2.3. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности
Большинство современных мер регулирования внешней торговли от-
носят к так называемым нетарифным инструментам, воздействие которых в плане оказания влияния на структуру, объем и географическое направление
24
импорта и экспорта значительно выше, чем у таможенных тарифов. Нета- рифные меры включают широкий круг инструментов современной тор- говли и экономической политики государств, некоторые из которых непо- средственно на связаны с внешнеторговым регулированием, но, тем на менее, оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю. В каче- стве примера можно привести Японию, которая использует множество не- тарифных торговых барьеров с целью недопущения иностранных товаров и инвестиций в страну. В Японию не размещается ввоз некоторых скоро- портящихся товаров из-за наличия в них консерванта, который не прове- рен должным образом на безопасность именно в Японии. Франция в свое время вызвала бурю протестов требованием оформления документации на импортные товары на французском языке. Кроме того, Франция учредила Консультативную комиссию по международной торговле с заданием сле- дить за «ненормальным» и чрезмерным импортом и недобросовестной экспортной практикой других государств.
По наиболее распространенной классификации нетарифных мер, при- нятой ООН, они делятся на три категории. К первой относятся внешне- торговые меры, применение которых направлено на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального произ- водства. К ним относятся лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, так называемые «добро- вольные» ограничения экспорта, компенсационные сборы, система мини- мальных импортных цен и т. д. Следует заметить, что эта первая катего- рия – самая многочисленная, куда входит свыше 1/2 всех нетарифных мер.
Вторая категория включает меры, непосредственно ненаправленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к администра-
тивным формальностям, действие которых тем не менее ограничивает
торговлю. В их число входят таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке, маркировке и розливу и т. п.
К третьей категории относятся меры, применение которых не направ-
лено непосредственно на ограничение импорта или стимулирование экс-
порта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату.
К числу наиболее распространенных инструментов прямого регули- рования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и контингент (квоты). Такие нетарифные меры применяют все промышленно развитые и развивающиеся страны.
- Isbn 978-5-7310-2505-8
- Оглавление
- Глава 1. Интеграция России в систему международных
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права ............................................................................................... 30
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров ...................................................... 38
- Глава 5. Международная торговая сделка................................................. 46
- Глава 6. Экспортные и импортные операции. .......................................... 50
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли............. 59
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли............ 84
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении
- Введение
- Глава 1. Интеграция России в систему международных экономических отношений
- 1) Нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- 10. Торгово-экономические отношения России с государствами снг.
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
- 2.1. Методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 2.2. Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.3. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.4. Финансово-правовые источники регулирования внешнеторговой деятельности в рф
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров
- 7. Использование в практике международной торговли инко-
- 8. Особенности регулирования внешнеторговых сделок с государст-
- Глава 5. Международная торговая сделка
- 5.1. Понятие международной торговой сделки
- 5.2. Классификация внешнеторговых операций
- Классификация внешнеторговых операций по основным критериям торговли
- Глава 6. Экспортные и импортные операции
- 6.1. Экспортные операции
- 6.2. Импортные операции
- 6.3. Реэкспорт и реимпорт
- 6.4. Логистический аспект операций
- 6.5. Регулирование экспортных и импортных операций
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли
- 7.1. Встречная торговля
- 7.2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
- 7.2.1. Встречные закупки (counter puchase) (встречные поставки, параллельные сделки)
- Встречные закупки
- Платежи по контракту 2
- 7.2.2. Бартерные операции
- Ры существенно отличаются от мировых цен
- 7. Бартер предполагает более устойчивую связь между партнерами в
- 8. Часто бартер дает возможность преодолеть тарифные барьеры и ог-
- 7.2.3. Сделки с частичной или полной товарной компенсацией
- Товарные потоки
- Платежи
- Обмен между фирмами двух стран перечня- ми товаров, предлагаемых для экспорта
- 1. Обмен между фирмами двух стран перечнями товаров, которые они хотели бы приобрести, и товаров, предлагаемых в качестве компен-
- 7.2.4. Авансовые закупки (advance purchase)
- 7.4. Операции на давальческом сырье (толлинг)
- 7.5. Выкуп устаревшей (бывшей в употреблении) продукции
- Вопросы для обсуждения
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли
- 8.1. Метод прямых продаж
- 8.2. Косвенные методы торговли
- 8.3. Товарные биржи
- 8.4. Аукционная торговля.
- 8.5. Международные торги (тендеры)
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени готовности товара
- 9.1. Готовая продукция
- 9.2. Разрозненное и комплектное оборудование
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам товаров и услуг
- 10.1. Внешнеторговые операции по видам товаров
- 10.2. Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.
- 10.3. Торговля товарными знаками
- 10.4. Франчайзинг
- 10.5. Услуги в международной торговле
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в международной торговле
- 11.1. Применение базисных условий поставки при заключении договора международной купли-продажи товаров
- 11.2. Страховая защита грузоперевозок
- 16. Особенности страхования экспедиторской ответственности.
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной купли-продажи товаров
- 12.1. Понятие и сущность внешнеторгового договора международной купли-продажи товаров
- 12.2. Процедура заключения договора международной купли-продажи товаров
- 12.3. Форма договора международной купли-продажи товаров
- 12.4. Примерные условия договора
- 12.5. Нотариальное удостоверение договора
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров
- 13.1. Основные реквизиты договора купли-продажи
- 13.2. Обязанности и права сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.3. Ответственность сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.4. Правовое регулирование прекращения договора международной купли-продажи товаров
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении и исполнении договоров международной купли-продажи товаров