logo
_materials_files_317313567

10.3. Торговля товарными знаками

Товарные знаки – это обозначения, применяемые для отличия товаров

(услуг) одних юридических или физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических (физических) лиц. Товарные знаки регистри- руются на имя юридического или физического лица, которое осуществля- ет предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак владельцу знака выдается свидетельство, которое удостоверяет при- оритет знака и исключительное право владельца товарного знака в отно- шении товаров или услуг, указанных в свидетельствах. Товарные знаки символизируют высокий уровень качества. Стоимость продукции, марки- рованной товарным знаком и имеющей на мировом рынке известность, повышается, как правило, на 20-25%.

Во многих странах товарные знаки имеют правовую защиту, которая действует с момента их регистрации. Правовая защита обеспечивает его

владельцу монопольное право на данную маркировку.

Международная торговля товарными знаками имеет те же особенно-

сти, что и торговля лицензиями на изобретение и ноу-хау.

В основном продажа прав на использование товарного знака сопутст- вует экспортно-импортным операциям по машинам, оборудованию. При этом в контракт на поставку оборудования включается продажа лицензии на ноу-хау в области технологических новшеств и продажа прав на ис- пользование товарного знака производителя, известного качеством своей продукции и имиджем добросовестного партнера.

Общая стоимость контракта купли-продажи оборудования будет включать цену лицензии и стоимость прав использования торговой марки.

Расчеты вознаграждений производителя также в виде роялти или паушальных платежей.

Для избежания риска недобросовестного использования товарного знака и ущерба собственному имиджу продавцы прав использования то- варного знака при продажах с неисключительным правом оставляют за

собой право контролировать качество маркируемых знаком продукции и услуг. И хотя этот контроль влечет за собой расходы, возможные потери

имиджа высокого качества могут быть непоправимыми.

Функции товарного знака достаточно разнообразны и коммерчески привлекательны. Знак должен психологически воздействовать на покупа-

теля, вызывая у него ассоциации с высоким качеством, надежностью, пре-

стижностью.

Товарный знак эффективно используется в рекламных целях, высту-

пая в качестве ключевого элемента рекламного стиля фирмы. В неизменном виде знак должен быть на любой рекламной продукции, упаковке и т. п.

110

Товарный знак должен обладать новизной идеи, лаконичностью, со- временным дизайном и иметь правовую защиту. Приоритет правовой за- щиты имеет знак, зарегистрированный первым.

Использование товарных знаков в России регулируется законом и осуществляется на основе их государственной регистрации и выдачи вла-

дельцу свидетельства. Регистрацию товарного знака осуществляет Роспа-

тент на основании поданной заявки.

Рыночная стоимость прав использования товарного знака определяет-

ся на основе оценки возможной прибыли.