logo search
Курс лекций по мировой экономике

3. Россия в международной миграции рабочей силы

На протяжении большей части XX в. международный рынок труда формировался без участия России. В период, когда склады­вались основные потоки международной миграции, СССР прово­дил политику жесткого контроля за всеми формами движения трудовых ресурсов. Международная трудовая миграция рассмат­ривалась в советской экономической науке как порождение капи­тализма и необходимое условие его господства.

Тем не менее Советский Союз, как и другие страны социализ­ма, не мог совсем оставаться в стороне от процессов, происхо­дивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специа­листов ежегодно выезжали из Советского Союза в другие государ­ства, в основном социалистические (Китай, Монголию, Север­ную Корею, Кубу, Вьетнам), а также страны «третьего мира» (Индию, Египет, Сирию, Ирак и др.).

С началом перестройки, а затем и распада СССР меняется взгляд на проблемы трудовой миграции. В 1991 г. был принят закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом.

В дальнейшем были приняты Указы Президента Российской Федерации «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы».

В настоящее время по мере формирования рынка труда в Рос­сии все более отчетливо проявляются и элементы международно­го рынка труда:

Вопросами международной миграции в РФ в 90-е гг. занима­лась Федеральная миграционная служба России, затем с 2000 г. Министерство по делам Федерации, национальной и миграцион­ной политики РФ, а с 2002 г. Федеральная миграционная служ­ба МВД РФ.

Подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции с Монголией, Китаем, Вьетнамом, страна­ми Персидского залива, Германией, Люксембургом, Аргенти­ной, Венесуэлой, Финляндией, Японией, Северной Кореей, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими страна­ми.

Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (MOM), основан­ное на подписанном в марте 1992 г. договоре. MOM обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложившуюся орга­низационную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспе­чивает информацией потенциальных мигрантов и соответствую­щие государственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалифика­ции, условиям найма). Для России MOM был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специа­листов.

Таким образом, происходит постепенное включение нашей, страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу.

По официальным данным Госкомстата РФ, валовая миграция (суммированный показатель числа граждан России, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в РФ) за период 1992-2002 гг. превысила 9,8 млн. чел. При этом на протяжении всего указанного периода миграционное сальдо (разница между числом

въезжающих в страну и числом выезжающих из нее) в России было положительным, достигнув в 2002 г. итоговой суммы более чем в 3,5 млн. чел. Иными словами, в страну больше въезжало иностранных граждан, чем выезжало из нее граждан РФ. Причины этого явления связаны:

Своего максимального уровня это сальдо достигло в 1994 г. - 810 тыс. чел., а затем оно начало снижаться - с 502 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г. Определяющую роль в формировании такого положитель­ного сальдо сыграла активная миграция прежде всего русскоязычно­го населения из бывших республик СССР: итоговое превышение числа въехавших в страну из республик СНГ и стран Балтии над въехавшими из России в эти государства в 1992-2002 гг. составило 4,7 млн. чел., сократившись с 612 тыс. в 1995 г. до 124 тыс. в 2002 г. Напротив, миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья в указанный период было отрицательным: из России эмигрировало на 1,2 млн. чел. больше, чем иммигрировало в нее.

В целом же к началу XXI в. России выдвинулась в тройку веду­щих стран центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992 2002 гг. в США ежегодно въезжали 924 тыс. чел., в Германию 865 тыс. чел., а в Россию 609 тыс. чел. Всего официально въехало в РФ за указанные одиннадцать лет 6,7 млн.чел.

Вместе с тем, начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигрантов снижается: в 1994 г. в РФ прибыло 1,15 млн. чел., а в 1995 2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. чел до 185 тыс. чел. Основная часть иммигрантов (98,5 % от общего числа въехав­ших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР стра­ны СНГ и Балтии. В 19921994 гг. их доля составляла вообще око­ло 100 %, а в 1995 2002 гг. этот показатель уменьшился с 99,3 % до 96,0 % (с соответствующим ростом доли мигрантов из стран дальнего зарубежья).

