logo
_materials_files_317313567

1) Нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;

2) вмешательства России во внутригрузинские конфликты (признание независимости Южной Осетии и Абхазии);

3) использования зависимости Запада от российских энергоносителей в политических целях, повышения энергобезопасности Запада путем

снижения рисков недобросовестного поведения стран-транзитеров

(Российско-украинский газовый кризис 2008-2009 гг.);

4) взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного

транссибирского маршрута.

Становится актуальной задача разработки совместной торговой стра- тегии, основанной на понимании того, что устойчивый рост торговли ме- жду Россией и ЕС возможен только при условии изменения ее структуры, особенно структуры российского экспорта, в котором будет постепенно увеличиваться доля промышленной продукции. Соответственно важней- шим назначением западноевропейских инвестиций становится содействие структурной перестройке российской промышленности, в том числе ее адаптации к условиям и требованиям европейского рынка. Ключом к реа- лизации этой стратегии служит вступление России в ВТО, что станет ша- гом к преодолению дискриминации России на мировом рынке, а следова- тельно, к созданию условий для построения региональных и двусторонних альянсов. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируе- мую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как ре- жим наибольшего благоприятствования и национальный режим для рос- сийских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних на- логов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фи- тосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного ис- пользования других торгово-политических средств, включая квотирова- ние, антидемпинговые и компенсационные меры. Все эти преимущества в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хо- зяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торго- во-политической изоляции. Присоединяясь к ВТО, Россию ожидают оче- видные экономические потери: снижение уровня конкурентоспособности российских производителей в результате значительного снижения тари- фов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок; сокращение поступлений в федеральный бюджет в результате снижения импортных пошлин (повышение акцизов, НДС и других внут- ренних налогов); затруднение продвижения России по пути интеграции со

16

странами СНГ и внутри Таможенного союза; существенное ограничение возможности государства в области государственного регулирования ВЭД; негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финан- совый сектор. Так или иначе, вопрос о присоединении России к ВТО по- прежнему остается открытым.

В целях дальнейшей интеграции России в Европу необходимо рас-

ширять участие России в решении общеевропейских проблем и осуществ- лении общеевропейских программ в таких областях сотрудничества, как энергетика и трансевропейские сети нефтегазопроводов (проекты «Север- ный поток» по дну Балтийского моря и «Южный поток» по дну Черного моря); ядерная энергетика и ядерная безопасность; трансевропейские транспортные коридоры с выходом в Россию и перспективой создания сквозных магистралей Европа-Азия; общеевропейские или коммунитар- ные программы развития науки и технологии; такого же рода программы сотрудничества университетов в подготовке высококвалифицированных специалистов; защита и оздоровление окружающей среды; борьба с эко- номической преступностью и т. д.

ЕврАзЭС начинался в 1992 г. с Таможенного союза (Казахстан и Россия), образованного для снижения таможенных барьеров, который в 2000 г. был преобразован в сообщество пяти стран СНГ (Белоруссия, Казах- стан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Сегодня перед ЕврАзЭС стоит за- дача формирования общих внешних таможенных границ, выработки еди- ной внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляю- щих функционирования общего рынка. В 2003 г. президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали соглашение о формирова- нии ЕЭП, объединяющего таможенные территории государств- участников, на котором функционируют механизмы регулирования эко- номик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валют- но-финансовая политика. В рамках ЕврАзЭС подписаны Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Соглашение об основопола- гающих принципах валютной политики, Соглашение об основах гармони- зации технических регламентов, Соглашение о создании информационной системы в области технического регулирования, санитарных и фитосани- тарных мер, Соглашение о формировании общей системы информацион- ного обеспечения энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС. 22 апреля 2009 года в Москве на 44-м заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС были рассмотрены вопросы, связанные с формированием Тамо- женного союза в рамках ЕврАзЭС, проекты Договора о зоне свободной торговли, Соглашения о единых подходах к применению информацион- ных технологий в деятельности таможенных служб государств-членов

17

ЕврАзЭС, Соглашения о единых принципах информационного взаимо- действия таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС, Перечня ос- новных направлений взаимодействия ЕврАзЭС и Организации Договора о коллективной безопасности и другие проекты. Торгово-экономические отношения с государствами СНГ являются стратегическим направлением во внешнеэкономических связях РФ.

