13.2. Обязанности и права сторон договора международной купли-продажи товаров
Базисные условия поставки
Базисные условия поставки определяют обязанности продавца и по- купателя по доставке товара и устанавливают момент перехода риска слу- чайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, унифи- цируют обязанности сторон. Соответственно, для разных базисных усло- вий поставка и время перехода собственности на товар приходится на разные моменты. Единообразное толкование базисных условий поставок содержится в Международных правилах толкования терминов –
«ИНКОТЕРМС», разработанных Международной торговой палатой. Ны-
не действуют «ИНКОТЕРМС» в редакции 2000 года. Если при составле- нии договора покупатель и продавец обращаются к одному из базисных условий «ИНКОТЕРМС», то они могут быть уверены в том, что их соот- ветствующие обязательства будут определены просто и надежно. Посту- пая таким образом, они устраняют всякую возможность неправильного толкования и следующего из него спора. Однако это имеет силу лишь в случае недвусмысленной ссылки на правила «ИНКОТЕРМС». В случае расхождения точно сформулированных условий «ИНКОТЕРМС-2000», с предусмотренными в договоре следует в самом договоре подробно огова- ривать условия поставки без ссылки на «ИНКОТЕРМС» во избежание двойного толкования данных условий.
Базисные условия поставки в «ИНКОТЕРМС» в редакции 2000 года разбиты на 4 группы, рассматриваемые ниже.
I. Группа «Е» (EXW).
В самих «ИНКОТЕРМС» в данной группе разработаны обязательства сторон только по условию EXW. EXW (EXW WORKS)
Предпочтительнее для продавца, так как экспортная сделка на таких
условиях близка к обычной продаже на внутреннем рынке: покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца до места назначения.
II. Группа «F» (FCA, FAS, FOB, FPO).
FCA (FREE CARRIER)
159
«Франко перевозчик» означает, что продавец обязан передать товар, очищенный для экспорта, в распоряжение перевозчика, назначенного по- купателем, в указанном месте или пункте.
Это условие может быть применено для любого вида транспорта,
включая смешанный.
FAS (FREE ALONGSIDE SHIP)
Продавец предоставляет покупателю товар в указанном порту от-
грузки на причале или лихтере вдоль борта судна.
Условие для морского или речного транспорта. FOB (FREE ON BOARD)
Обязательство поставки исполняется продавцом в момент перехода
товаром линии борта судна в указанном порту отгрузки.
Только морской или речной транспорт. III. Группа «С» (CFR, GIF, CRT, CIP).
По условиям «С» продавец должен заключить договор перевозки до
указанного пункта за свой счет. При этом надо помнить, что продавец лишь оплачивает перевозку до конечного пункта, а риски и право собст- венности переходят к покупателю ранее прибытия товара в пункт назна- чения. Таким образом, это условие отгрузочного договора.
CFR (COST AND FREIGHT)
Продавец предоставляет не им застрахованный товар покупателю на борту судна в порту назначения.
GIF (COST.INSURANCE AND FREIGHT)
В обязанности продавца добавляется страхование товара на предмет случайной гибели и повреждения при перевозке.
СРТ (CARRIAGE PAID ТО)
Продавец предоставляет перевозчику очищенный на экспорт товар и оплачивает перевозку до места назначения.
Для любого вида транспорта, включая смешанный.
CIP (CARRIAGE AND INSURANCE PAID TO)
В обязанности продавца добавляется страхование товара по гибели и повреждению при перевозке.
Для любого вида транспорта, включая смешанный. IV. Группа «D» (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).
По условиям группы «D» продавец отвечает за прибытие товара в со-
гласованное место или пункт назначения и несет все риски и расходы по доставке товара в эти пункты. Следовательно, это условие договора при-
бытия.
По условиям DEQ и DDP продавец должен очистить товар на импорт,
по условиям DAF.DES и DDU – нет.
DAF (DELIVERED AT FRONTIER)
160
Продавец поставляет товар, очищенный на экспорт, в оговоренный пункт на границе, но перед таможенной границей соседней страны.
