реки Сенегал), "Африканская лесопромышленная организация", "Международный союз стран - производителей какао", "Ассоциация по развитию рисоводства в западной Африке" с учетом монокультурной специализации стран и возможной кооперации.

Однако в силу ряда объективных и субъективных причин их развитие с элементами интеграции шло очень медленно и вяло.

В нынешнее время наиболее приоритетной интеграционной группировкой наблюдатели считают Африканское экономическое сообщество, договор о поэтапном создании которого был подписан в мае 1994 г.

План постепенного создания АФЭС рассчитан на 34 года (6 этапов). Это сообщество формируется на базе уже существующих группировок субрегионального характера, таких как ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК. Первоначально в течение 20 лет предусматривается усиление координации деятельности этих организаций.

Среди них наибольшей активностью отличается деятельность ЭКОВАС - Экономического сообщества западно-африканских стран, созданного в 1975 г. в составе 16 государств. В 1995 г. был принят обновленный Договор, в котором главной целью сообщества названо поэтапное создание общего рынка в регионе путем реализации договоренностей о свободном перемещении людей, товаров, развитии торговли и транспортной сети, создание еди-ного Парламента и введения единой валюты к 2006 г.

В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза - к 2020 г., а также сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах. Общий рынок предусматривал слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании этих двух организаций в Южной и Восточной Африке.

В апреле 1996 г. на заседании Совета Министров КОМЕСА с участием 16 стран-членов были выдвинуты некоторые задачи по интеграции, в том числе необходимость наращивания промышленного производства в регионе, устранение таможенных тарифов во взаимной торговле, принятие общих тарифов по отношению к третьим странам. Однако эффективному созданию общего рынка в данном регионе препятствуют значительные различия в соци-ально-экономическом развитии, политическая ситуация, валютно-финансовые и кредитные проблемы и т. д.

Региональный блок САДК создан в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки. Он предусматривает развитие интеграционных процессов по гибкой схеме учетом разнотемповости развития групп стран. В 1993 г. принято решение о создании специальных органов по вопросам финансирования, инвестициям, а также по вопросам труда и занятости. Программа включает 446 совместных проектов. В том же году подписаны соглашения о совместном использовании водных ресурсов, а также создании Единой энергетической системы Юга Африки. Принято решение об активизации усилий по созданию к 2000 г. на Юге Африки Зоны свободной торговли.

Основными целями САДК являются: обеспечение развития и экономического роста; содействие миру и безопасности между государствами и обеспечение взаимодополняемости стратегий и программ. Сообщество также предусматривает устранение препятствий на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в регионе.

В 1995 г. САДК привлекла внимание Скандинавских стран, которые предусматривают до 50% внешнего финансирования сообщества. Страны ЕС предлагают консультации по интеграционному опыту, совместному планированию и проведению единой экономической политики. В феврале 1996 г. с США был подписан меморандум, в котором рассматриваются взаимовыгодные приоритетные сферы интересов в области АПК, энергетики, развития инфраструктуры, финансов и т. д. Приоритет отдается частному предпринимательству с постепенным сворачиванием госпрограмм.

Безусловно, интеграционные процессы на Юге Африки идут очень медленно, наталкиваясь на всякого рода препятствия объективного и субъективного характера, начиная с различий в уровне социально-экономического развития, экономической политики, уклада жизни и завершая личными амбициями самих лидеров государств. Немалую роль в качестве лидера может сыграть в данном регионе ЮАР - как сильная и экономически развитая страна.

За последние годы относительно интенсивно развивается Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК) (1967 г.) в составе 6 стран. Здесь более чем в других группировках обозначились известные параметры интеграции, т. е. введен единый таможенный тариф в рамках ЮДЕАК, создан Валютный союз ЦА во главе с Центробанком Центральной Африки, который выпускает единые платежные средства. Создан фонд солидарности стран ЮДЕАК.

Проблемы развития данного альянса практически совпадают с континентальными проблемами государств Африки - низкий уровень развития, разнородность специализации экономик, слабая инфраструктура - социальная, производственная, экономическая, а также политическая нестабильность в ряде стран.

Все это отрицательно сказывается на ликвидации таможенных барьеров, выход на более высокие ступени интеграции для постепенной трансформации ЮДЕАК в экономическое и валютное сообщество (ЭВСЦА), предусмотренное еще в марте 1994 г.