10.4. Франчайзинг
Специфической формой торговли лицензиями является франчайзинг,
представляющий собой систему передачи или продажи лицензий на тех-
нологию или товарный знак (например, сеть ресторанов «Макдоналдс» в
России).
Фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке, переда- ет на определенных условиях неизвестной потребителю фирме (франчай- зиату или франчайзи) право, т. е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это опреде- ленную компенсацию (доход).
По договору франчайзинга право деятельности обычно предоставля-
ется на определенное время и на определенной территории.
Основной принцип франчайзинга заключается в сочетании ноу-хау франчайзера и капитала франчайзиата. Франчайзиат в данном случае вы-
полняет 2 функции:
• предоставляет капитал для создания торгового предприятия;
• руководит собственным торговым предприятием.
Франчайзиат выполняет роль источника капитала, и поэтому он явля-
ется наиболее важным элементом данного двустороннего бизнеса.
Можно выделить следующие преимущества франчайзинга:
• с точки зрения франчайзера:
– возможность увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях с его стороны, поскольку
вложение капитала является по большей части заботой фран-
чайзиата;
– возможность увеличить доходы за счет усилий франчайзиата,
так как франчайзиат является собственником предприятия, его деятельность сильно мотивирована, и он прилагает мак- симум усилий для роста доходности своего бизнеса;
– снижение издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат в качестве предпринима-
111
теля сам несет все расходы по содержанию своего предпри-
ятия;
– расширение распределительной сети своего товара или услу- ги, так как франчайзиат, как правило, покупает необходимое ему оборудование у франчайзера или же через него;
• с точки зрения франчайзиата:
– ведение своего бизнеса под торговым знаком, который поль-
зуется известностью и хорошей репутацией;
– использование уже испытанной формы предпринимательст-
ва;
– возможность пользования совместной рекламой;
– помощь и обучение со стороны франчайзера;
– относительно низкая стоимость лицензионного бизнеса.
Однако наряду с преимуществами существуют следующие недостат-
ки франчайзинга:
• для франчайзера:
– сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как он не является наемным работником и франчайзер непосред- ственно им не управляет;
– риск потерять свою репутацию и позитивный имидж из-за плохой работы франчайзиата;
– вероятность искажения бухгалтерской отчетности от фран-
чайзиата;
– возможная противоположность целей с франчайзиатом, что может неблагоприятно сказаться на бизнесе, так как франчай-
зер не может расторгнуть договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;
• для франчайзиата:
– наличие контроля со стороны франчайзера, что может огра-
ничивать инициативу франчайзиата;
– определенная нестабильность в положении франчайзиата, так как со сменой франчайзера может поменяться политика в отношении франчайзиата;
– определенная плата за услуги франчайзера, например, пре- дусматриваемое иногда исключительное право покупки обо- рудования у франчайзера.
Франчайзинг в первую очередь пригоден для отраслей, для которых характерны услуги с большой долей персонального обслуживания (обще- пит, гостиничное, бытовое обслуживание).
Выделяют следующие виды франчайзинга:
• товарный (франчайзинг продукта и торговой марки);
• комплексный (производственный, бизнес-формат).
112
Товарный франчайзинг предусматривает реализацию франчайзиатом товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае франчайзиат специализируется только на продукции данной компании. Такой вид франчайзинга используется для сбыта бензина, ав- томобилей, сельскохозяйственного оборудования.
Комплексный франчайзинг наиболее распространен в сфере ресто-
ранного бизнеса. Он предусматривает предоставление франчайзиату пра- во на использование товарного знака, разработки маркетинговой страте- гии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, кон- троль качества продукции. При этом типе франчайзинга франчайзиат получает поддержку от франчайзера в течение всего срока действия дого- вора. В пользу франчайзера взимается начальный гонорар предоставление франчайза. Это может быть одноразовая плата либо плата за предоставле- ние услуг, например отдельно за обучение, за выбор площадки для строи- тельства предприятия. Кроме того, франчайзиат должен делать взнос в рекламный фонд, которым располагает франчайзер.