Несмотря на то, что число государств - экспортеров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной рабочей силы приходится на достаточно ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятерки» (Украина, Белорус­сия, Турция, Китай, КНДР) к концу 90-х гг. приходилось более 68 % всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Армения) примерно 83 %. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72 % всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия - свыше 33 % работников из стран дальнего зарубежья.

К недостаткам указанной страновой структуры стран-экспор­теров рабочей силы в Россию относится то, что среди них факти­чески нет ни одной экономически высокоразвитой страны.

В территориальном аспекте основная часть иностранной рабо­чей силы сконцентрирована в Центральном экономическом рай­оне 34,5 %, больше всего в г. Москве и Московской области 27,8 %, а также на севере Западной Сибири Ханты-Мансийс­кий и Ямало-Ненецкий автономные округа 17,8 %, в Белгород­ской области 5,1%, Приморском крае 4,7% и Краснодар­ском крае 3,3 %.

Учитывая неравномерность распределения иностранной рабо­чей силы по территории России, можно утверждать, что для РФ миграция иностранной рабочей силы является как общефедераль­ной, так и региональной проблемой. Соответственно, общая от­раслевая направленность миграции иностранной рабочей силы в Российскую Федерацию определяется отраслевой направленно­стью тех регионов страны, в которые она приходит в наибольших масштабах (например, в Тюменской области это нефтедобыча и строительство).

Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах России на трудоемких производствах (на которых не стремится работать местное население).

В соответствии с официальными данными в 2002 г. в промыш­ленности России было занято 22,5 % трудящихся иностранных граждан, в торговле и общественном питании 14,9 %, в сельском хозяйстве 12,6%, в строительстве 7,6%, на транспорте 6,5 %. Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой ино­странной рабочей силы из Украины (заняты в основном в про­мышленности и строительстве), Турции (строительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указан­ных странах велика безработица, Россия фактически «помогает» указанным странам решать ее проблемы («оттягивая» на себя часть

безработных).

Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в других отраслях экономики России: в образовании, рыночной инфра­структуре, в сфере управления (прежде всего на предприятиях с иностранным капиталом). Именно в последние из указанных сфер (управление, рыночная инфраструктура, образование) направля­ются граждане из развитых стран с рыночной экономикой. На­пример, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы приходится 88% (данные сферы развиваются прежде всего в Мос­кве, Санкт-Петербурге, других крупных центрах Российской Фе­дерации).

Открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. Чис­ленность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается различ­ными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом РФ, пограничной и налоговой служба­ми) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально въезжающих в РФ ино­странных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая, Вьет­нама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост не­легальной иммиграции ведет к целому ряду очевидных негатив­ных последствий:

Особым аспектом нелегальной иммиграции является в значи­тельной степени неконтролируемый поток иммигрантов из Ки­тая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По имею­щимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровс­ком и Приморском краях проживали 5,5 млн. чел., а в пригранич­ных районах Китая -102 млн. чел., при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн. чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах - 8 млн. чел.

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Основной ее приток ожидается из стран ближнего зарубежья, откуда в конце 90-х гг. в поисках работы устремились в Россию легально и неле­гально сотни тысяч строителей, водителей, работников сферы ус­луг, чернорабочих. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, име­ющие достаточную профессиональную подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некото­рых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего зарубежья. По прогнозам, в дальнейшем иммиграция, должна стабилизироваться на уровне 100 - 150 тыс. чел. в год.

Положительный баланс межгосударственной миграции (в страну больше въезжает, чем выезжает из нее) и увеличение иммигра­ции не должны пугать, так как исследования подтверждают, что прямой связи между увеличением числа иностранных рабочих и ростом безработицы в настоящее время не существует. Внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России, составляя 1,5- 2% занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов ока­залось своевременным для России, вступившей в очередную ста­дию демографического кризиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии и других евро­пейских государств во многом обеспечено активным привлечени­ем иностранной рабочей силы. Основные отрицательные момен­ты иммиграции связаны с беженцами и нелегалами: они оказыва­ют давление на рынок труда, увеличивая число безработных, и, следовательно, затраты на социальное обеспечение, ухудшают криминогенную ситуацию и повышают социальную напряжен­ность в обществе.

