logo
Ломакин В

Структура экспорта России в дальнее зарубежье, в % к итогу *1

#G0Товарные группы

1990

1991

1992

1993

1994

Машины, оборудование, транспортные средства

17,6

10,2

8,9

6,5

5,0

Металлы, драгоценные камни

12,9

14,3

16,4

23,2

26,3

Химические продукты, каучук

4,6

6,6

6,1

6,0

7,7

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия

4,4

4,7

3,7

4,2

4,2

Текстиль и текстильные изделия

1,0

0,9

0,6

0,4

0,9

Кожевенное сырье, пушнина

0,2

0,3

0,2

0,2

0,3

Продовольствие и сельхозсырье

2,1

2,6

3,9

3,8

4,2

Прочие товары

11,8

8,7

8,1

9,0

7,4

_____

*1 Россия в цифрах. - М.: Госкомстат, 1995.

Основным источником экспортных доходов в твердой валюте остается сырье - металлы, драгоценные камни, энергоресурсы, полуфабрикаты. В последующие годы такая тенденция сохранится.

Составляя 15% российского ВВП, ТЭК в 1995 г. дал 45% всех экспортных доходов в твердой валюте. Доходы, получаемые от экспорта сырья и топлива, металла, в основном оседают в самой горнодобывающей промышленности, поддерживая ее в условиях кризиса, и частично перераспределяются в отраслях обрабатывающей промышленности для их поддержки.

Со второй половины 1995 г. и в 1996 г. расширение внешнеторгового оборота произошло из-за увеличения вывоза и ввоза товаров в натуральном выражении и повышения цен. В течение года, экспорт нефти возрос на 4%, нефтепродуктов и черных металлов - на 13-14, алюминия и меди - на 24, азотных удобрений - на 9%. В импорте в 2,7 раза увеличился ввоз зерна, на 85% - обуви, на 28 - сахара, на 11 - свежемороженого мяса, на 25% - мяса и птицы *1, для производства которых Россия располагает достаточными потенциальными возможностями.

_____

*1 Экономический обзор: К итогам 1996 года // Экономист. - 1997. - N 2. - С. 10-17.

Соответственно повысилась доля экспортных поставок топливно-сырьевых групп в общем объеме реализации на внутреннем рынке, а также продовольствия и других товаров народного потребления. Пропорции внешней торговли отражали в целом тенденции периода прошлых лет развернутого строительства социализма - преобладание в экспорте энергоносителей и сырья, а в импорте - товаров народного потребления и сырья для их производства.

Сальдо торгового баланса к началу 1996 г. сложилось с превышением экспорта над импортом в размере 18,3 млрд долл.; в торговле со странами СНГ торговый баланс был отрицательным - импорт превышал экспорт на 1,2 млрд долл. Внешнеэкономическая деятельность обеспечивала положительное сальдо.

В целом, по результатам оценок аграрно-сырьевой профиль российской экономики сохраняется. По отраслевой структуре производства и экспорта Россия становится похожей на такие страны, как Алжир, Замбия, Лесото.

Затяжной экономический кризис способствовал разрушению научного потенциала страны. В 1995 г. расходы на НИОКР составили всего 0,4% ВВП России, тогда как в СССР эта доля достигала 4%, а в ведущих индустриальных странах в настоящее время она находится в пределах от 2 до 3% *1.

_____

*1 Финансовые известия. 1995, 10 ноября.

В 70-80 гг. Советский Союз определенно занимал одно из мест среди супердержав мира. По объему ВВП он уступал лишь США, причем были годы, когда объем его ВВП достигал 30-40% американского. Начиная с 1990 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению этого показателя в России. Ее валовой внутренний продукт по данным Госкомстата Российской Федерации в период с 1990 по 1996 г. сократился более чем наполовину (в 1991 г. на 5%, в 1992 г. - на 14,5, в 1993 г. - на 8,7, в 1994 г. - на 12,7, в 1995 г. - на 4,2, в 1996 г. - на 6%) *1. В 1997 г. наблюдалась приостановка темпов падения.

_____

*1 Российский статистический ежегодник. - М.: Госкомстат России. - 1996. - С. 285; Социально-экономическое положение России. 1996. - М.: Госкомстат России. - 1996. - N 12. - С. 11.