DES (DELIVERED EX SHIP)
Продавец предоставляет покупателю товар без очистки на импорт на борту судна в порту назначения.
DEQ (DELIVERED EX QUAY)
Продавец предоставляет покупателю товар, очищенный на импорт,
на пристани (молу, набережной) указанного порта.
DDU (DELIVERED DUTY UNPAID)
Продавец поставляет покупателю товар без очистки на импорт в ука-
занное место в стране покупателя.
DDP (DELIVERED DUTY PAID)
Идеально для покупателя, получающего очищенный товар на своем предприятии или в непосредственной близости от него.
Диапазон базисных условий «ИНКОТЕРМС» весьма широк и охва-
тывает все необходимые и достаточные варианты – от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответствен- ность лежит на продавце. Условия «ИНКОТЕРМС» носят рекомендатель- ный характер, и применение правил в полном объеме или в какой-то части в договоре зависит от волеизъявления договаривающихся сторон. При не- совпадении толкования базисных условий в договоре и «ИНКОТЕРМС» приоритет имеют условия договора.
Порядок взаимных расчетов
Этот пункт содержит подробное изложение порядка взаимных расче- тов с использованием одного из нижеперечисленных способов или их со- четания:
1. Платеж по открытому счету.
Продавец относит сумму задолженности в дебет счета, открытого им на покупателя Как правило, используется между постоянными контраген- тами, выступающими попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения обязательств.
Перевод суммы – по почте, телеграфу, через банк.
2. Оплата векселями (безусловный письменный приказ адресату вы-
платить определенную сумму конкретному лицу или предъявителю):
а) тратта (переводной вексель) – письменный приказ одного лица (трассанта) другому (трассату) уплатить указанную сумму треть- ему лицу (предъявителю, ремитенту), при этом трассант-кредитор трассата и должник ремитента;
б) документарный вексель (комплект: вексель и коносамент);
в) соловексель (обыкновенное долговое обязательство, облеченное в вексельную форму);
г) банковский вексель;
161
д) коммерческий вексель (выдан заемщиком под залог товаров);
е) тратта с оплатой по предъявлении;
ж) вексель с дополнительными условиями.
3. Чек (письменное поручение банку об уплате указанной суммы):
а) именной (в пользу определенного лица);
б) ордерный (в пользу определенного лица по индоссаменту);
в) предъявительский;
г) альтернативный (в пользу определенного лица и любого предъяви-
теля).
4. Аккредитив.
Банк покупателя (эмитент) оплачивает товар продавца (бенефициара) через его банк (авизующий) при получении оговоренных соглашением документов.
Аккредитив равнозначен платежу наличными, финансовый риск сделки отсутствует.
Виды аккредитивов:
а) с платежом по предъявлении (деньги против ТРД);
б) с рассрочкой платежа (получение до срока – негоциацией (учетом)
аккредитива);
в) акцептный;
г) с негоциацией тратт (авизующий банк индоссирует вексель и учи-
тывает его);
д) возобновляемый (револьверный) – его сумма не может превышать обязательного максимума;
е) досрочно открываемый (с красной оговоркой) – платеж до отгруз-
ки товара против иных, нежели погрузочных, документов;
ж) компенсационный (встречный) – в договорах перепродажи ис- пользуется как обеспечение аккредитива, который эмитент обязан открыть в пользу своего собственного поставщика;
з) преимущественного действия – компенсационный аккредитив, ко-
торый должен открыть последний покупатель;
и) переводной (делимый) – автоматически делим по частям (в его пределах можно открыть несколько аккредитивов), если не запре- щены отгрузки по частям; может быть пущен в обращение;
к) покрытый – перевод валюты осуществляется одновременно с его
открытием.
Любой из вышеперечисленных аккредитивов, кроме того, может быть:
а) отзывной и неподтвержденный;
б) безотзывный и неподтвержденный;
в) безотзывный и подтвержденный.
162
5. Инкассо.
