logo
_materials_files_317313567

Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров

Особенность международных торговых сделок состоит в том, что их правовой режим складывается из совокупности норм, не только состав- ляющих внутреннее право участвующих в них сторон, но также выте- кающих из международно-правовых обязательств тех государств, где на- ходятся контрагенты.

Заключаемые между государствами торговые договоры, соглашения о товарообороте и платежах, по другим вопросам могут включать поло-

жения, которые непосредственно влияют на содержание торговых сделок

между субъектами права из договаривающихся государств. Целью межго- сударственных отношений может также быть регулирование прав и обя- занностей по определенным коммерческим договорам. К таким соглаше- ниям можно отнести согласование общих условий поставок, применение которых является обязательным для всех участвующих в товарообороте.

Применяемые к правам и обязанностям сторон договора правовые нормы не устанавливают, как правило, императивных предписаний, что

позволяет свободно сформулировать условия договора.

Вместе с тем, ряд моментов, определяющих взаимные права и обя- занности сторон внешнеторгового договора, подпадает под действие ад- министративно-правового регулирования стран-контрагентов, например, экспортно-импортного, валютного, таможенного. В случае, когда вклю- ченные в договор условия не будут соответствовать таким обязательным предписаниям, они признаются недействительными.

Детальное регламентирование условий договора объясняется стрем- лением избежать применения в разных государствах противоречащих друг другу норм национального права, которое может оказаться приме- нимым к договору.

Часто стороны внешнеторговой сделки заранее договариваются, ка-

кое национальное право будет применяться к договору. Если стороны до- говора не обусловили применяемое право, то их права и обязанности бу- дут регламентироваться правом, которое будет определяться судом или арбитражем.

Наличие существенных различий в национальных правовых системах препятствует развитию международных торговых сделок. Разрешению этого объективного противоречия между национальным правовым регу- лированием и международным характером внешнеторговых операций способствует международная унификация правового регулирования тор- говых сделок.

Межправительственные и неправительственные организации, осо-

бенно входящие в систему Организации Объединенных Наций, разраба-

39

тывают и принимают конвенции, соглашения и другие документы, учи- тывающие интересы участников коммерческих операций различных по уровню экономического развития стран.

Одни международные торгово-экономические документы имеют обя-

зательную силу для подписавших их стран и, следовательно, для их пред- принимателей, тогда как другие имеют добровольный характер, но ими также руководствуются предприниматели всех стран, чтобы повысить эффективность своей деятельности.

В процессе перехода к рыночным отношениям правительство России проводит курс на присоединение к важнейшим международным торгово-

экономическим конвенциям и соглашениям. При разработке многих рос-

сийских законов учитываются положения тех международных докумен-

тов, к которым Россия еще не присоединилась.

Наибольшее распространение международные торгово- экономические документы получили в области либерализации, упорядо- чения и унификации национальных систем регулирования внешнеторго- вых связей между странами, международных перевозок и внешнеэконо- мических расчетов, разрешения коммерческих споров, по вопросам меж- дународного инвестиционного сотрудничества и защиты прав на интеллектуальную собственность.

Немало сделано в области унификации и гармонизации правового ре-

гулирования международной торговли путем подготовки проектов меж- дународных конвенций, типовых законов, правовых руководств и других правовых документов Комиссией по праву международной торговли (ЮН- СИТРАЛ), действующей в рамках Организации Объединенных Наций.

Большой вклад в разработку международных инструментов, регла- ментирующих взаимоотношения партнеров в самых различных сферах международных связей, начиная от транспорта и кончая обменом куль- турными ценностями, внес Международный институт унификации част- ного права (УНИДРУА). В 1994 году УНИДРУА была завершена работа над документом, получившим название «Принципы международных ком- мерческих договоров», в котором сформулирован свод положений, нося- щих правовой характер и адресованных непосредственно участникам ме- ждународных сделок. Сравнительно-правовой анализ норм различных на- циональных правовых систем в контексте регулирования международных сделок позволил выявить общие подходы в решении отдельных вопросов договорного права и сформулировать положения, отвечающие потребно- стям регулирования международной торговли.

Нормы права отдельного государства ориентированы исключительно на урегулирование внутренних отношений, принимая во внимание сло- жившиеся в данном государстве подходы, правовые традиции и практику,

40

и не учитывают в необходимой мере специфику правового регулирования внешних экономических операций.

Применение же «Принципов» УНИДРУА отвечает потребности уча-

стников международных торговых сделок регулировать свои отношения нормами, имеющими международный характер, поскольку данный доку-

мент дает ответ на вопрос, каково конкретное содержание соответствую-

щих правовых норм, являющееся общим или превалирующим для разных национальных правовых систем.

Данный документ не представляет собой источник «права» в приня-

том понимании. Наибольший эффект от его применения может быть дос- тигнут в том случае, когда стороны международного договора уже при его заключении путем прямой ссылки на принципы УНИДРУА в тексте заключаемого договора желают подчинить его не определенному нацио- нальному правопорядку, а международным по своему содержанию нор- мам правового характера.

