logo
Ломакин В

IV.1.1. Сша на пути подъема, новый экономический курс б. Клинтона Место сша в мировой экономике

На современном этапе США являются ведущей державой мировой экономической системы, которая базируется на следующих преимуществах:

- огромный хозяйственный потенциал - природно-сырьевой, демографический, производственный, научно-технический;

- большая емкость внутреннего рынка;

- значительные масштабы концентрации и централизации производства и капитала;

- проведение крупномасштабных научных исследований и разработок;

- современная экономическая (постиндустриальная) структура, с развитием новых и новейших отраслей производства и сферы услуг;

- стабильно высокие темпы развития;

- доминирование принципов, определяющих основы государственной экономической политики - поддержка свободы экономической деятельности, защита свободной конкуренции, поощрение предпринимательской активности, ограничение монополий.

Используя свой экономический и финансовый потенциал, США в течение ряда лет опережают своих конкурентов по росту производительности труда (США в 1998 г. - 4,8%; 1999 - 6,4; 2000 - 3,8%; Японии - 4,2, 3,1, 0,7; Германии - 4,5, 2,5, 2,3), темпам прироста ВВП (США - 4,3, 4,2, 4,4; Япония - 2,5, 0,3, 0,9) *1, а также в научно-техническом прогрессе, уровню развития внешнеэкономических связей и т. д. Обладая самым крупным в мире научно-техническим потенциалом, США занимают первое место в мире по суммарным объемам НИОКР - 2,8% от ВВП в 2000 г. Научные исследования - сфера с уникально высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе развитых стран. Если в ОЭСР на долю 7 из 24 стран РСРЭ приходится примерно 90% затрат на НИОКР, то на долю США - примерно половина расходов и научных кадров "большой семерки" *2 . За последние четыре десятилетия удельный вес расходов федерального бюджета на науку, космос и технологии вырос в 28 раз: с 0,1% в 1950 г. до 2,8% в 2000 г.

_____

*1 Приписнов В. МЭ и МО. - 2000. - N 8.

*2 Иванов Н. Там же.

В 90-е гг. уровень безработицы в США оказался самым низким - 4,2% в 2000 г., против 8,6 в Германии, 10,2 во Франции и 11,0 в Италии.

В начале 90-х гг. правительство США столкнулось с тем, что за предыдущий период правления страна исчерпала почти все возможности зарубежных инвестиций и к началу 90-х гг. американская экономика уже была не в состоянии конкурировать на равных с экономикой своих партнеров по "семерке".

Два крупнейших международных инвестора - ФРГ и Япония - к этому периоду не имели прежних возможностей для инвестиций в экономику США. При этом первая из-за воссоединения восточных и западных земель, а вторая - из-за тяжелейших последствий краха токийской финансовой биржи в феврале 1990 г.

"В 1992 г., - подчеркивал президент Клинтон в своем первом "Экономическом докладе Конгрессу", - американский народ требовал перемен... Я просил... поддержки для всеохватывающей кратко- и долгосрочной стратегии, нацеленной на то, чтобы восстановить притягательность экономического будущего нашей страны... Вместе мы заменили дрейф и тупики обновлением и реформой" *1.

_____

*1 Economic. Report of the President. - Washington. - 1994. - P. 3.

Администрация Б. Клинтона сразу же пошла по пути глубокого пересмотра всего комплекса консервативной бюджетной политики. Однако выработка конкретного содержания этого пересмотра в реальных условиях 90-х гг. оказалась весьма сложной не только из-за оппозиции республиканцев в Конгрессе, а прежде всего из-за того, что новое правительство столкнулось с задачей серьезного обновления "демократической экономической концепции". Новый президент особенно подчеркивал важность поощрений в области экономического развития, в том числе активной поддержки НИОКР, образования, а также социальной инфраструктуры, отмечая при этом, что "государство играет жизненно важную роль" *1.

_____

*1 Там же.

Бюджетная стратегия нового правительства кардинальным образом изменилась, реагируя на 12-летнюю "эпоху инфляции", итоги "двенадцатилетнего консерватизма" и прежде всего, на беспрецедентный рост несбалансированности федерального бюджета; его превращение в так называемые структурные бюджетные дефициты, интенсивное накопление федерального государственного долга. В течение всего времени правления республиканцев (период Рейгана) вывоз капитала имел ограниченный характер и никакого равновесия между вывозом и ввозом, причем стабильного, - не соблюдалось. Для решения сложившихся проблем правительство Б. Клинтона взяло на вооружение неокейнсианскую экономической политику.

