logo
Ломакин В

II.4.2. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Азия, особенно тихоокеанский регион в настоящее время отличается достаточно высокими темпами развития, о чем свидетельствуют высокий уровень жизни населения, рост среднедушевых доходов, улучшение социальных условий.

За период с 1970 до 1990 г. среднегодовые темпы экономического развития новых индустриальных стран - Гонконг, республика Корея, Сингапур, китайская провинция Тайвань составили 9%. Это второй показатель после Японии в этом большом регионе.

Юго-Восточная Азия. Страны ассоциации Юго-Восточной Азии (AСЕАН) включают: Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, участвуют также Мьянма, Лаос, Сингапур, Бруней-Дарусалам. Эта ассоциация создана в 1967 г. В 1995 г. в нее вошел Вьетнам, в персективе войдет и Лаос. Таким образом, это одна из наиболее динамично развивающихся зон в этом регионе. Темпы экономического развития этих стран к моменту вступления (в 1994 г.) составили более 7%, в то время как темпы роста НИС Азии в том же году составили 6,5%.

Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств, которая собирается 1 раз в 3 года, а Центральным руководящим органом - ежегодная встреча министров иностранных дел.

Каждое государство - член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации.

В числе наиболее преуспевающих стран - экспортеров промышленных товаров являются Таиланд и Малайзия. Главный упор внешней экономической политики этих стран - усиление притока прямых иностранных инвестиций в форме капитала, передовой технологии и торговли с сохранением определенной роли государственного сектора в экономике и активного участия частного сектора. Наблюдается усиление интернационализации экономик этих стран, существенные изменения происходят в структуре их экспорта. Так, Япония выделяется как крупнейший поставщик высокотехнологичной продукции, НИС перешли от экспорта простой промышленной продукции к более капиталоемкой, страны АСЕАН - от экспорта природных ресурсов к экспорту простой промышленной продукции и т. д.

К 1991 г. объем внутриазиатской торговли к общему объему экспорта достиг 2/3 в Китае, более 50% в странах АСЕАН и более 40% в НИС, а экспорт Японии в страны АСЕАН и НИС фактически превысил ее экспорт в США. Историческое значение имело принятие в 1992 г. декларации о создании зоны свободной торговли, что способствует углублению всесторонней экономической интеграции стран АСЕАН.

В конце 1995 г. было принято решение о создании полноценной зоны свободной торговли в 2003 г. и вступлении в организацию всех стран Индокитая.

В декабре 1990 г. премьер-министр Малайзии выступил с предложением о создании Восточно-азиатской экономической группы (ВАЭГ), где предусматривалась зона преференциальной (льготный экспортный режим, льготный кредит, снижение таможенных пошлин и т. д.) торговли. В настоящее время ВАЭГ поддержана всеми потенциальными участниками и существует параллельно с Организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

В планах АСЕАН до 2000 г. предусмотрено снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем до 5% по 38 тыс. наименований товаров, что практически уже достигнуто.

АТЭС является официальным форумом, который создан в 1989 г., членами которого являются Восточно-Азиатские страны, а также Австралия, Новая Зеландия, Канада, США и др., т. е. в него входят 18 государств Азии, Северной и Южной Америки.

В настоящее время в рамках АТР предпринимаются достаточно активные меры для усиления сотрудничества в рамках АТЭС. По своему составу, характеру и целям эта организация - нетипичная региональная группировка. Она объединяет страны, существенно отличающиеся традициями, уровнем развития, структурой экономики. Однако как развитые, так и развивающиеся страны выступают равноправными партнерами. За исключением США, Японии и Канады, другие страны играют скорее пассивную роль, чем активную в формировании правил и принципов общения в рамках сотрудничества.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии аналитики в определенной степени связывают с созданием АТЭС. По прогнозам международных экспертов, Восточная Азия к концу столетия по объему валового национального продукта может перегнать Западную Европу, а к 2020 г. - Северную Америку. В соответствии с планами АТЭС к 2020 г. предполагается образовать крупнейшую в мире зону свободной торговли.

Программа действий АТЭС, принятая в Осаке в ноябре 1995 г., направлена на достижение долгосрочной цели обеспечения свободной и открытой торговли и инвестирования не позднее 2010 г. для промышленно развитых стран и 2020 г. - для развивающихся. Данный документ в целом соответствует всем стандартам ВТО, акцентирует внимание на постепенном сокращении тарифов, нетарифных мер, необходимости развития сотрудничества в об-ласти энергетики, транспорта и т. д.