Принципиально политика России по отношению к иностран­ной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту нацио­нального рынка труда. Российские граждане обладают приоритет­ным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по суще­ству не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение ино­странной рабочей силы по территории России. При этом в неко­торых регионах страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно высоким остается спрос на иностранную рабочую силу.

В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Феде­рации», целью которого является упорядочение иммиграционно­го процесса в стране. Закон определил правовое положение инос­транных граждан в РФ, он регулирует отношения между иност­ранными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, пред­принимательской и иной деятельности. Закон дает определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на житель­ство», «иностранный работник», «депортация», «разрешение на работу» и др. Однако проблемой остается тот факт, что изменения в иммиграционном законодательстве России не решили к насто­ящему времени такие сложные проблемы, как установление эф­фективных барьеров для нелегальной иммиграции в РФ и предо­ставление возможностей трудоустройства и достойных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживавших за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, и вернувших­ся в Россию.

Другой составляющей процесса международной миграции ра­бочей силы в России является эмиграция. После того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. более 673 тыс. чел., затем это число постепенно сокращалось, до­стигнув в 2002 г. 107 тыс. чел. Эмиграционный поток первой поло­вины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев 13 16%. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.

В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зару­бежья 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 %. Маршруты российской трудовой миграции в основном совпадают с направлением потоков между­народной миграции в страны Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки. Для нашей страны негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей, музыкантов, художников, потенциаль­ных специалистов: аспирантов, студентов, стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов. Убытки, свя­занные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год (сей­час некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.). Лишь 811 тыс. россиян в год устраиваются работать за границей легально через государственные структуры и частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных гарантий и отчислений в российский бюджет.

По имеющимся оценкам, отрицательные для экономики Рос­сии последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть бу­дет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного и экспортного потенциала страны.

Тенденции значительной трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику экономического развития России в 1999 - 2003 гг. В то же время росту эмиграции про­тиводействуют внешние и внутренние факторы: старение эконо­мически активного населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % - старше 60 лет, а молодежь в возрасте до 29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населе­ния иностранных языков, низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за границу нужны значительные средства), ограниченность квот на въезд в иностранные государ­ства и др.

В настоящее время предпринимательская деятельность по тру­доустройству граждан России за рубежом лицензируется и ею за­нимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие ли­цензии. Желающие уехать работать за границу могут также обра­титься в Управление по делам трудящихся-мигрантов Минтруда и заполнить там анкету. Потом работодатели отбирают кандидатов, которые проходят тестирование. Как правило, контракт заключа­ется на 3 - 4 года. С рядом стран подписаны межправительствен­ные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с Германией оговариваются: возраст работника, сроки найма, условия труда и его оплаты, медицинское обслуживание, вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и др.

Что касается приглашения иностранных граждан для работы в Российской Федерации, то заинтересованные в работниках-иностранцах работодатели представляют в Минфедерации соот­ветствующие заявки. Министерство определяет квоты на привле­чение иностранных граждан в целом и по группам профессий. Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней, при необходимости проведения экспертизы - до 45 дней. Под­тверждается право трудовой деятельности иностранного работ­ника, служащее средством социальной зашиты эмигранта. От указанной процедуры освобождаются отдельные категории ино­странных граждан (беженцы, постоянно проживающие на тер­ритории РФ и др.). Упрощенный порядок установлен для при­глашаемых на работу в РФ высококвалифицированных иност­ранных работников в случае их найма на предприятия с иност­ранными инвестициями.

Пока еще рано говорить о приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка рабочей силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспече­ние условий возвращения специалистов, а во втором на трудо­устройство потоков беженцев и вынужденных переселенцев из стран «ближнего зарубежья» и регионов, охваченных граждански­ми конфликтами.