«Принципы международных коммерческих договоров» охватывают своим содержанием практически все проблемы, возникающие при заклю- чении и исполнении договоров, включая преддоговорную стадию и ответ- ственность за неисполнение договора. Применение «Принципов» должно исключать необходимость использовать другие источники, Поскольку они представляют согласованную систему, способную дать ответ на лю- бой вопрос, который может возникнуть в данной сфере отношений. В том случае, когда отсутствует необходимая конкретная норма, ответ должен быть дан на основе сформулированных в документе общих принципов. И хотя «Принципы международных коммерческих договоров» являются фа- культативным документом, в рамках этой системы имеются также и им- перативные положения, в частности, положение о том, что стороны всегда должны действовать добросовестно и в соответствии с честной деловой практикой, принятой в международной торговле.

«Принципы» УНИДРУА включают нормы о материально-правовых основаниях действительности договорных обязательств, о толковании до-

говоров, о юридическом содержании обязательств, вытекающих из дого-

воров, положения об исполнении договора и последствиях неисполнения, решают вопросы, связанные с заключением договора, значением обычаев и коммерческой практики.

При разработке данного документа использовались решения, нашед-

шие широкое применение в известных международных документах.

Среди таких международных документов наибольшее практическое значение для российских предприятий, участвующих во внешнеэкономи-

ческой деятельности, имеет Конвенция ООН о договорах международной

купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), участницей кото-

рой с 1 сентября 1991 года является Российская Федерация. Конвенция

41

была подготовлена Комиссией ООН по праву международной торговли

(ЮНСИТРАЛ).

Значение Венской конвенции определяется не только тем, что сего- дня в ней участвуют многие государства, но и тем, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регули- рующих самый распространенный вид договора – куплю-продажу.

Этот договор уже много веков опосредствует взаимоотношения парт- неров из разных стран. Он традиционно занимал центральное место в сис- теме гражданско-правового регулирования экономических отношений. Практически почти все основные торговые партнеры России являются участниками Венской конвенции. Конвенция исходит из принципа свобо- ды сторон договора в определении его условий. Стороны вправе решать, какие условия включить в их сделку.

Знание положений Конвенции облегчает ведение переговоров по за- ключению договоров купли-продажи. Уже на стадии согласования усло- вий внешнеторгового договора важно помнить о содержании диспозитив- ного регулирования, вытекающего из Конвенции, и правильно воспользо- ваться этим обстоятельством при определении содержания договора

Если конкретный договор относится к сфере действия Конвенции, то для ее применения нет необходимости в ссылке на нее в договоре. Для

применения Венской конвенции к конкретному договору купли-продажи

товаров необходима совокупность определенных условий.

Правовой эффект участия в Конвенции состоит в том, что ее положе-

ния становятся частью национального права соответствующего государ- ства. В соответствии с действующим законодательством РФ конвенции, в которых участвует Российская Федерация, рассматриваются как часть на- циональной правовой системы, имеющей приоритетное значение и обяза- тельный характер. Это вытекает из п. 4 ст. 15 Конституции РФ, закрепив- шей правило, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются ча- стью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то принимаются правила международного договора». В этой связи следует отметить, что Конвен- ция стала составной частью правовой системы России. Когда Конвенцией установлены иные правила, чем предусмотренные гражданским законода- тельством Российской Федерации, подлежат применению положения Конвенции.

Вместе с тем, следует учитывать, что в Конвенции не могли быть ре-

шены все вопросы, которые возникают в торговой практике. В соответст- вии с Конвенцией (п. 2 ст. 7) вопросы, относящиеся к предмету ее регули- рования, которые прямо не разрешены в Конвенции, подлежат разреше- нию в соответствии с общими принципами, на которых она основана, а

42

при отсутствии таких принципов – в соответствии с правом, применимым в силу норм международного частного права.

Конвенция регулирует отношения по вопросам, связанным с заклю-

чением договоров международной купли-продажи товаров, с их исполне-

нием и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполне- ние. Часть вторая Конвенции «Заключение договора» и часть третья «Ку- пля-продажа товаров» имеют самостоятельное значение: государство по его усмотрению может заявить об обязательности для себя либо обеих частей Конвенции, либо одной из них (ст. 92). Часть первая Конвенции

«Сфера применения и общие положения» и часть четвертая «Заключи- тельные положения» содержат предписания, в одинаковой мере примени- мые к части второй и третьей Конвенции.

Гибкость формулировок норм Конвенции позволяет при их примене-

нии учитывать конкретные обстоятельства каждой сделки. Вместе с тем для успешного применения этого документа необходимы знания и навыки ведения коммерческих операций в условиях рыночных отношений.

Учет в Конвенции деловой практики, опыта регулирования купли-

продажи в национальных законодательствах позволил широко использо- вать ее положения при разработке нового гражданского законодательства, регулирующего и внутригосударственный экономический оборот в Рос- сии. Так, положения Конвенции и общие принципы, на которых она осно- вана, в значительной мере использованы при разработке первой и второй частей ГК РФ. Таким образом, наметилась устойчивая тенденция к сбли- жению российского гражданского законодательства, регулирующего внутригосударственный оборот, с унифицированными нормами, приме- няемыми в международном экономическом обороте.