Получение банком платежей в пользу лица, передавшего ему опреде-
ленные документы.
6. Факторинг.
Разновидность уступки права требования – банк обязуется брать на себя неоплаченные требования клиента и погашать их за свой счет с не- медленной выплатой клиенту наличными; кроме того, обычно цессиона- рий (фактор) оказывает цеденту дополнительные услуги, например: веде- ние бухгалтерской отчетности, уплата налогов, маркетинг, комплектация документацией в связи с инвестициями, предоставление кредита импор- теру.
Правовые формы факторинга:
а) раскрытый – документарная уступка фактору как цессионарию права экспортера требовать покупной цены письменно, уступка аб-
солютная;
б) нераскрытый – фактическая уступка прав требования продавца финансовой корпорации (экспортер получает цену как доверитель- ный собственник фактора – путем выкупа счетов со скидкой – дис- контированием).
7. Форфейтинг.
Покупка у кредитора на безоборотной основе долга, выраженного в оборотном документе, таком, как простой или переводной вексель. Обяза-
тельство должника, срок исполнения которого не наступил, может быть
кредитором сразу обращено в наличные деньги путем продажи обязатель- ства форфейтингу, который, однако, соглашается купить обязательство на безоборотной основе лишь при условии предоставления обеспечения третьим лицом. Форфейтинг особенно эффективен при продаже в кредит, когда договор купли-продажи предусматривает уплату покупной цены по частям в течение длительного срока.
8. Форфетирование.
Покупка без оборота на продавца коммерческих векселей, иных дол-
говых требований по внешнеторговым сделкам
9. Лизинг.
Долгосрочная аренда с правом последующего выкупа арендатором арендуемого имущества.
Сроки поставки
Во внутреннем законодательстве как России, так и зарубежных стран срок исполнения не относится к существенным условиям договора. Одна- ко со сроком исполнения связан ряд важных правовых последствий для контрагентов сделки: соблюдение срока исполнения означает, что обяза- тельство продавца по поставке товаров покупателю (ст. 30 Конвенции) исполнено и он вправе требовать их оплаты; срок исполнения определяет
163
начало гарантийного периода; с этого момента часто исчисляются сроки на предъявление претензий по качеству и количеству; он является опре- деляющим и при исчислении сроков исковой давности.
Сроки поставки могут устанавливаться:
1) определением фиксированной даты поставки;
2) определением периода, в течение которого должна быть произве-
дена поставка;
3) применением специальных терминов («немедленная поставка»,
«поставка со склада»);
4) указанием числа месяцев, недель, дней с момента совершения од- ной из сторон (или обеими сторонами) предусмотренного в дого- воре действия, например, со дня получения продавцом экспортной лицензии;
5) определением интервалов поставок;
6) указанием числа дней, недель, месяцев от предусмотренного в до-
говоре события:
• не позднее 5 дней после получения платежа;
• в течение недели после открытия навигации.
От срока поставки следует отличать дату поставки. Указание в дого-
воре даты позволит в дальнейшем избежать споров о соблюдении сроков поставки. Дата поставки определяется в зависимости от тех или иных ба-
зисных условий поставки и способа доставки товара и может быть:
• датой транспортного документа, свидетельствующего о приня-
тии товара к перевозке;
• датой складского свидетельства;
• датой подписания приемо-сдаточного акта.
Упаковка и маркировка
В данном разделе указываются: вид и характер упаковки, ее качество,
размеры, маркировка.
Если в договоре нет особых указаний относительно упаковки, прода-
вец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой в стране продавца, которая обеспечила бы сохранность товара при перевозке с учетом воз- можных перегрузов при надлежащем и обычном обращении с грузом. В соответствующих случаях должны учитываться также продолжительность и способы транспортировки.
Если в договоре предусмотрена оригинальная упаковка, которая со-
ставляет одно целое с товаром, то любой ее недостаток считается недос-
татком качества договорного товара.
Любая оговоренная упаковка и маркировка должна, разумеется, соот-
ветствовать требованиям действующего законодательства страны назна-
чения.