Для реализации своих планов Б. Клинтон избрал два пути:

- увеличение государственных доходов путем увеличения налогов и уменьшения государственных расходов (т. е. уменьшение бюджетного дефицита);

- увеличение государственных инвестиций, т. е. усиление госсектора по отношению к частному сектору.

В процессе выработки экономической политики Б. Клинтон поддерживал тесное сотрудничество с тремя силами.

1. Регионы, т. е. в этот период наименьшим оказался объем финансирования штатов из центрального бюджета: снижение достигло 17% в 1992 г. по сравнению с почти 26% в 1980 г. Б. Клинтон установил тесный контакт с губернаторами штатов, пообещав увеличить централизованное финансирование в обмен на поддержку своей экономической политики на местах.

2. Крупные промышленники - экономический план Клинтона был поддержан главами крупнейших корпораций.

3. Законодатели. Уже в марте 1993 г. новый глава правительства одержал большую победу в конгрессе США в борьбе за принятие новой экономической программы.

Программа правительства включала 150 конкретных предложений по бюджету. В числе главных пунктов программы Президент назвал сокращение оборонных расходов, а в качестве основной задачи - создание новых рабочих мест. На совместном заседании палат Конгресса Б. Клинтон заявил (февраль 1993 г.), что если "не будут приняты кардинальные меры по руководству экономикой, то через 10 лет мы не узнаем свою страну", т. е. дефицит может возрасти до 635 млрд долл. в год; государственный долг может составить почти 80% ВВП США *1. По программе планировалось сокращение бюджетного дефицита в 1997 г. на 140 млрд долл.

_____

*1 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.: ИНСАН. - 1994. - С. 39.

Методы финансирования этой экономической программы будут осуществляться не только за счет сокращения правительственного аппарата, но и повышения налогов.

Высшую ставку федерального подоходного налога для тех, чей заработок превышает в среднем 180 тыс. долл. в год, планировалось увеличить с 31% до 36%. В казну это принесет за первый год 14 млрд долл. (по предварительным расчетам), а в течение оставшихся 4-х лет - 60 млрд долл. Предусматривалось также введение 10%-ного дополнительного подоходного налога для тех, чьи доходы составляют более 250 тыс. долл. в год. Это может принести казне дополнительно 300 млн долл. в первый год, а за четыре года 1 млрд долл. Корпоративный подоходный налог - повысить с 34 до 36%, что принесло бы за первый год стране 7 млрд долл., а за четыре года - 28 млрд долл. Для предприятий с доходом более 10 млрд долл. налог - до 36%, тогда казна получит 30 млрд долл. в год. В программе также подчеркивалось, что для 98,8% американских семей подоходный налог останется на прежнем уровне.

Конгрессом не утверждены предложения по программе, ущемляющие социальные права малообеспеченных семей. Это повышение налогов (подоходных) с пожилых американцев по системе социального обеспечения; повышение налога на энергопотребление и некоторые другие.

В новой программе Президент предусматривал и повышение налогов с иностранных компаний, работающих в США. По прогнозам это должно принести 9 млрд долл. за первый год.

Второе направление экономической политики - сокращение государственного аппарата. С начала своей деятельности Клинтон сократил свою администрацию (это и есть правительство) на 25%.

Эти и ряд других предложений программы свидетельствовали о том, что Президент придерживался идеи "неокейнсианства" и "неоконсерватизма". Суть теории последнего заключается в том, что политика стимулирования экономики должна быть направлена на устранение барьеров, препятствующих росту инвестиций, с чем связаны высокие доходы (зарплата, прибыль и т. д.).

Вместе с тем, предполагается широкое использование государственного аппарата с целью регулирования через налоги, процентные ставки, инвестиции, региональные федеральные программы и т. д.

Вторая половина 90-х гг. для Соединенных Штатов началась с циклических перепадов. Экономический подъем в США, затормозившийся в 1995 г., во второй половине 1996 г. вновь набрал темп. В целом за 1996 г. прирост ВВП в ценах 1992 г. составил 2,4% против 2% в 1995 г.