Контрольные вопросы и задания

  1. Как изменились масштабы международной трудовой миграции и каковы ее новые тенденции в последней четверти XX в.?

  2. Раскройте основные позитивные и негативные последствия международной трудовой миграции для стран-доноров (вывозя­щих рабочую силу) и стран-реципиентов (ввозящих рабочую силу).

  3. Каковы основные направления и формы регулирования процессов международной миграции рабочей силы?

  4. Охарактеризуйте основные тенденции международной эмиграции и иммиграции в России с начала 90-х гг. XX в. по настоящее время.

  5. Какие страны являются экспортерами рабочей силы в Рос­сию?

  6. Назовите регионы России, являющиеся «центрами притяже­ния» иностранной рабочей силы.

Лекция 13. Платежный баланс

  1. Понятие и структура платежного баланса

  1. Роль платежного баланса в регулировании экономики

  1. Платежный баланс Российской Федерации

  1. Понятие и структура платежного баланса

Обобщение всей суммы взаимосвязей страны с мировым хозяйством выступает в виде платежного баланса (далее - ПБ) страны. По методологии МВФ ПБ есть статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентом данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течении определенного периода времени.

По другому, ПБ это таблица соответствия внешних доходов и расходов, в которых зафиксированы все валютные поступления, полученные данной страной от других стран, а также все средства, выплаченные страной другим странам в течении определенного периода (обычно одного года).Таким образом, ПБ страны это документ, отражающий операции между резидентами и нерезидентами и показывающий взаимоотношения национальной экономики с мировым хозяйством.

Резидентом данной страны является любое физическое или юридическое лицо, имеющее основное место жительства и центр экономического интереса в данной стране. Экономическая сделка любой акт обмена, в котором товар, экономическая услуга или право собственности на активы переходят от резидента одной страны к резиденту другой. Любая сделка имеет две стороны: кредит отток стоимости, за которым должен последовать встречный платеж от нерезидентов, и дебет приток стоимостей, за который должен платить резидент данной страны. ПБ составляется по бухгалтерскому принципу двойного счета. Каждая сделка отражается в кредитовом счете со знаком «+»(поступление валюты в страну) и на дебетовом со знаком «-» (страна расходует валюту).

Все статьи ПБ подразделяются на 2 группы в зависимости от экономической природы сделок. 1-я часть ПБ это счет текущих операций, состоящий из трех разделов: а) торговый баланс (экспорт-импорт товаров и услуг), б) текущие доходы (оплата труда работников и перевод прибылей от инвестиций), в) текущие трансферты. Если по итогам всех сделок обязательства резидентов данной страны превышают требования к нерезидентам, то баланс текущих операций отрицателен, т.е. страна живет не по «доходам» и должна покрывать дефицит текущих операций за счет привлечения иностранных инвестиций, отражаемых во 2-ой части ПБ.

Во 2-ую часть ПБ «Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами» включается счет операций с капиталом и финансовый счет, в частности, прямые и портфельные инвестиции, а также другие инвестиции (торговые кредиты, займы, валюта и депозиты). Обычно к этому балансу примыкает статья «Ошибки и пропуски».

Структуру баланса можно представить в виде схемы. (рис. 13.1).

Важный аспект группировки статей проведения различия между основными и балансирующими статьями. Согласно концепции МВФ, сальдо баланса по текущим операциям и статьям движения капиталов (за

Лекция 14, 15, 16. Международные валютно-расчетные отношения

  1. Понятие валюты, валютных отношений.

  1. Валютный курс и факторы, на него влияющие

  1. Понятие конвертируемости валюты

  1. Валютный рынок и его структура

  1. Особенности валютной системы России.

  1. Понятие валюты, валютных отношений.

Одной из важнейших функций денег является обеспечение международных расчетов. В экономических отношениях между странами национальные денежные единицы выполняют роль мировых денег. Деньги, используемые в международных расчетах, принято называть валютой.