164
Покупатель вправе отказаться от принятия товара, упакованного не в соответствии с инструкциями или торговым обычаем.
Продавец вправе потребовать от покупателя возмещения расходов на дополнительную или нестандартную упаковку.
Маркировка груза производится по трафарету контрастной несмы-
ваемой краской на языке страны покупателя и обычно содержит:
1) наименование производителя;
2) наименование получателя;
3) наименование отправителя;
4) номер заказа;
5) упаковочный номер;
6) место назначения;
7) размерность;
8) вес брутто / нетто;
9) указания о нахождении документации (спецификации, инструкции и т. д.);
10) указания по строповке;
11) указания об обращении с грузом («верх», «низ», «не кантовать»);
12) указания на принадлежность тары.
При нанесении маркировки возможно использование знаков, симво-
лов, рисунков.
Упаковка и маркировка товаров должна облегчить обращение с ними во время транзита и в месте назначения.
Качество товара
Коммерческие гарантии качества представляют собой обязательства продавца по поставке товара, обладающего в течение установленного
срока определенными качествами. Качество товара подтверждается сер-
тификатом качества (фирмы-изготовителя либо специализированной ней- тральной организации, осуществляющей проверку качества) и (или) при- емкой по качеству
В зависимости от свойств и назначения товара обычно устанавлива-
ются:
1) гарантийный срок эксплуатации;
2) гарантийный срок хранения;
3) гарантийный срок годности.
Раздел «Качество товара» обязательно присутствует в каждом внеш-
неторговом договоре. В нем стороны устанавливают качественные харак- теристики товара (совокупность свойств, определяющих его пригодность по назначению).
В международной торговой практике имеются следующие способы определения качества товара:
165
1. По стандартам.
Стороны оговаривают в договоре применение конкретных стандартов.
Ими могут быть как международные стандарты страны продавца, так и стандарты фирмы-изготовителя или фирмы-покупателя. В договоре достаточно сослаться на номер и дату стандарта и указать организацию, его разработавшую.
2. По техническим условиям (описаниям).
В основном/ применяется в отношении товаров, к которым предъяв- ляются специальные требования либо отсутствуют стандарты. Кроме то- го, при поставках машин, промышленного оборудования, аппаратуры, то- варов, сделанных на основе индивидуальных заказов. Технические усло- вия приводятся или в самом тексте договора, или в приложении к договору.
3. По образцам.
Одобренный обеими сторонами образец принимается за эталон. Ка- чество всех поставляемых изделий должно соответствовать утвержденно- му эталону, чаще всего используется при продажах на выставках.
4. По содержанию определенных веществ в товаре.
Предполагается, что стороны предварительно установили предельное содержание веществ или компонентов в товаре, например, металлов, сплавов, руды.
5. По выходу готового продукта.
В условиях устанавливается отдельный показатель или критерий для оценки количества конечного продукта, который может быть получен из
поставляемого продукта при использовании конкретной технологии про-
изводства, согласованной сторонами.
6. По натуральному весу одной единицы товара (например, бушелю для зерновых).
7. По предварительному осмотру.
В договоре этот способ обозначается словами «осмотрено-одобрено». Покупателю предоставляется право осмотреть всю партию товара в установленный срок. Продавец гарантирует качество товара таким, каким
его осмотрел и одобрил покупатель.
8. По способу «тель-кель» («такой как есть»).
Продавец не несет ответственности за качество и количество товара,
а покупатель обязан принять товар, если он соответствует наименованию.
Характерен для фьючерсных сделок.
В случае отсутствия в договоре указаний на качество товара товар должен быть пригодным для обычного использования, то есть иметь
«среднее качество». П. 2 ст. 35 Конвенции указывает на пригодность то- вара «для тех целей, для которых товар того же описания обычно исполь- зуется».
