logo
Ломакин В

Темпы роста мировой экономики

#G0Регион, страна

Доля в мировом

Темпы прироста ВВП в постоянных ценах, % к предыдущему году

ВВП,%, 1999г.

В среднем за 1982- 1999 гг.

1997

1998

1999

2000

2001 (прогноз)

Мир в целом

100

3,3

4,1

2,5

3,3

4,2

3,9

развитые страны В том числе

53,9

2,9

3,3

2,4

3,1

3,6

3,0

США

21,9

3,2

4,2

4,3

4,2

4,4

3,0

Евросоюз

20,3

2,3

2,6

2,7

2,3

3,2

3,0

Япония

7,6

2,7

1,6

-2,17

0,3

0,9

1,8

НИС Азии

3,3

6,6

5,8

-2,3

7,7

6,6

6,1

Развивающиеся страны

36,8

4,9

5,8

3,2

3,8

5,4

5,3

Страны с переходной экономикой

5,8

-0,9

1,7

-0,7

2,4

2,6

3,0

Источник. International Monetary Fund World Economic Outlook, May, 2000. P. 99, 113-114.

По мнению западных экономистов-экспертов после ряда десяти-летий интенсивного развития Японии, ее экономическая модель сильно пошатнулась еще в 1992-1993 гг. За один только 1992 г. промышленное производство сократилось более чем на 8%. Более сильный спад был лишь в середине 70-х гг., что было связано с резким повышением мировых цен на нефть. А Япония больше, чем любая промышленная страна, зависит от импортной нефти и энергопродуктов. Правительство Японии было вынуждено в конце августа 1992 г. принять самую крупную программу чрезвычайных экономических мер в истории страны. Экономический рост в 1993 г. даже с принятием программы чрезвычайных мер составил менее 2,1%. Это для Японии серьезная экономическая проблема, если иметь в виду, что за последние десятилетия показатели роста ВНП не опускались ниже 5% в год.

На фоне относительно благополучного развития других ведущих стран мира достаточно скромно выглядит Япония и в 2000 г.

Рекордно высока безработица в Японии. По официальным данным она составляла 3,2% (1996 г.), хотя показатели безработицы по США примерно такие же, а по неофициальным данным 8-9%. Уровень безработицы в 2000 г. достиг 4,7% - это самый высокий показатель после 1953 г. Численность полностью безработных составляет 3,2 млн чел. *1, почти половина из них - молодые люди не старше 34 лет. Реальная заработная плата снизилась на 2%, соответственно на 2,2% уменьшился объем потребительского спроса (особенно на товары длительного потребления: жилье, автомобили и т. д.).

_____

Леонтьева Е. Япония: Трудный год // МЭ и МО. - 1999. - N 8. - С. 96.

Падение промышленного производства на 6,9% было наибольшим после нефтяного кризиса 1974 г. На 8,2% снизилась загрузка производственных мощностей, что ведет к снижению инвестиционного спроса, сокращению объемов кредитования и ухудшению финансового состояния предприятий.

По данным Банка Японии, крупные корпорации планируют дальнейшее сокращение капиталовложений (на 9,4%), а в обрабатывающей промышленности еще больше - на 12,1% *1. Инвестиции растут только в информационные системы - примерно 15-20% всех капиталовложений.

_____

*1 Леонтьева Е. Япония: Преодаление кризиса // МЭ и МО. - 2000. - N 8. C. 108.

Причина нынешних трудностей, по мнению экономистов, во многом определяется перенакоплением (особенно в форме производственных мощностей) капитала еще в конце 80-х гг.

Депрессивное состояние экономики Японии не оказывает существенного воздействия на мировую конъюнктуру, поскольку страна остается все еще достаточно закрытой: только 10% ее внутреннего спроса покрывается импортом против 20% в США. Несмотря на депрессию, повышение курса иены (достигшее в первом квартале 1995 г. максимальных за весь послевоенный период значений - около 80 иен за 1 долл.) стимулировало значительное на 8,3% в 1994 г. и на 10,8% в 1995 г. увеличение реального импорта. Серьезный удар по экспорту нанесло укрепление иены по отношению к доллару в 2000 г. (102,6 иен за 1 долл. против 120,9 в 1999 г.). Из-за этого стоимость экспорта (в ценах) сократилась за год на 6,1%, в том числе в США на 10%.

Снижение экспортных параметров связано и с переносом значительных производственных мощностей японских фирм в страны сбыта товаров (европейские страны, США, государства Юго-Восточной Азии). Такие тенденции могут иметь опасные последствия для японской экономической модели, где рост объемов экспорта является одним из приоритетных направлений.

Аналитики свидетельствуют, что это выраженные признаки наиболее глубокого структурного кризиса за всю послевоенную историю Японии и увязывают их с такими механизмами, которые ранее позволяли Японии демонстрировать "экономическое чудо": обозначился демонтаж устоявшихся механизмов протекционистского характера (тайные и открытые барьеры, не дающие доступ в страну зарубежных предпринимателей, всестороннее вмешательство государства в сферы хозяйственной деятельности и т. д.).

На этом фоне крупные производственные компании отказываются от так называемой "системы пожизненного найма" - формы негласного контракта, дающего работникам гарантию рабочих мест, оплаты по стажу и крупного выходного пособия при увольнении на пенсию. По данным Управления экономического планирования, число компаний, приверженных данной системе, снизилось с 27,1% в 1990 г. до 9,9% в 1999 г.

Если стагнация в промышленном секторе Японии не представляет собой угрозы для мировой экономики, то существующие проблемы ее банковской системы могут оказать на нее более серьезное влияние. По последнему рейтингу 9 из 10 крупнейших по активам банков мира - японские. Размер японских финансовых институтов таков, что банкротство одного из них может дестабилизировать всю мировую финансовую систему. В течение нескольких десятилетий в Японии не было отмечено ни одного банкротства финансового института, а в 1995 г. их произошло сразу пять - жертвами банкротств стали четыре кредитных союза и один региональный банк. В конце 1995 г. Комитетом по стабилизации финансовой системы принята большая программа, где в случае крайней необходимости обещана широкая государственная поддержка при угрозе банкротства всей банковской системы.

По прогнозам аналитиков определенную напряженность составит в перспективе демографическая ситуация в стране. Здесь самая большая продолжительность жизни - в среднем в стране от 75 лет для мужчин и до 80 лет - для женщин. Это большое достижение в истории цивилизации, ведущее, однако, к огромному увеличению численности старых людей. К концу столетия доля населения старше 65 лет будет равна 16% (для сравнения в США - 13%), к 2025 г. соответственно 24 и 20%, что может создать определенные сложности для государственной пенсионной системы, государственной системы страхования здоровья. Уже становятся заметными черты деградации традиционной системы заботы о стариках и больших семьях.

Одним из уникальных факторов динамичного развития страны является конституционное ограничение расходов на оборону. За послевоенный период оборонные расходы Японии не превышали 1% ВНП.

Новое правительство, пришедшее в июле 1998 г., резко изменило приоритеты антикризисной программы. Вместо структурной перестройки, предложенной прежним правительством, новое предусматривает начиная с 1999 г. (январь) внести коррективы в налоговую систему, т. е. сократить налоги на общую сумму в 6 трлн иен (из них 4 трлн - на списание подоходного налога, уплачиваемого гражданами, с целью поднятия потребительского спроса). Ставку налога на корпоративные прибыли предполагается снизить с 34,5 до 30% (национальную) и с 11 до 9,6% (местную). Это значит, что национальная ставка в 30% станет самой низкой среди развитых стран. Максимальная ставка подоходного налога снизится с 50 до 37%, на жителей - с 15 до 13%.

Программа включает такие "пионерные" проекты, как превращение Японии в передовое "электронное" государство, развитие транспортных систем больших городских агломераций, перевод социальной инфраструктуры на качественно новую ступень: телекоммуникация, наука и технология, окружающая среда, социальное обеспечение, конкуренция; сельские регионы и крупные городские агломерации, формирование системы устойчивой занятости, основанной на передовых технологиях.

С целью оживления промышленности необходимо внедрение новых технологий, в том числе и информационных, а также поддержка венчурных предприятий - небольших предприятий, фирм, занимающиехся прикладными научными разработками, внедрением технологических нововведений).

Надо сказать, что преимущества японских компаний проявляются и в глобальной стратегии научно-технического развития, которая сопровождает производственную и сбытовую глобализацию. Исследовательские лаборатории Японии, расположенные в странах Европы, Азии и США, решают две задачи:

- адаптация экспортной продукции к иностранным рынкам, разработка для них новых продуктов, технологическая поддержка зарубежных предприятий;

- обеспечение доступа к передовой зарубежной научно-технической информации, использование квалифицированных научно-инженерных кадров.

В ближайшей перспективе по наукоемкости экономики (доля затрат на НИОКР в ВВП) согласно прогнозам, на первое место может выйти Япония, которая уже сейчас опережает США по доле гражданских затрат на НИОКР в ВВП (2,7% против 2% в США).

Для оживления и стимулирования потребительского спроса правительство Японии использует такие нетрадиционные меры, как продажа семьям с низким уровнем доходов льготных купонов на покупку товаров в магазинах. Уже введены купоны на сумму в 20 тыс. иен, срок действия которых составляет полгода - на них можно купить товары со скидкой от 10 до 20%.

Программа предусматривает необходимость оживления конъюнктуры в Японии для всего мира и особенно стран Юго-Восточной Азии. В связи с валютным кризисом реализуется поддержка азиатских стран через кредитование азиатских филиалов японских компаний путем увеличения кредитов и предоставления специальных исковых займов. Новым правительством поддерживается традиционная для Японии система "административно-правовой защиты потребителя". Для этого, с одной стороны, создавалась целая система государственных учреждений, которая координировала и контролировала применение юридических норм, улаживание возникающих споров, проведение просветительской работы среди потребителей.

С другой стороны, разрабатывались многочисленные законодательные нормы в рамках закона "Об охране интересов потребителей", по которому государство должно решать конкретные задачи улучшения жизни потребителей. Этот закон включал ряд конкретных подзаконных актов в защиту интересов потребителей: во-первых - предотвращение физического и материального ущерба потребителей; во-вторых - определение принципов метрологических характеристик товаров и услуг; в-третьих - обеспечение соответствия потребительских товаров утвержденным в стране качественным стандартам; в-четвертых - препятствия ограничению конкуренции; в-пятых - установление условий заключения и расторжения соглашений между продавцами и покупателями; в-шестых - определение целей и методов повышения уровня осведомленности потребителей об их правах и обязанностях, в отношениях с производителями и сбытчиками; в-седьмых - утверждает процедуру регулирования жалоб потребителей. Все это многократно повысило ответственность субъектов предложения товаров и услуг, заставило их сосредоточить силы и средства на поддержание качества продукции и обслуживание клиентуры. В этой связи углубились (расширились) стремления японского делового мира по изучению и применению зарубежного (особенно американского) опыта маркетинга и использования фирмами маркетинговой технологии.

Как отмечалось выше, наблюдается развал устоявшейся системы "пожизненного найма", оплаты по старшинству, дискриминация в оплате мужского и женского труда и т. д. Все это, к сожалению, имеет место и усиливает массовые увольнения с производства, задевая преимущественно интересы старшего поколения. В этой связи местные общественные организации - уполномоченные по вопросам благосостояния (их в Японии более 200 тыс.) - предлагают родственникам семей (попавших в трудное экономическое положение) оказать посильную помощь. Например, чтобы работающие дети оказывали необходимую помощь и поддержку пожилым родителям. При отсутствии готовности к такому шагу не исключено информирование нанимателя о неблаговидном поведении подчиненного (ситуация, конечно, неоднозначная, с учетом принципа неприкосновенности частной жизни).

Реализация программы превращения Японии в "мировую державу" по набору жизненных стандартов имеет достаточно позитивные шансы. Одним из внушительных результатов послевоенного периода является удельный вес официально считающихся бедными. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает около 15% от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1%-ной отметки. Число бездомных в Токио составляет 3-4 тыс. чел. против 50 тыс. в Нью-Йорке. В итоге все это способствовало значительному укреплению социально-политической стабильности страны.

Большие усилия прилагает Япония для поддержки жертв нищеты за рубежами страны. Это осуществляется в рамках программы "Официальной помощи развитию" (ОПР). Здесь имеется в виду помощь официальным учреждениям со стороны страны-фонда (Япония); основная цель - обеспечение экономического прогресса и рост благосостояния населения (стран-реципиентов); условия предоставления помощи самые мягкие. Помощь осуществляется в форме поставок товаров, преимущественная ориентация - страны АТР - чисто геополитическая, где достаточно много стран, страдающих от нищеты; сфера ориентации - экономическая инфраструктура (транспорт, связь, энергетика и т. д.), которая в отсталых странах находится в катастрофическом состоянии.

Однако есть реальные опасения, что правители многих стран по-другому распоряжались и продолжают распоряжаться средствами, поступающими извне и предназначенными для облегчения условий существования своих граждан через создание рабочих мест, формирование основ социальной инфраструктуры, прямые субсидии нуждающимся семьям и т. д. Свидетельством тому явились недавние события в Южной Азии - ядерные испытания Индии и Пакистана, где достаточно высока доля ужасающей нищеты населения.

Перспективы развития Японии достаточно оптимистические, если еще иметь в виду стремление японцев усилить свои экономические и политические позиции в азиатско-тихоокеанском регионе, который будет доминировать в ХХI в.

По прогнозам аналитиков перспективы экономического развития трех великих держав (регионов) мира - США, Западной Европы, Японии носят оптимистический характер. Важнейшие макроэкономические параметры трех "центров Земли" можно проследить по данным табл. 21 и 22, где приведены реальные объемы ВВП, удельный вес стран и регионов и реальный ВВП на душу населения до 2000 г. *1

_____

*1 Малышев В., Ларин А. Россия и мир: тренды экономического роста // Вопросы экономики. - 1997. - N 4. - С. 84-98.

Таблица 21