Валюта обслуживает внешнюю торговлю товарами и услугами, международное движение капиталов, перевод прибылей из одних стран в другие, внешние займы и субсидии, международный туризм и другие экономические отношения между странами.

Следовательно, валюта не какой-то новый тип денег, а особый способ их функционирования, связанный с осуществлением сделок международного характера.

Термин «валюта» имеет несколько значений:

Принципиальное отличие международной сделки от состоит в том, что в ней участвуют две и более разных валют. Поэтому международные сделки предполагают сопоставление, сравнивание различных национальных валют по их покупательной способности.

Такое сопоставление осуществляется с помощью валютного курса.

  1. Валютный курс и факторы, на него влияющие

Валютный курс это цена одной валюты, выраженная в цене другой валюты.

Объявление об этой цене называют котировкой валют. Существует два метода котировки: прямая и обратная. Наиболее распространена прямая, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте. Например, 1 доллар = 28 рублям. При обратной котировке за основу принимается единица национальной валюты, курс которой выражается в определенном количестве иностранной валюты.

Валютный курс необходим для:

1) взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов.

2) сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

3) периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Обменный валютный курс является важнейшим элементом в системе

банковских операций с иностранной валютой.

Валютные курсы бывают плавающими, фиксированными и регулируемыми плавающими. Плавающие курсы ежедневно изменяются на валютном рынке в зависимости от спроса и предложения на валюту. Эти изменения называются обесценением или удорожанием валют.

Например, удорожание доллара по отношению к рублю есть увеличение цены доллара в рублях, скажем, с 27,5 до 28 рублей за 1 доллар. Соответственно рубль дешевеет по отношению к доллару. Чем больше отечественной валюты, например, рублей дают за 1 единицу иностранной, тем дешевле отечественная валюта. Чем меньше отечественной валюты дают за 1 единицу иностранной, тем выше курс отечественной валюты. Отечественная валюта дорожает. В настоящее время в силу определенных причин для России характерна тенденция роста курса рубля как по отношению к доллару, так и по отношению к евро.

При прочих равных условиях обесценение валюты страны по отношению к иностранной валюте удешевляет экспорт страны и удорожает ее импорт. И наоборот, удорожание отечественной валюты делает более дорогим экспорт страны и удешевляет импорт.

Фиксированный валютный курс не изменяется в течении определенного времени. Регулируемый валютный курс подразумевает вмешательство государства (в лице Центрального банка страны) в формировании валютного курса. Для этого осуществляется валютная политика, Государство может оказать влияние на курс национальной валюты путем проведения девизной политики, для чего осуществляет меры валютной интервенции, т.е. куплю или продажу иностранной валюты на валютном рынке. Начиная с 2000 г. Центральный Банк России прибегает к покупке долларов на внутреннем валютном рынке. Это происходит в следствии того, что постоянно растущие цены на нефть на мировом рынке обеспечивают все возрастающий приток долларов в страну, который способствует укреплению курса рубля. Слишком значительное удорожание рубля не выгодно российской экономике, так как снижало бы ее конкурентоспособность.

Поддержание того или иного курса национальной валюты всегда определяется задачами внешнеэкономической политики в конкретной ситуации. В целях форсирования экспорта, особенно в условиях ухудшения состояния платежного баланса, государство может идти на сознательное занижение курса национальной валюты. При заниженном курсе цены на товары данной страны, выраженные в валютах других стран, оказываются ниже среднемировых, что и позволяет национальным компаниям успешнее конкурировать на мировых рынках.

Классификация видов валютного курса по различным критериям представим в таблице. (см.таблицу )

Табл.1

КРИТЕРИЙ

ВИДЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА

1. Способ фиксации

Плавающий Фиксированный Смешанный

2. Способ расчета

Паритетный

Фактический

3. Вид сделок

Срочных сделок

Спот-сделок

Своп-сделок

4. Способ установления

Официальный

Неофициальный

5. Отношение к паритету покупательной способности валют

Завышенный

Заниженный

Паритетный

6. Отношение к участникам сделки

Курс покупки

Курс продажи

Средний курс

7. По учету инфляции

Реальный

Номинальный

8. По способу продажи

Курс наличной продажи

Курс безналичной продажи

Оптовый курс обмена валют

Одним из наиболее важных понятий, используемых на валютном рынке,

является понятие реального и номинального валютного курса.

Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух

стран, взятых в соответствующей валюте.

Номинальный валютный курс показывает обменный курс валют,

действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.

Валютный курс, поддерживающий постоянный паритет покупательной силы

такой номинальный валютный курс, при котором реальный валютный курс

неизменен.

Факторы, влияющие на величину валютного курса.

В современных условиях валютный курс формируется, как и любая рыночная

цена, под воздействием спроса и предложения. Уравновешивание последних

на валютном рынке приводит к установлению равновесного уровня

рыночного курса валюты. Это так называемое «фундаментальное

равновесие».

Размер спроса на иностранную валюту определяется потребностями страны в импорте товаров и услуг, расходами туристов данной страны, выезжающих в иностранные государства, спросом на иностранные финансовые активы и спросом финансовые активы и спросом на иностранную валюту в связи с намерениями резидентов осуществлять инвестиционные проекты за рубежом.

Чем выше курс иностранной валюты, тем меньше спрос на нее; чем ниже курс иностранной валюты, тем больше спрос на нее.

Размер предложения иностранной валюты определяется спросом резидентов иностранного государства на валюту данного государства, спросом иностранных туристов на услуги в данном государстве, спросом иностранных инвесторов на активы, выраженные в национальной валюте данного государства, и спросом на национальную валюту в связи с намерениями нерезидентов осуществлять инвестиционные проекты в данном государстве.

Так, чем выше курс иностранной валюты по отношению к отечественной, тем меньшее количество национальных субъектов валютного рынка готово предложить отечественную в обмен на иностранную и наоборот, чем ниже курс национальной валюты по отношению к иностранной, тем большее количество субъектов национального рынка готово приобрести иностранную валюту.

Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы -покупательной способности валют - под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение такого спроса и предложения зависит от ряда факторов.

Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные и конъюнктурные.

Структурные факторы (действующие в долгосрочном периоде):

1. Конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение;

2. Состояние платежного баланса страны;

3. Покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;

4 Разница процентных ставок в различных странах;

5. Государственное регулирование валютного курса;

6. Степень открытости экономики.

Конъюнктурные факторы (вызывают краткосрочное колебание валютного курса), связаны с_колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами:

1. Деятельность валютных рынков;

2. Спекулятивные валютные операции;

3. Кризисы, войны, стихийные бедствия;

4. Прогнозы;

5. Цикличность деловой активности в стране.

Рассмотрим подробнее механизм влияния некоторых факторов на величину

валютного курса.

1) Платежный баланс страны.

Платежный баланс непосредственно влияет на величину валютного курса. Платежный баланс это соотношение всех доходов, которые получает

страна, со всеми платежами, которые она производит за границей, за

определенный период времени.

Превышение поступлений над платежами составляет активное

(положительное) сальдо. Превышение платежей над поступлениями

составляет пассивное (отрицательное) сальдо.

Активное сальдо способствует повышению курса национальной валюты, так

как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников.

Пассивное сальдо порождает тенденцию к снижению курса национальной

валюты, т.к. должники продают ее на иностранную валюту для погашения

своих внешних обязательств. Размеры влияния платежного баланса на

валютный курс определяются степенью открытости экономики страны. Так, чем выше доля экспорта в ВНП (чем выше открытость экономики), тем выше эластичность валютного курса по отношению к изменению платежного баланса. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. Кроме того, на валютный курс влияет экономическая политика государства в области регулирования составных частей платежного баланса: текущего счета и счета движения капиталов. При увеличении положительного сальдо торгового баланса возрастает спрос на валюту данной страны, что способствует повышению ее курса, а при появлении отрицательного сальдо происходит обратный процесс. Изменение сальдо баланса движения капиталов оказывает определенное влияние на курс национальной валюты, которое по знаку («плюс» или «минус») аналогично торговому балансу. Однако существует и негативное влияние чрезмерного притока краткосрочного капитала в страну на курс ее валюты, т.к. он может увеличить избыточную денежную массу, что, в свою очередь, может привести к увеличению цен и обесценению валюты.