166
Правовое регулирование страхования
Общепринято и разумно страховать экспортируемые товары от рис-
ков перевозки. Обязанности сторон в отношении страхования от обычных рисков распределены между сторонами в базисных условиях поставки Продавец обязан застраховать товары, поставляемые по договору, если это предусмотрено базисными условиями поставки, против обычных ви- дов риска в счет стоимости товаров. Страхование товара от других (спе- циальных) рисков может быть произведено только по указанию покупате- ля и за его счет и специально оговаривается в данном разделе договора; при этом стороны должны либо прямо урегулировать вопрос страхования товара от специальных рисков, которые не включает страхование на усло- виях «ИНКОТЕРМС», либо предусмотреть за покупателем право требо- вать обеспечения страхования от специальных рисков позже, перед нача- лом поставки товара.
В зависимости от способа перевозки применяется морское, авиаци- онное или наземное страхование. В экспортной торговле часто заключа- ются расширенные соглашения морского страхования, охватывающие не только морские перевозки, но и перевозку товаров со склада продавца на склад иностранного покупателя иным транспортом.
При страховании экспортных грузов возможно несколько вариантов ответственности страховщика:
• с ответственностью за все риски;
• без ответственности за повреждение;
• с ответственностью за частную аварию.
Неправильное материальное описание товаров в полисе дает стра-
ховщику аргумент для отказа от договора на основании неправильного представления. Это относится и к случаям, когда неправильное описание товара объясняется непониманием важности описания страхователем или когда он действует по незнанию, либо когда неправильное описание вы- звано случайностью.
Регламентация порядка сдачи-приемки товара
В договоре обычно устанавливается порядок сдачи-приемки, а имен-
но: вид, срок и место фактической сдачи-приемки, способы проверки и методы определения количества и качества фактически поставленного то- вара.
Сдача товара производится вручением ее непосредственно покупате-
лю или его представителю, либо передачей транспортной организации для последующего вручения покупателю, либо передачей товара складу. Ме- ждународная практика приравнивает к передаче товара передачу в распо- ряжение покупателя товарораспорядительных документов на товар (же-
167
лезнодорожной накладной, коносамента, складского свидетельства). Это правило нашло свое закрепление также в п. 1 ст. 58 Конвенции.
Виды сдачи-приемки товара:
1. Предварительная.
Осмотр товара на предприятии продавца для установления соответст- вия его количества и качества условиям договора, а также для установле- ния правильности упаковки и маркировки товара.
2. Окончательная.
Устанавливает фактическое выполнение поставки в установленном месте и в надлежащий срок. Результаты такой сдачи-приемки являются
обязательными для обеих сторон и кладутся в основу расчета по сделке.
Место, срок и способ фактической сдачи-приемки товара обычно точно определяются условиями договора, а при их отсутствии подлежат применению нормы закона.
В международной торговле место сдачи предопределяется базисными условиями поставки, выбранными сторонами. Прием товара по количест-
ву и качеству производится в момент и в месте перехода права собствен-
ности на товар одновременно с переходом риска случайной гибели товара или его повреждения с продавца на покупателя.
Сдача товара по количеству происходит при передаче его продавцом товароперевозчику, приемка – при получении покупателем от перевозчи-
ка. При обнаружении покупателем недостачи он предъявляет претензии перевозчику.
Приемку по количеству покупатель обычно обязан произвести не-
медленно по прибытии товара. Для приемки по качеству часто устанавли-
ваются более длительные сроки.
Проверка товара ho количеству и качеству зависит от его характера.
В договоре оговаривается способ определения количества товара, фактически поставленного продавцом и подлежащего к оплате покупате- лем. Существуют способы определения количества, когда оно выражается в весовых или объемных единицах. Договором обычно оговаривается до- пустимый предел отклонений выгруженного и отгруженного веса.
Приемка товара по качеству может осуществляться:
1) на основе документа, подтверждающего соответствие качества по-
ставленного товара условиям договора;
2) путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки:
а) проведением качественного анализа;
б) сличением с образцом;
в) осмотром товара;
г) проведением инспектирования;
д) лабораторными испытаниями.
