logo
Ломакин В

V.2.6. Израиль

Особое место среди ближневосточных стран принадлежит государству Израиль. Это самое молодое государство, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. в результате раздела бывшей Британской мандатной территории Палестины на независимые еврейское и арабское государства.

Израиль - государство с населением около 6 млн чел. и незначительным природно-ресурсным потенциалом. По международной классификации Израиль относится к промышленно развитым странам. Доля промышленности составляет около 21% ВВП, сельского хозяйства - 3%.

Объем совокупного национального продукта в 1998 г. составил 99,0 млрд долл., что более чем в 20 раз превысило показатель 1950 г. *1

_____

*1 Факты об Израиле. Израильский центр информации, 1999. С. 195-197.

Сегодня Израиль специализируется на развитии наукоемких отраслей: медицинской электроники, средств связи, компьютеров. Хорошо развиты электронная и электротехническая промышленность. Базовыми отраслями экономики являются машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, обработка драгоценных камней.

Наукоемкие отрасли Израиля производят сегодня 2% валового национального продукта (для сравнения: в США - 2,3%). Первоначальные капиталовложения в наукоемкие производства, составляющие до 50% инвестиций в данную сферу, обеспечиваются правительством, затраты государства на развитие наукоемких отраслей очень эффективны: свыше 40% субсидируемых проектов окупаются в течение 10 лет, 26% - успешно конкурируют на мировом рынке *1.

_____

*1 Левина Л. Израиль сегодня. С. 148.

Большое значение для развития страны имеет ее стратегическое положение. Израиль занимает как бы "серединное" геополитическое положение между "Западом" и "Востоком", что позволяет широко привлекать материальную, финансовую, технологическую помощь развитых стран Запада и пользоваться дипломатической поддержкой Востока. Эти моменты оказали большое влияние на формирование своеобразной израильской социально-экономической модели.

В условиях постоянного переселения евреев со всего мира, государство Израиль в короткий срок создало развитую промышленность и в настоящее время входит в число двадцати наиболее развитых стран мира.

"Экономическое чудо" Израиля стало возможным, прежде всего благодаря рациональному использованию полученной экономической помощи извне (объем иностранной помощи за 4 десятилетия составил более 90 млрд долл.). Большим успехом является также эффективное вовлечение репатриантов в производительные силы общества благодаря существованию различных методов поддержки деловой активности репатриантов. Специально созданные социальные центры определяют сумму первоначального капитала, необходимого для открытия дела, часть из этой суммы должен внести сам репатриант, а остальную часть государство выдает в форме кредита. Очень важно при этом то, что для новых предпринимателей предусмотрены значительные льготы при возврате полученных кредитов на открытие своего дела. Если новое предприятие функционирует определенный срок (от 3 до 5 лет), кредит (или его часть) превращается в безвозвратную ссуду. В течение первых двух лет работы предприниматель получает отсрочку от уплаты предпринимательского и части подоходного налога. Размеры льгот определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от масштаба работы, степени риска, объема кредита и т. д.

Социальную защиту жителей (безработных, малообеспеченных и других репатриантов) осуществляет Служба национального страхования.

В 80-е гг. в экономике Израиля обострились кризисные явления. Это было связано с колоссальными расходами на военные цели в связи с многолетним конфликтом с соседними арабскими странами (от 30 до 45% ВНП, тогда как западные страны на военные цели тратили 3-5% ВНП). Основу экспорта составляли поставки вооружения в страны Азии, Африки, Латинской Америки, алмазы, цитрусовые, минеральные удобрения. Хронический дефицит платежного баланса покрывался главным образом за счет помощи США и сионистских организаций. В 1985 г. правительство Израиля приняло долгосрочную программу по стабилизации экономики в два этапа. Главный упор на первом этапе был сделан на борьбу с инфляцией, достигшей в 1984 г. 400%-ного уровня. Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий, усиление стимулирования конкурентоспособного производства, децентрализацию профсоюзных гигантов. На долю государства и профсоюзов к началу 90-х гг. приходилось 1/2 ВНП и столько же занятых в промышленности. Им же принадлежало до 95% всего земельного фонда Израиля.

В настоящее время постепенно снижается доля госсектора, хотя крупные предприятия еще принадлежат государству. Частный сектор пока представлен мелкими и средними предприятиями пищевой, текстильной и деревообрабатывающей промышленности.

В 1992 г. новое правительство Израиля во главе с Ицхаком Рабином выдвинуло новую программу экономического развития страны, где главное внимание уделяется перестройке структуры экономики, ее демилитаризации. При этом предусмотрено использование части иностранных кредитов для совершенствования структуры экономики, создания новых рабочих мест, повышения уровня жизни населения. В области сельского хозяйства экономическая политика направлена в сторону самообеспечения продовольствием. Большое внимание уделяется внедрению агротехнических методов, новых технологий (4/5 всей сельскохозяственной продукции производится сельскохозяйственными кооперативами). Сейчас Израиль в основном обеспечивает свои потребности в продовольствии, кроме пшеницы, растительного масла, мяса, кофе, сахара. Израиль также является экспортером сельскохозяйственной продукции, особенно цитрусовых и продуктов их переработки. С 1950 по 1996 г. годовой экспорт сельскохозяйственной продукции вырос более чем в 33 раза.

Правительство Израиля проводит активную экономическую политику, направленную на развитие различных сфер экономики. Создан специальный фонд развития малого бизнеса.

В основе реализации программы Правительства Израиля на 1999-2000 гг. "Прогноз экономического развития страны" лежит целый ряд мер, направленных на усиление внутренних и внешних экономических приоритетов: сокращение доли государства в экономике; проведение налоговой реформы, основанной на расширении источников налогообложения; сокращение государственного аппарата; проведение структурных изменений внутреннего рынка; разработка мероприятий по поддержке и развитию экспортноориентированных производств.