Специфика хозяйственной конъюнктуры последних двух лет во многом определялась тем, что подъем происходил в условиях рестриктивной бюджетной политики (ограничение производства, продажи и экспорта с целью повышения цен и получения большей прибыли). На этом фоне произошло резкое ослабление потребительского спроса на товары длительного пользования, особенно на автомобили и жилье. (Продажа легковых автомобилей во второй половине 1995 г. по сравнению с 1994 г. уменьшилось с 15,2 до 14,4 млн шт.) *1.

______

*1 Богачева О. Экономический подъем в США - второе дыхание // МЭ и МО. - 1997. - N 3. - С. 118.

Ослабление внутреннего спроса привело к резкому сокращению вложений в товарно-материальные запасы, что ослабило внешний спрос и привело к падению прироста экспорта США почти в 4 раза, что, в свою очередь, негативно отразилось на темпах прироста ВВП.

Ослабление конъюнктуры в конце 1995 г. вынудило Федеральную резервную систему (ФРС) перейти к умеренно рестриктивной, стимулирующей кредитно-денежной политике, что повлекло за собой снижение уровня кредитного процента. В результате сразу же наметилось улучшение конъюнктуры - автомобильная промышленность, жилищное строительство и далее - по остальным направлениям.

В середине 1995 г. впервые за последние годы была переломлена тенденция ослабления курса доллара. Это событие было положительно воспринято во многих странах мира. Низкий курс доллара благоприятствовал американскому экспорту, а следовательно, росту производства в США за счет стран-импортеров. К поддержке доллара присоединила свои усилия Япония и начавшая испытывать трудности с экспортом Германия, которые рассчитывали на стимулирующее воздействие на производство более низких курсов их национальных валют.

Во второе полугодие 1996 г. США вступили с лучшими показате-лями: норма безработицы упала до 5,2% (самый низкий показатель за последние 30 лет), темп инфляции по индексу потребительских цен оставался устойчивым - около 2,8-3,0% в год, чего не наблюдалось в США с конца 60-х гг. Почти 56% избирателей оценили положение в экономике как отличное или хорошее. "И дело не столько в выдающемся ораторском мастерстве, его обаянии и юношеском задоре... Основой победы Билла Клинтона в борьбе за второй срок президентства, как и в 1992 г. стало то, как избиратели оценили экономическую политику", - писала "Файненшнл таймс".

Экономический подъем в США во второй половине 90-х гг. в большей мере опирался на инвестициорнный спрос, обусловленный активным процессом технического переоснащения производства на базе современной компьютерной техники. Это предопределило относительно устойчивый характер нынешнего экономического подъема.

За 1992-1996 гг. объем частных инвестиций в экономике в сопоставимых ценах увеличился на 37% против 3% во второй половине 80-х гг.

Одна из особенностей нынешнего подъема заключается в том, что он развивается в условиях относительно жесткой налогово-бюджетной политики. В 1996 финансовом году дефицит федерального бюджета уменьшился до 107,3 млрд долл. (1,4% ВВП) по сравнению с 163,8 млрд долл. (2,3% ВВП) в 1995 финансовом году, а в 1992 г. - 290 млрд долл. (4,9% ВВП). Такого низкого бюджетного дефицита в США не было с 1981 г. *1

_____

*1 Богачева О. Экономический подъем в США - второе дыхание // МЭ и МО. - 1997. - N 3. - С. 119.

Улучшению положения федерального бюджета способствовало принятие в 1993 г. предложений Президента по сокращению дефицита, включающих, в частности, повышение максимальной ставки налога на личные доходы (до 39,6%), сокращение "немандатных" расходов (на содержание правительства). Большую роль сыграл общий экономический подъем, обеспечивший значительный приток налоговых доходов в казну, прирост от налога на прибыль.

В целом, политика администрации Б. Клинтона, особенно на первом этапе, показывает, что в решении неотложных проблем американская экономика пошла по пути сохранения экономических и финансовых традиций, одновременно приспосабливая их к новым хозяйственным и социально-политическим условиям. После 12 лет господства "рейгановского" экономического курса Клинтон практически предложил "схему" своей версии современной "Смешанной экономики", признающей позитивный потенциал адекватных стабилизационных мер государства и весьма активно использующей этот потенциал.

С одной стороны, вследствие начала очередного циклического подъема в США, а с другой - ввиду макроэкономической правильности своих стратегических экономических мероприятий, адми-нистрации Б. Клинтона за период 1993-1996 гг. удалось добиться достаточно позитивных хозяйственных результатов (табл. 16).

Таблица 16