2) Темп инфляции.

На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет.

Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.

3) Разница процентных ставок в различных странах.

Влияние этого фактора на валютный курс объясняется двумя основными обстоятельствами. Во-первых, изменение процентных ставок в стране

воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу. Во-вторых, процентные ставки влияют на операции валютных рынков и рынков ссудных капиталов. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения прибылей. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудных капиталов, где ставки ниже, и размещать иностранную валюту на национальном кредитном рынке, если на нем процентные ставки ниже.

4) Государственное регулирование валютного курса.

Соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса влияет на его динамику. Формирование валютного курса на валютных рынках через механизм спроса и предложения валюты обычно сопровождается резкими колебаниями курсовых соотношений. На рынке складывается реальный валютный курс - показатель состояния экономики, денежного обращения, финансов, кредита и степени доверия к определенной валюте. Государственное регулирование валютного курса направлено на его повышение либо понижение исходя из валютно-экономической политики. С этой целью проводится определенная валютная политика девальвации или ревальвации валюты.

5) Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее, меняют на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.

6) Прогнозы.

Прогнозы влекут за собой ускорение или задержку международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стремятся ускорить платежи контрагентам в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает их стремление к задержке платежей в иностранной валюте. Такая тактика влияет на платежный баланс и валютный курс.

7) Сезонные пики и спады деловой активности в стране.

Сезонные пики и спады деловой активности в стране могут оказывать влияние на курс национальной валюты. Причиной активной торговли на валютных биржах может являться грядущий длительный перерыв в торгах на валютном рынке, связанный с какими-либо праздниками, например, новогодними.

  1. Понятие конвертируемости валюты

Важнейшее свойство валюты конвертируемость (обрати­мость) - т. е. способность обмениваться на другую валюту. Однако следует отметить, что степень конвертируемости валют неодинакова. Существует в мире три типа валют по степени конвертируемости:

- свободно конвертируемая валюта

- частично конвертируема валюта

- неконвертируемая валюта

Если национальная валюта свободно используется как резидентами (юридическими и физическими лицами, признаваемыми нацио­нальным валютным законодательством «своими»), так и нерези­дентами (всеми другими юридическими и физическими лицами) во всех операциях, связанных с куплей-продажей валюты, и ссуднозаемных операциях, а также в международных расчетах, то она считается свободно конвертируемой.

Валюты большинства стран мира не могут свободно конверти­роваться, поскольку правительствами или центральными банка­ми предприняты меры, ограничивающие использование нацио­нальной валюты в тех или иных сферах внешнеэкономической деятельности. В этом случае речь идет о частичной конвертируемо­сти валюты. Имеются также замкнутые валюты, т. е. не облада­ющие способностью обмениваться на денежные единицы других стран.

Конвертируемость валюты может быть внутренней и внешней, а также по статьям текущего платежного баланса, движения ка­питала и финансовых ресурсов. Под внутренней конвертируемо­стью валюты понимается возможность резидентов данной страны приобретать за национальную валюту иностранную валюту и ра­сплачиваться последней за границей при совершении сделок.

Под внешней конвертируемостью валюты понимается право не­резидентов использовать валюту данной страны вне ее пределов.

Конвертируемость по статьям текущего платежного баланса предполагает возможность беспрепятственного заключения и осу­ществления внешнеторговых сделок, а, в свою очередь, конвер­тируемость по статьям движения капитала и финансовых ресур­сов использовать национальную валюту для совершения ра­зличных операций, связанных с предоставлением кредитных ре­сурсов, т. е. на срок свыше установленного для торговых опера­ций.