Во внешнеторговой практике нередко возникает необходимость об-

ратиться также и к тем международным конвенциям, связанным с меж- дународной куплей-продажей товаров, в которых Российская Федерация не участвует. К их числу относятся: Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 года, Конвенция о представитель- стве в международной купле-продаже товаров 1983 года и Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи това- ров, 1986 года.

Для участников внешнеторговой сделки они могут иметь значение, в частности, в случаях, когда в договор включается прямая ссылка на ка- кую-либо из международных конвенций либо на праве государства- участника международной конвенции, в котором эти конвенции имеют обязательный характер.

В практике международной торговли широко используются публика-

ции Международной торговой палаты, представляющие в определенной мере унификацию сложившихся на практике обычаев делового оборота.

43

В ст. 5 ч. 1 Гражданского кодекса РФ обычай делового оборота рас- сматривается в качестве источника правового регулирования и характери- зуется как «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмот- ренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». По отношению к законодательству обычаи дело- вого оборота носят факультативный характер. Согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ,

«обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участни-

ков соответствующего отношения положениям законодательства или до-

говора, не применяются».

Использование обычаев международной торговли как источника ре-

гулирования договорных отношений купли-продажи вытекает из ст. 9

Конвенции ООН о международной купле-продаже товаров. Для сторон договора купли-продажи обязательный характер могут иметь обычаи, от-

носительно которых они договорились, практика, которую они установи-

ли в своих взаимных отношениях, а также обычаи, о которых стороны знали или должны были знать и которые в международной торговле ши- роко известны и постоянно соблюдаются в договорах.

В практике международной торговли применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров обычно сочетается с

использованием Международных правил толкования торговых терминов

(ИНКОТЕРМС), разработанных Международной торговой палатой. В

2000 году опубликовано последнее издание ИНКОТЕРМС-2000, служа-

щее толкованием текста основных базисных условий поставки из 13 ком- мерческих терминов. Каждый из таких базисов охватывает комплекс прав и обязанностей сторон при различных видах международной купли- продажи. Диапазон базисных условий ИНКОТЕРМС-2000 весьма широк и охватывает варианты – от случая, когда вся ответственность лежит на покупателе, до случая, когда вся ответственность лежит на продавце.

Положения ИНКОТЕРМС имеют факультативный характер: они обя-

зательны для сторон сделки лишь при наличии в договоре прямой ссылки на эти Правила, что позволяет избежать неопределенности в отношениях между сторонами. При отсутствии в договоре такой ссылки, по общему правилу будут применяться национальные торговые обычаи, которые мо- гут существенно отличаться не только в разных странах, но и в портах и регионах одной и той же страны. Представляется целесообразной подго- товка предложения о введении на территории России в качестве обычаев делового оборота ИНКОТЕРМС-2000.

Необходимо обратить внимание на особенность заключения внешне- торговых сделок с государствами – участниками Содружества Независи- мых Государств. Общие условия торговли с этими государствами – чле- нами СНГ регулируются многосторонним Соглашением «Об общих усло-

44

виях поставок товаров между организациями государств – участников

СНГ», заключенным 20 марта 1992 года в г. Киеве.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров в соответствующих случаях подлежит применению и к договорам между субъектами права государств – участников СНГ.

Государства-участники Конвенции обязаны применять ее положения,

если соответствующий договор подпадает под сферу ее действия. Следует иметь в виду, что в силу ст. 90 Конвенции «Общие условия поставок то- варов между организациями государств-участников СНГ имеют приори- тет перед положениями Конвенции».

К числу международных договоров, регулирующих отношения по международной купле-продаже, относятся и Общие условия поставок

(ОУП) нормативного характера, в которых участвовал бывший Советский

Союз.

В настоящее время сохраняют действие двусторонние ОУП СССР –

КНР (вступили в силу с 1 июля 1990 года) и ОУП СССР – КНДР (вступи- ли в силу с 1 января 1982 года). При расхождении этих ОУП и Венской конвенции приоритет отдается ОУП. Это прямо предусмотрено в статье

90 Венской конвенции. Другие общие условия поставок (ОУП СЭВ –

Финляндия 1978 г. и ОУП СССР – СФРЮ 1977 г.) носят факультативный характер, т.е. применяются лишь в тех случаях, когда на них делается ссылка в контракте. При наличии такой ссылки их положениям также от- дается приоритет по отношению к нормам Венской конвенции, что явля- ется следствием его диспозитивного характера. Что касается общих усло- вий поставок СЭВ (ОУП СЭВ 1968/1988 г.), то они в настоящее время применяются в отношениях с партнерами из стран, входивших в СЭВ, тоже лишь при наличии ссылки на них в контракте.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности правового регулирования международных торговых сделок

2. Международная унификация правового регулирования торговых сделок

3. Применимое право к внешнеторговой сделке

4. Применение «Принципов международных коммерческих догово-

ров» (Принципов УНИДРУА).

5. Международная унификация материально-правовых норм в Вен- ской конвенции 1980 г., регулирующей договор международной купли-продажи.

45

6. Использование обычаев международной торговли как источника регулирования договорных отношений купли-продажи.