logo
_materials_files_317313567

10.5. Услуги в международной торговле

Наряду с международной торговлей товарами широко развита и тор-

говля услугами. Международная торговля товарами и услугами тесно свя-

заны между собой. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включается в экспорт и импорт товаров. В то же время междуна- родная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с товарной торговлей.

Услуги – это комплекс разнообразных видов деятельности, в том чис-

ле предпринимательской, связанных с удовлетворением совокупности по- требностей людей. Различаю понятие «услуги» в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги – это комплекс многообразных видов деятельности и разнообразных коммерческих знаний человека, посредст- вом которых он общается с другими людьми. В узком смысле под услуга- ми понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне.

Большинство услуг продается и покупается, следовательно, услуга –

это товар. В то же время услуги имеют ряд существенных отличий от то-

вара в его вещественном виде:

• они, как правило, неосязаемы;

• услуги неотделимы от своего источника;

113

• производство и потребление услуг, как правило, происходит од-

новременно;

• для услуг характерно непостоянство качества, изменчивость, не-

возможность хранения.

Большинство видов услуг может быть объектами международной торговли. Торговля услугами – это нетоварные коммерческие сделки. Ес-

ли сделка заключена между фирмами или физическими лицами разных

стран, она считается международной. В отличие от торговли товарами, экспорт или импорт услуг не обязательно означает перемещение через та- моженную границу. Например, если иностранец снимает номер в гости- нице или оплачивает проезд внутри другой страны, это считается между- народной нетоварной сделкой по покупке (продаже) услуг.

По характеру обслуживания все услуги можно подразделить:

• на персональные, т. е. услуги, удовлетворяющие потребности физических лиц;

• деловые услуги для обслуживания юридических лиц.

По объектам, на которые направлены услуги, выделяют:

• производственные услуги, т. е. имеющие дело с потребитель- скими товарами: в процессе оказания услуги наблюдается такой же процесс труда, как и в материальном производстве;

• непроизводственные услуги – это те услуги, действия которых направлены либо непосредственно на человека, либо окружаю- щие его условия. Здесь не фигурируют материальные продукты, и производство такой услуги неотделимо от потребления.

В соответствии с положениями ВТО все услуги подразделяют на 12

секторов:

• услуги для бизнеса;

• строительные услуги;

• услуги связи (почтовые, курьерские, телекоммуникационные);

• дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);

• транспортные услуги;

• финансовые услуги;

• образовательные услуги;

• услуги здравоохранения;

• туристические услуги;

• рекреационные услуги;

• услуги по охране окружающей среды;

• услуги, в другом месте не классифицированные.

Наиболее неоднородными является сектор услуг для бизнеса, вклю-

чающий следующие услуги:

114

• профессиональные;

• компьютерные;

• в сфере исследований и разработок;

• в сфере оборота недвижимости;

• по аренде оборудования без обслуживающего персонала;

• рекламные и др.

К профессиональным услугам относятся:

• правовые;

• бухгалтерские;

• по налоговому консультированию;

• архитектурные;

• инженерные;

• по научно-техническому консультированию и др.

Вопросы для обсуждения

1. Классификация внешнеторговых операций по видам товаров и услуг.

2. Характеристика сырьевых товаров.

3. Характеристика продовольственных товаров.

4. Характеристика потребительских товаров.

5. Характеристика машинотехнической продукции.

6. Сущность операций по торговле научно-техническими знаниями.

7. Понятие патента на изобретение.

8. Лицензионные операции. Лицензионные договора.

9. Сделки по торговле объектами авторского права.

10. Понятие товарного знака.

11. Международная торговля товарными знаками.

12. Функции товарных знаков.

13. Сущность и субъекты франчайзинга.

14. Преимущества и недостатки франчайзинга.

15. Виды франчайзинга.

16. Понятие услуги.

17. Виды услуг.

Тестовые задания

Задание 1. Вид внешнеторговых операций, относящийся к классификации внешнеторговых операций по видам товаров и услуг:

а) готовая продукция;

115

б) толлинг;

в) товарные знаки.

Задание 2. Патент на изобретение представляет:

а) свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяю-

щее наличие у его владельца монопольного права на использо-

вание этого изобретения;

б) предоставление патентовладельцем другой стороне (лицензиа-

ту) права на промышленное и коммерческое использование изо-

бретения, пользующегося патентной защитой, в течение обу-

словленного срока и за определенное вознаграждение;

в) операции по уступке и приобретению прав.

Задание 3. Функция товарного знака:

а) упорядочение оптовой торговли, регулирование торговых опе-

раций;

б) котирование цен;

в) использование в качестве ключевого элемента рекламного сти-

ля.

Задание 4. Функция франчайзинга:

а) хеджирование;

б) предоставление капитала для создания торгового предприятия;

в) подбор оборудования для обеспечения технологического про-

цесса.

Задание 5. Существенное отличие услуги от товара в его вещественном виде:

а) производство и потребление, как правило, происходит одно-

временно;

б) характер осязаемости;

в) возможность хранения.

116