Доходы франчайзера складываются первоначально уплачиваемого ему одноразового вознаграждения, которое может рассматриваться как
вступительный взнос, и из постоянных отчислений, т. е. текущих сборов,
которые взимаются как процент от оборота, от валового дохода или како-
го-либо другого финансового показателя.
- Isbn 978-5-7310-2505-8
- Оглавление
- Глава 1. Интеграция России в систему международных
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права ............................................................................................... 30
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров ...................................................... 38
- Глава 5. Международная торговая сделка................................................. 46
- Глава 6. Экспортные и импортные операции. .......................................... 50
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли............. 59
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли............ 84
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении
- Введение
- Глава 1. Интеграция России в систему международных экономических отношений
- 1) Нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- 10. Торгово-экономические отношения России с государствами снг.
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
- 2.1. Методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 2.2. Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.3. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.4. Финансово-правовые источники регулирования внешнеторговой деятельности в рф
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров
- 7. Использование в практике международной торговли инко-
- 8. Особенности регулирования внешнеторговых сделок с государст-
- Глава 5. Международная торговая сделка
- 5.1. Понятие международной торговой сделки
- 5.2. Классификация внешнеторговых операций
- Классификация внешнеторговых операций по основным критериям торговли
- Глава 6. Экспортные и импортные операции
- 6.1. Экспортные операции
- 6.2. Импортные операции
- 6.3. Реэкспорт и реимпорт
- 6.4. Логистический аспект операций
- 6.5. Регулирование экспортных и импортных операций
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли
- 7.1. Встречная торговля
- 7.2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
- 7.2.1. Встречные закупки (counter puchase) (встречные поставки, параллельные сделки)
- Встречные закупки
- Платежи по контракту 2
- 7.2.2. Бартерные операции
- Ры существенно отличаются от мировых цен
- 7. Бартер предполагает более устойчивую связь между партнерами в
- 8. Часто бартер дает возможность преодолеть тарифные барьеры и ог-
- 7.2.3. Сделки с частичной или полной товарной компенсацией
- Товарные потоки
- Платежи
- Обмен между фирмами двух стран перечня- ми товаров, предлагаемых для экспорта
- 1. Обмен между фирмами двух стран перечнями товаров, которые они хотели бы приобрести, и товаров, предлагаемых в качестве компен-
- 7.2.4. Авансовые закупки (advance purchase)
- 7.4. Операции на давальческом сырье (толлинг)
- 7.5. Выкуп устаревшей (бывшей в употреблении) продукции
- Вопросы для обсуждения
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли
- 8.1. Метод прямых продаж
- 8.2. Косвенные методы торговли
- 8.3. Товарные биржи
- 8.4. Аукционная торговля.
- 8.5. Международные торги (тендеры)
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени готовности товара
- 9.1. Готовая продукция
- 9.2. Разрозненное и комплектное оборудование
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам товаров и услуг
- 10.1. Внешнеторговые операции по видам товаров
- 10.2. Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.
- 10.3. Торговля товарными знаками
- 10.4. Франчайзинг
- 10.5. Услуги в международной торговле
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в международной торговле
- 11.1. Применение базисных условий поставки при заключении договора международной купли-продажи товаров
- 11.2. Страховая защита грузоперевозок
- 16. Особенности страхования экспедиторской ответственности.
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной купли-продажи товаров
- 12.1. Понятие и сущность внешнеторгового договора международной купли-продажи товаров
- 12.2. Процедура заключения договора международной купли-продажи товаров
- 12.3. Форма договора международной купли-продажи товаров
- 12.4. Примерные условия договора
- 12.5. Нотариальное удостоверение договора
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров
- 13.1. Основные реквизиты договора купли-продажи
- 13.2. Обязанности и права сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.3. Ответственность сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.4. Правовое регулирование прекращения договора международной купли-продажи товаров
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении и исполнении договоров международной купли-продажи товаров