АТЭС имеет своей целью создание к 2020 г. в Азиатско- тихоокеанском регионе (АТР) системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. С самого начала своего участия в АТЭС Россия ставила на ключевое место технологический потенциал в сфере промышленности, энергетики и транспорта. В силу своего геогра- фического положения (уникального потенциала транзитной территории) и ресурсных позиций (сырьевых, технологических и интеллектуальных) Россия готова играть одну из ключевых ролей в формировании новой транспортной и энергетической архитектуры в АТР с опорой на инвести- ционные возможности международных партнеров. Речь идет о грузопото- ках между двумя мощными центрами мировой экономики: тихоокеанским и европейским, – которые будут напрямую влиять на ускоренное развитие регионов, через которые пройдут эти потоки. В настоящее время по ини- циативе России реализуется проект по горнодобывающей промышленно- сти. Минэкономразвития России планирует инициировать до пяти новых проектов с частичным финансированием за счет средств АТЭС в 2010 г. Кроме того, АТЭС предоставляет широкие возможности для сотрудниче- ства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, развития ма- лого и среднего предпринимательства, инновационных технологий, а так- же для продвижения российских концептуальных разработок, методик, конкретных продуктов, образцов техники и оборудования. Участие в АТЭС – один из неоспоримых и долгосрочных приоритетов внешнеполи- тической и внешнеэкономической линии России в АТР, целью которой является содействие хозяйственному и социальному развитию России, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.

В целом место и роль России в мировой экономике в будущем будет определяться, главным образом, общим уровнем экономического развития

страны, реальными результатами проводимой экономической реформы,

кардинальным обновлением структуры общественного производства, раз-

витием экспортного потенциала.

Однако финансовый кризис, обозначившийся в США летом 2007 го- да проблемами на рынке жилья, в 2008 году принял глобальный характер, приведя к краху ведущих финансовых учреждений, стремительному паде- нию на фондовых рынках во всем мире и замораживанию кредитов. Эти финансовые проблемы вызвали полномасштабный экономический кризис со спадом производства в наиболее развитых странах и быстро ухудшаю-

18

щейся перспективой для бурно развивающихся стран, включая Россию. Ситуация потребовала принятия глобальных антикризисных мер от всех участников мировой экономики. Этим проблемам были посвящены по- следние саммиты Большой Восьмерки (Group of Eight, G8 – Международ- ный клуб, неофициальный форум лидеров ведущих индустриально разви- тых демократических государств мира: США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Канада, Италия) и Большой Двадцатки (Group of Twenty, G20 – Неофициальный форум лидеров ведущих экономических держав мира и представителей основных международных организаций: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Евросоюз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония.), в кото- рых Россия выступила полноправным членом мирового экономического сообщества со своими инициативами, что уже само по себе признание России в качестве одного из ведущих игроков на международной полити- ческой и экономической арене. Если G20 окажется жизнеспособной, то это будет не просто механическое расширение с восьми до двадцати чле- нов – изменится сама суть элитного мирового клуба. В G20 появится весьма влиятельная «оппозиция», с которой придется считаться странам

«золотого миллиарда» (Метафора, описывающая неравенство в потребле- нии ресурсов и уровне жизни между населением развитых стран (США, Канады, Западной Европы, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Израиля)

– приблизительно 1 млрд человек – и населением всего остального мира –

примерно 5,7 млрд), и это станет первым шагом в сторону многополярно- го мира после гегемонии США в качестве экономической сверхдержавы. Изменение глобальной конъюнктуры под влиянием международных инте- грационных процессов предоставляет новые перспективы участия России в мировой экономике.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и интернационализация хозяйственной жизни.

2. Международная экономическая интеграция: понятие, сущностное содержание.

3. Интеграция страны в мировую экономику: понятие, цели.

4. Участие России в международном обмене.

5. Участие России в международном разделении труда.

6. Участие России в международной кооперации.

7. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности России.

8. Стратегия развития торговых отношений России и Евросоюза.

9. Претензии России к Евросоюзу и претензии Евросоюза к России.

19