Сокращение абсолютных размеров ВВП в России сопровождается снижением ВВП на душу населения. Этот показатель за 1990-1997 гг. выглядел следующим образом: 1990 г. - 6734; 1992 - 5414; 1994 - 4430; 1996 - 4008 долл./чел. в ППС 1993 г. *1, причем по этому показателю Россия значительно отстает от ряда развивающихся государств, особенно НИС Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, и занимает 39-е место, уступая таким странам, как Колумбия, Филиппины, Индонезия, Индия, Китай и др.

_____

*1 Малышев В., Ларин А. Россия и мир: тренды экономического роста // Вопросы экономики. - 1997. - N 4. - С. 84-98.

Характерна также, как об этом говорилось выше, сильная гипертрофированность отраслевой структуры ВВП России. С одной стороны, около 40% его объема приходится на промышленность (один из самых высоких показателей в мире), с другой - сфера услуг в нем составляла около 20% (один из самых низких показателей в мире). В США этот показатель составил 75%, в Гонконге - 73, в Канаде - 68, во Франции - 67, в Нидерландах - 65%.

Современный производственный потенциал России - это концентрация в производстве значительных объемов физически и морально изношенного основного капитала, где преобладают ресурсорасточительные, устаревшие технологии. Средний срок службы активной части фондов в настоящее время достигает 25-26 лет. Сравнение этого показателя с аналогичным для развитых стран мира (менее 10 лет) свидетельствует о значительном повышении экономически целесообразных сроков эксплуатации. Степень износа основного капитала увеличилась до 45%.

Моральный и физический износ значительной части производственного аппарата стал сегодня главным фактором, препятствующим совершенствованию структуры экономики и росту основных показателей производства.

Варианты вывода экономики страны из создавшейся ситуации многообразны и отдельные из них могут развиваться по следующим направлениям:

- расширение традиционного экспорта и модернизация экономики на заработанные средства. Этот вариант сегодня практически нереализуем, так как традиционные товары российского экспорта (нефть, газ, золото, алмазы, лес) не могут обеспечить роста поступлений. Проблема состоит в том, что, во-первых, - это невосполнимые ресурсы, во-вторых, нефть в течение десятков лет варварски добывали, выбирая только фонтанные скважины, а сейчас их стало мало, на газ нет высокого спроса, золото и алмазы как сырье не дают крупных доходов, большие объемы продажи леса невозможны из-за низких цен за 1 ми слабой транспортной инфраструктуры страны;

- резкое расширение кредиторской задолженности и осуществление модернизации за счет новых кредитов. Реализация этого варианта также имеет свои сложности, так как неплатежеспособной стране с трудом выделяют кредиты;

- широкое развертывание совместного предпринимательства, привлечение зарубежных технологий, менеджмента, капиталов. Сейчас этот процесс очень медленно набирает темпы. Причины такого явления - политическая нестабильность, неконвертируемость рубля, рост инфляции;

- создание ряда свободных экономических зон, в которых бы функционировал большой иностранный капитал и применялись современные технологии. Такие попытки предприняты, но большого успеха по вышеуказанным причинам пока не имеют;

- наиболее предпочтительным сегодня представляется широкое привлечение иностранных инвестиций. В настоящий момент в наиболее развитых странах в среднем 25% собственности принадлежат иностранному капиталу, а в США более 50% всех фирм принадлежит иностранцам.

С 1 сентября 1991 г. введен в действие Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Его содержание заключается в следующем: иностранными инвесторами в России могут быть иностранные юридические лица, не имеющие гражданства, иностранные государства, международные организации, российские граждане, живущие за рубежом.

В российскую экономику средства можно вложить через долевое участие в наших предприятиях, через создание предприятий, полностью принадлежащих иностранцам, через приобретение предприятий, паев, долей, через приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами.

Закон предусматривает полную правовую защиту инвесторов. Условия инвестиций для наших инвесторов не могут быть лучше, чем для иностранных. Кроме того, закон предусматривает гарантию от национализации. Здесь сказано, что иностранная собственность не подлежит национализации и не может быть подвергнута реквизиции и конфискации. Однако статья имеет оговорку: "Если же национализация необходима, то должна быть обеспечена быстрая, адекватная и эффективная конфискация".