По мнению ряда авторов *1, в настоящее время АТЭС может усилить свое интеграционное формирование, опираясь на такие, уже существующие организации, как АСЕАН, СТЭС (Совет по тихоокеанскому сотрудничеству - неправительственная организация, привлекающая к работе научных деятелей, бизнесменов и др.).

_____

*1 Щербанин Ю.А. и др. Международные экономические отношения. Интеграция: Учеб. Пособие. - М., 1997. - 128 с.

С другой стороны, интеграционные процессы в регионе могут быть инициированы за счет иностранных инвестиций. Как показывает мировой опыт, страны со слаборазвитой экономикой, обладающие значительным сырьевым и трудовым потенциалом, при активной поддержке извне финансовыми и материально-техническими ресурсами способны достичь высоких темпов экономического развития. Все это безусловно должно привести к усилению внутренних механизмов экономического развития и интеграционных процессов.

18 ноября 1998 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялась главная встреча стран - участниц АТЭС, где рассматривались вопросы устранения таможенных барьеров до 2010-2020 гг. для развивающихся стран, создание реальной зоны свободной торговли в регионе. Документ подписали главы 21 государства с участием России.

Таким образом, перспективы экономического развития стран Азии направлены на повышение региональной и глобальной эффективности. При этом большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) проводит политику, ориентированную прежде всего на развитие всевозможных связей.

Рассмотренная интеграция в масштабе мировой экономической системы представляет собой, с одной стороны, развивающийся, во многом стихийный процесс углубления экономических взаимосвязей, взаимодействия различных отраслей, производств, различных сфер национальных хозяйств соответствующих государств, а с другой - процесс государственного регулирования этих взаимосвязей. Основными объектами интеграции являются частные монополии и государства.

За последние годы наметилась тенденция региональной экономической интеграции в АТР с участием России, где последняя еще должна определить свое место в этом процессе. Уже определились сферы сотрудничества АТР - Россия по таким важным направлениям, как:

- политическое сотрудничество по обеспечению стабильности и безопасности в Тихоокеанском регионе;

- координация многостороннего сотрудничества с упором на развитие взаимной торговли и поощрения инвестиций;

- технологическое и военно-техническое сотрудничеств (Малайзия, Вьетнам).

На первых порах это предполагает создание зоны свободной торговли в АТР со всеми присущими ей признаками.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в АТР, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса. В этой связи неоднократно вставал вопрос о необходимости расширения институционального участия России в процессе экономической интеграции АТР. В середине 90-х гг. эта проблема была решена: в 1995 г. Россия вступила в Тихоокеанский экономический совет, а в 1998 г. - в АТЭС.

Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России с АТР должно способствовать созданию эффективной, высокотехнологической и мобильной экономики, в первую очередь на российском Дальнем Востоке, с использованием преимуществ территориального и международного разделения труда. Уникальный в ресурсном плане Дальневосточный регион является географическим продолжением динамично развивающегося "тихоокеанского кольца" и естественным выходом России в АТР.

На протяжении десятков лет развитие районов Дальнего Востока жестко регулировалось из центра в целях обеспечения оборонной безопасности государства. Большинство районов были закрытыми зонами, поскольку здесь в течение многих лет создавался значительный потенциал для нужд военно-промышленного комплекса страны.

В отличие от европейского региона, АСЕАН и АТЭС только формируют основные правила диалога в региональном интеграционном процессе. В этих условиях Россия вполне могла бы вписаться в систему политических и экономических соглашений.

На состоявшейся в июле 1996 г. третьей сессии Регионального форума АСЕАН по проблемам безопасности и конференции АСЕАН в Джакарте, наша страна впервые участвовала в статусе партнера по диалогу в полномасштабном объеме. Делегация России во главе с министром иностранных дел участвовала в дискуссии, сосредоточившей внимание на вопросах укрепления стабильности и безопасности в регионе, развития сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

Среди возможных приоритетных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно назвать космическую, авиационную и судостроительную промышленности, освоение ресурсов океана и экологию, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, военно-техническое сотрудничество.

На первых порах наиболее конкурентоспособной Россия оказалась на рынке оружия. Известная сделка - реализация партии "МИГ" в Малайзию - представляет собой многомиллиардный контракт. Россия стала крупнейшим участником авиасалонов в Малайзии и Сингапуре. Идут переговоры с Таиландом по вопросам закупки российского вооружения и техники. Все это по новому определяет роль России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Таким образом, интеграция России в систему экономических отношений с АТР требует решения многих политических и экономических проблем, внедрения в практику внешнеэкономической деятельности с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность.