logo
Ломакин В

Прогнозные оценки численности населения России, млн чел.

#G0Автор и год прогноза

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Госкомстат РФ, 1997

144,1-145,9

139,5-144,8

134,7-143,7

ООН, 1996

145,8-147,1

142,8-146,0

139,5-145,1

Бюро цензов США, 1997

145,9

144,3

143,9

Примечание. Таблица составлена по данным: Стратегический бюллетень - М.: Госкомстат РФ, 1997; World Population Prospects: the 1996 Revision; VS Bureau of Census International Data Base.

По состоянию на конец 1999 г. трудовые ресурсы России составили 74,3 млн чел., т. е. около 54% населения страны. Это четвертое место в мире после Китая, Индии, США.

За период реформ общая численность занятых в отраслях народного хозяйства сократилась более чем на 10 млн чел. Структура занятости на середину 90-х гг. выглядела следующим образом: 25,6% из общего числа занятых в народном хозяйстве приходилось на промышленность, 15,7 - на сельское и лесное хозяйство, 11,0 - на образование и культуру, 9,6 - на строительство, 9,9 - на торговлю и общественное питание, 7,8 - на транспорт и связь, 6,6 - на здравоохранение, 4,5 - на бытовое обслуживание, 2,5 - на науку и образование и т. д. Сохраняется тенденция снижения занятых на государственных предприятиях. Вследствие низкого уровня оплаты труда растет вторичная занятость населения на постоянной основе.

Занятость населения - одна из наиболее острых социальных проблем в современном мире. По данным МОТ в 1995 г. в мире насчитывалось около 120 млн официально зарегистрированных безработных. По неофициальным данным количество безработных в мире оценивается в 820 млн чел., что составляет 1/3 всего трудоспособного населения мира. В начале 2000 г. в России 12,8% экономически активного населения было частично или полностью безработным.

Самые низкие показатели уровня безработицы зарегистрированы в новых индустриальных странах. В первую десятку по этому показателю входят - Таиланд (1,4%), Тайвань (1,45), Сингапур (1,9), Гонконг (2,0), Южная Корея (2,4), Мексика (2,49), Япония (2,5), Малайзия (3,0), Индонезия (3,2) и Чили (4,4%).

В современной России трудовой потенциал обладает достаточно высоким образовательным уровнем, которому отвечает 1/3 всех занятых в народном хозяйстве. Как во всем мире в целом, так и в нашей стране сохраняется устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов. С начала 90-х гг. нашу страну покидают ежегодно в среднем около 100 тыс. чел., большая часть из которых - высококвалифицированные специалисты. Основные направления эмиграционных потоков - Германия (62%), Израиль (22%), США (13%).

По имеющимся оценкам, примерно 1/3 наиболее талантливых российских ученых работает за рубежом, а ежегодные потери страны вследствие этого процесса оцениваются в 50-60 млрд долл. Это явление иначе называется "утечкой мозгов".

Таким образом, от эффективности использования имеющегося позитивного потенциала через разработку механизмов занятости, переподготовки кадров, создания рабочих мест, расширения видов общественных работ и многих других направлений зависит решение сложившейся достаточно сложной социально-экономической проблемы страны.

В современном мировом хозяйстве научно-технический потенциал, как в целом, так и на уровне отдельной национальной экономики, становится одним из активных элементов воспроизводственного процесса. Преимущества страны обусловлены развитостью фундаментальной науки, наличием достаточно сильных позиций по передовым технологическим направлениям. Среди них - биотехнология, лазерная техника, генная инженерия, исследования и разработки в области ядерной энергетики, авиации, освоения и исследования космического пространства и ряд других направлений.

По объемам расходов на развитие научно-технического потенциала в настоящее время лидируют развитые страны мира. Этот показатель составляет в Швеции 3% ВВП, в Японии - 2,97%, в Чехии - 2,91, в Швейцарии - 2,86, в Германии - 2,73, в США - 2,8%. Большое внимание развитию НИОКР стали уделять в новых индустриальных странах. За истекшее десятилетие НИС Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) увеличили наукоемкость ВВП в полтора раза и приблизились к показателям европейских стран, а Южная Корея уже достигла американского уровня.

Экономические реформы России резко усилили существовавшие еще в период СССР тенденции к деградации научно-технического потенциала. Ассигнования в науку с 1988 по 1992 г. снизились более чем в 3 раза.

Если общие расходы на науку в бывшем СССР составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире, то в 1992 г. в России удельный вес ассигнований на НИОКР сократился до 0,87% (27-е место в мире). По абсолютным расходам на НИОКР (0,01 млн долл.) Россия занимает 24-е место в мире, уступая не только развитым, но и некоторым развивающимся странам. К середине 90-х гг. расходы на науку в федеральном бюджете сократилась до 0,44%.

Расчеты показывают, что доля расходов на НИОКР в ВВП России в настоящее время соответствует уровню 50-х гг., в то время как абсолютная величина общих расходов на НИОКР близка к уровню начала 60-х гг. В целом доля расходов на НИОКР в ВВП России за период проведения реформ снизилась до уровня Египта, Индии, Португалии, хотя еще в конце 80-х гг. этот показатель соответствовал уровню США, Германии, Японии, Швеции *1.

_____

Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика. - 1999. - С. 349.

В начале реформ научно-технический потенциал России включал 2,9 тыс. научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 559 проектно-изыскательских организаций, 400 научноисследовательских и конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, 450 высших учебных заведений. За годы реформ из-за острого нарастания финансовых проблем, падения престижа ученых, многие научно-исследовательские институты были закрыты, резко сократилась исследовательская деятельность, подготовленные ученые или выехали за рубеж или перешли в коммерческие структуры. Общее число занятых в научной сфере уменьшилось в два раза - до 1,7 млн чел.

Характерной чертой российского научно-технического потенциала, как и всей экономики страны, была и остается чрезмерно высокая милитаризация. Если среднемировые показатели в области научных расходов на военные цели соответствуют 25%, то в России они составляют около 70% всех ассигнований на НИОКР. Кроме того, 80% всех научно-исследовательских институтов и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.

С начала 90-х гг. наметилась тенденция снижения образовательной базы страны. На всех ступенях образования (вуз-аспирантура-докторантура) резко сократились приоритеты государственной целевой подготовки кадров, параллельно появились коммерческие направления, куда зачастую отбираются не по принципу высокой подготовленности, а исходя лишь из финансовых возможностей.

Если в 80-е гг. около 70% фундаментальных и прикладных разработок по направленности и уровню полученных результатов соответствовали мировому уровню, а 20% разработок даже превосходили его, то в середине 90-х гг. (1995-1996 гг.) эти показатели снизились соответственно до 25 и 7% *1.

_____

*1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М., 1999. С. 32.

Имея в виду то, что научно-технический потенциал, эффективность НИОКР определяют конкурентные преимущества страны по многим приоритетным направлениям, в настоящее время назрела необходимость разработки принципиально новой государственной политики научно-технического развития страны, адекватной ее общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики.

Реализация научно-технического потенциала будет определяться формированием эффективного механизма трансформации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в наукоемкие технологии, способного стать основой технического перевооружения широкого круга отраслей и производств на качественно новом уровне для производства высококонкурентной продукции, могущей завоевать прочные позиции на внутреннем и внешнем рынках и создать основу для технологического перевооружения.

Для достижения этих целей "Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы" предлагает следующие основные направления:

- провести исследования и разработки в области деятельности для обеспечения жизненно важных интересов человека, общества, государства, создав таким образом научно-технический задел для устойчивого развития России, ее национальной безопасности;

- создать и модернизировать инфраструктуру, обеспечивающую проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне;

- сформировать необходимые организационные, экономические, нормативно-правовые и другие виды обеспечения научно-технической и инновационной деятельности;

- реформировать отечественную систему подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности, обеспечить соответствие кадровой основы российской экономики задачам ее технологического перевооружения и интенсивного развития.

Для реализации этих направлений необходимо решить следующие задачи:

- реформировать сеть научных организаций в целях проведения приоритетных исследований и разработок с учетом реальных ресурсных ограничений;

- осуществить меры по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров;

- создать условия для повышения престижности научного труда, возрождения отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечения молодежи в сферу науки, а также обеспечить социальную защиту научных работников и специалистов;

- создать, модернизировать, усовершенствовать необходимые организационные, экономические, нормативно-правовые, информационные и другие виды обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защиты и использования;

- разработать и реализовать систему мер по сохранению, воссозданию и развитию в России инфраструктуры (зданий, сооружений, комплексов, поставки и применения научного оборудования, приборов и др.), обеспечивающей проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне.

Согласно методике оценки научного капитала РАН, резкое сокращение расходов на науку в период проведения реформ, отягощенное экономическим кризисом, привело к появлению сегодня долгосрочной тенденции спада научного капитала. Преодолеть действие этой тенденции удастся в лучшем случае лишь после 2003-2007 гг., когда по-видимому будет преодолен минимальный уровень данного показателя.

При разработке мероприятий по сохранению и реформированию науки России вероятно следует учитывать долгосрочные особенности развития научного потенциала. Необходима разработка долгосрочной концепции развития российской науки на период до 2015-2020 гг. К сожалению, долгосрочные перспективы развития практически не были учтены при разработке "Концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг.".