Закон предусматривает беспрепятственный вывоз прибыли после уплаты налогов, если эта прибыль в валюте. Для хранения российской валюты закон предусматривает открытие иностранцами в банках Российской Федерации рублевых счетов без права перевода рублей за границу. Превращение рублей в валюту должно осуществляться по рыночному курсу. Здесь имеется еще один камень преткновения для зарубежных инвесторов: перевести рубли за рубеж нельзя, а сегодняшняя рублевая выручка уже завтра, при нашей инфляции и переводе в иностранную валюту, станет убытком. По этому закону землю можно отдавать иностранному инвестору в аренду. В целом, закон достаточно противоречив и ограничен и в такой форме эффективно работать не может.

Наряду с законом об иностранных инвестициях, в последние годы были приняты документы, которые полностью преобразовали всю нашу экономическую действительность, особенно в той ее части, которая связана с внешним миром. Основой этих новаций является Указ Президента Ельцина "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" от 15 ноября 1991 г., вступивший в силу с 1 января 1992 г. Его основная суть заключается в полном разрушении государственной монополии на внешнюю торговлю и полной ликвидации монопольного положения Внешэкономбанка в области связей с заграницей.

Основные положения этого Указа:

1. Разрешить всем предпринимателям в любой форме собственности осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую, без специальной регистрации.

2. Отменить не основанные на российских законах ограничения на бартерные операции.

3. Разрешить банкам, уполномоченным на то Центробанком России, открывать валютные счета всем юридическим лицам и гражданам. Иностранная валюта гражданам выдается по их требованию без каких-либо ограничений и разрешений.

4. Установить обязательную продажу предприятиями-экспортерами части валютной выручки Центральному банку для формирования валютного резерва. Эти средства аккумулируются на обслуживание долгов и централизованный импорт.

5. Курс рубля к иностранным валютам складывается на основе спроса и предложения.

6. Запретить в Российской Федерации расчеты в иностранной валюте, кроме оплаты труда и покупок в магазинах.

В дополнение ко всем этим мерам, 3 года назад в качестве ориентировочного документа МВЭС России, разработана стратегия внешнеэкономической деятельности. В ее основе лежат три основные цели, а также набор средств для их достижения:

1. Восстановление и развитие экспортного потенциала России и улучшение структуры экспорта. Здесь делается упор на те структуры экономики, где Россия уже обеспечила себе преимущество по сравнению с основными конкурентами. К таким приоритетным сферам и отраслям относятся: авиакосмическая промышленность, лазерная промышленность, атомная промышленность, судостроение, космические услуги, программное обеспечение, проведение геологических изысканий.

2. Рационализации импорта:

- вместо импорта большого количества зерна следует больше ввозить готовых продуктов;

- ввозить средства защиты растений;

- ввозить семена высокоурожайных культур;

- ввозить оборудование для хранения сельскохозяйственной продукции;

- импортировать высокоэффективную технику для фермерских хозяйств.

В импорте оборудования будет осуществлена переориентация с оборудования для добывающих и перерабатывающих предприятий на оборудование и лицензии для организации и расширения перспективных производств, продукция которых пойдет не только на внутренний, но и на внешний рынки.

3. Повышение конкурентоспособности:

- прежде всего необходимо обеспечить постепенное сближение внутренних и мировых стандартов производства и качества продукции. В России очень много заводов с технологией 60-х гг., не считая морального износа, при высоком темпе НТР. Надо отметить, что в первые пять лет (после войны) в США было амортизировано более 75% промышленного оборудования, а у нас на это потребовалось 15-20 лет;

- сделать упор на расширение тех производств, чей уровень уже превышает мировой. Это прежде всего относится к производству вооружения, хотя это и ведет к милитаризации производства.

Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию надо признать, что в ближайшие годы России предстоит прокладывать путь в мировую экономику в качестве полусырьевой-полуиндустриальной страны, привлекательной для внешних партнеров не столько нынешним уровнем развития, сколько своими необъятными и еще не использованными возможностями - и в отношении рынков сбыта и в плане наличия разнообразных ресурсов, в том числе интеллектуальных.

При всех трудностях сегодняшнего дня есть основания рассчитывать на то, что в перспективе Россия сумеет улучшить свои позиции в мировой экономике, прежде всего путем возрождения своего научно-технического потенциала, максимального использования конверсионных возможностей оборонного комплекса, последовательной инвестиционной, структурной, налоговой и внешнеторговой политики государства.