logo
_materials_files_317313567

10.4. Франчайзинг

Специфической формой торговли лицензиями является франчайзинг,

представляющий собой систему передачи или продажи лицензий на тех-

нологию или товарный знак (например, сеть ресторанов «Макдоналдс» в

России).

Фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке, переда- ет на определенных условиях неизвестной потребителю фирме (франчай- зиату или франчайзи) право, т. е. лицензию (франчайз) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это опреде- ленную компенсацию (доход).

По договору франчайзинга право деятельности обычно предоставля-

ется на определенное время и на определенной территории.

Основной принцип франчайзинга заключается в сочетании ноу-хау франчайзера и капитала франчайзиата. Франчайзиат в данном случае вы-

полняет 2 функции:

• предоставляет капитал для создания торгового предприятия;

• руководит собственным торговым предприятием.

Франчайзиат выполняет роль источника капитала, и поэтому он явля-

ется наиболее важным элементом данного двустороннего бизнеса.

Можно выделить следующие преимущества франчайзинга:

• с точки зрения франчайзера:

– возможность увеличить число торговых предприятий при минимальных капиталовложениях с его стороны, поскольку

вложение капитала является по большей части заботой фран-

чайзиата;

– возможность увеличить доходы за счет усилий франчайзиата,

так как франчайзиат является собственником предприятия, его деятельность сильно мотивирована, и он прилагает мак- симум усилий для роста доходности своего бизнеса;

– снижение издержек производства и обращения на единицу товарооборота, так как франчайзиат в качестве предпринима-

111

теля сам несет все расходы по содержанию своего предпри-

ятия;

– расширение распределительной сети своего товара или услу- ги, так как франчайзиат, как правило, покупает необходимое ему оборудование у франчайзера или же через него;

• с точки зрения франчайзиата:

– ведение своего бизнеса под торговым знаком, который поль-

зуется известностью и хорошей репутацией;

– использование уже испытанной формы предпринимательст-

ва;

– возможность пользования совместной рекламой;

– помощь и обучение со стороны франчайзера;

– относительно низкая стоимость лицензионного бизнеса.

Однако наряду с преимуществами существуют следующие недостат-

ки франчайзинга:

• для франчайзера:

– сложность контроля за деятельностью франчайзиата, так как он не является наемным работником и франчайзер непосред- ственно им не управляет;

– риск потерять свою репутацию и позитивный имидж из-за плохой работы франчайзиата;

– вероятность искажения бухгалтерской отчетности от фран-

чайзиата;

– возможная противоположность целей с франчайзиатом, что может неблагоприятно сказаться на бизнесе, так как франчай-

зер не может расторгнуть договор с франчайзиатом, пока тот не нарушит условий договора;

• для франчайзиата:

– наличие контроля со стороны франчайзера, что может огра-

ничивать инициативу франчайзиата;

– определенная нестабильность в положении франчайзиата, так как со сменой франчайзера может поменяться политика в отношении франчайзиата;

– определенная плата за услуги франчайзера, например, пре- дусматриваемое иногда исключительное право покупки обо- рудования у франчайзера.

Франчайзинг в первую очередь пригоден для отраслей, для которых характерны услуги с большой долей персонального обслуживания (обще- пит, гостиничное, бытовое обслуживание).

Выделяют следующие виды франчайзинга:

• товарный (франчайзинг продукта и торговой марки);

• комплексный (производственный, бизнес-формат).

112

Товарный франчайзинг предусматривает реализацию франчайзиатом товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае франчайзиат специализируется только на продукции данной компании. Такой вид франчайзинга используется для сбыта бензина, ав- томобилей, сельскохозяйственного оборудования.

Комплексный франчайзинг наиболее распространен в сфере ресто-

ранного бизнеса. Он предусматривает предоставление франчайзиату пра- во на использование товарного знака, разработки маркетинговой страте- гии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, кон- троль качества продукции. При этом типе франчайзинга франчайзиат получает поддержку от франчайзера в течение всего срока действия дого- вора. В пользу франчайзера взимается начальный гонорар предоставление франчайза. Это может быть одноразовая плата либо плата за предоставле- ние услуг, например отдельно за обучение, за выбор площадки для строи- тельства предприятия. Кроме того, франчайзиат должен делать взнос в рекламный фонд, которым располагает франчайзер.

Доходы франчайзера складываются первоначально уплачиваемого ему одноразового вознаграждения, которое может рассматриваться как

вступительный взнос, и из постоянных отчислений, т. е. текущих сборов,

которые взимаются как процент от оборота, от валового дохода или како-

го-либо другого финансового показателя.