168
Качество фактически поставленного товара может устанавливаться путем:
а) сплошной приемки (контролю подвергается вся партия товара);
б) выборочной приемки (устанавливается доля в % от всей партии товара, подлежащая проверке, или определяется минимум
подлежащих проверке единиц и способов их отбора).
Вопрос о том, кем проводится сдача-приемка товара, обязательно оговаривается в договоре.
- Isbn 978-5-7310-2505-8
- Оглавление
- Глава 1. Интеграция России в систему международных
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права ............................................................................................... 30
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров ...................................................... 38
- Глава 5. Международная торговая сделка................................................. 46
- Глава 6. Экспортные и импортные операции. .......................................... 50
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли............. 59
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли............ 84
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении
- Введение
- Глава 1. Интеграция России в систему международных экономических отношений
- 1) Нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- 10. Торгово-экономические отношения России с государствами снг.
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
- 2.1. Методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 2.2. Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.3. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.4. Финансово-правовые источники регулирования внешнеторговой деятельности в рф
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров
- 7. Использование в практике международной торговли инко-
- 8. Особенности регулирования внешнеторговых сделок с государст-
- Глава 5. Международная торговая сделка
- 5.1. Понятие международной торговой сделки
- 5.2. Классификация внешнеторговых операций
- Классификация внешнеторговых операций по основным критериям торговли
- Глава 6. Экспортные и импортные операции
- 6.1. Экспортные операции
- 6.2. Импортные операции
- 6.3. Реэкспорт и реимпорт
- 6.4. Логистический аспект операций
- 6.5. Регулирование экспортных и импортных операций
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли
- 7.1. Встречная торговля
- 7.2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
- 7.2.1. Встречные закупки (counter puchase) (встречные поставки, параллельные сделки)
- Встречные закупки
- Платежи по контракту 2
- 7.2.2. Бартерные операции
- Ры существенно отличаются от мировых цен
- 7. Бартер предполагает более устойчивую связь между партнерами в
- 8. Часто бартер дает возможность преодолеть тарифные барьеры и ог-
- 7.2.3. Сделки с частичной или полной товарной компенсацией
- Товарные потоки
- Платежи
- Обмен между фирмами двух стран перечня- ми товаров, предлагаемых для экспорта
- 1. Обмен между фирмами двух стран перечнями товаров, которые они хотели бы приобрести, и товаров, предлагаемых в качестве компен-
- 7.2.4. Авансовые закупки (advance purchase)
- 7.4. Операции на давальческом сырье (толлинг)
- 7.5. Выкуп устаревшей (бывшей в употреблении) продукции
- Вопросы для обсуждения
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли
- 8.1. Метод прямых продаж
- 8.2. Косвенные методы торговли
- 8.3. Товарные биржи
- 8.4. Аукционная торговля.
- 8.5. Международные торги (тендеры)
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени готовности товара
- 9.1. Готовая продукция
- 9.2. Разрозненное и комплектное оборудование
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам товаров и услуг
- 10.1. Внешнеторговые операции по видам товаров
- 10.2. Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.
- 10.3. Торговля товарными знаками
- 10.4. Франчайзинг
- 10.5. Услуги в международной торговле
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в международной торговле
- 11.1. Применение базисных условий поставки при заключении договора международной купли-продажи товаров
- 11.2. Страховая защита грузоперевозок
- 16. Особенности страхования экспедиторской ответственности.
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной купли-продажи товаров
- 12.1. Понятие и сущность внешнеторгового договора международной купли-продажи товаров
- 12.2. Процедура заключения договора международной купли-продажи товаров
- 12.3. Форма договора международной купли-продажи товаров
- 12.4. Примерные условия договора
- 12.5. Нотариальное удостоверение договора
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров
- 13.1. Основные реквизиты договора купли-продажи
- 13.2. Обязанности и права сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.3. Ответственность сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.4. Правовое регулирование прекращения договора международной купли-продажи товаров
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении и исполнении договоров международной купли-продажи товаров