Российский рубль является частично конвертируемой валютой в том смысле, что обеспечена его внутренняя конвертируемость и .конвертируемость по статьям текущего платежного баланса.

Присоединение России в июне 1996 г. к разделам 2, 3 и 4 ст. 8 Устава МВФ означает, что она отныне не вправе вводить без одоб­рения Фонда ограничения на производство платежей и переводов по текущим международным операциям, а также участвовать в каких-либо дискриминационных валютных соглашениях или ис­пользовать практику множественных обменных курсов.

страну или переводимый за границу, учитывается в первом разде­ле платежного баланса, т. е. в счете текущих операций. Без гаран­тии возможности вывоза прибылей, полученных от иностранных прямых или портфельных инвестиций, найдется мало серьезных инвесторов, готовых инвестировать средства в данную страну.

Основу конвертируемости валюты составляют экономический потенциал и экономические возможности страны. Если страна не­конкурентоспособна на мировом рынке, то и ее валюта не может быть свободно конвертируемой. Даже при условии, что страна вывозит сырьевые товары, пользующиеся на мировом рынке не­изменным спросом (например, нефть), то и в этом случае введение полной конвертируемости является проблематичным.

В условиях России достижение полной конвертируемости национальной валюты предполагает проведение глубоких преобразовании в экономике, повышение удельного веса наукоемких и высокотех­нологичных отраслей, радикальное изменение структуры экспорта и импорта, чтобы отойти от сырьевой экспортной ориентации.

  1. Валютный рынок и его структура

Покупка и продажа иностранной валюты происходят на ва­лютном рынке. В конце 90-х гг., до введения евро, мировой валют­ный рынок имел ежедневный объем торговли в пределах 1,5 трлн долл. (если все торгуемые валюты пересчитать в доллары США). Между тем годовой оборот всей мировой торговли товарами и услугами не превышал 7 трлн долл. Следовательно, подавляющая часть валютных сделок на мировом рынке совершается не в целях непосредственного обслуживания международной торговли, а с иными, спекулятивными целями, а также с целью страхования от валютных рисков.

Участниками валютных рынков, с функциональной точки зре­ния, являются предприниматели, инвесторы, спекулянты и иг­роки. Предприниматели выходят на валютный рынок с целью по­купки и продажи валюты для обеспечения своей производствен­ной деятельности. Важным мотивом является также желание сни­зить неопределенность в отношении будущих поступлений и пла­тежей в иностранной валюте. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы вложить свои капиталы в наиболее выгодные ценные бума­ги и предприятия за рубежом при приемлемом уровне риска. Глав­ной целью спекулянтов и игроков является получение прибыли в результате верно угаданной будущей динамики валютного курса. Для этого они готовы принимать на себя риск других участников валютного рынка.

С институциональной точки зрения, участники валютного рынка подразделяются на юридических и физических лиц. К первым от­носятся банки, компании и фирмы, государственные органы, меж­дународные организации. Особая роль принадлежит центральным банкам, главной целью которых на валютном рынке является под­держание курса национальной валюты на приемлемом уровне. Для этого они нередко проводят валютные интервенции, т. е. осуще­ствляют вмешательство в операции на валютном рынке с целью оказать воздействие на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты.

Наиболее крупным мировым валютным рынком является лон­донский (около 1/3 мирового оборота торговли валютой). Доля валютных сделок с долларом, совершаемых в Великобритании, выше, чем в США. До введения евро удельный вес сделок с не­мецкой маркой в Лондоне был также выше, чем в Германии.

В ряде случаев на рынке нет котировки двух валют, однако можно воспользоваться кросс-курсом, который устанавливается через курс каждой из двух валют по отношению к третьей (обыч­но к доллару США).

Кросс-курс можно рассчитать следующим образом. Перемножение трех валютных пар дает единицу. Так, если необходимо узнать курс китайского юаня по отношению к российскому рублю, то можно вос­пользоваться следующей схемой.

1 долл. США = 6 юаней 1 долл. США = 28 рублей

Если известно, что курс доллара по отношению к рублю равен 28, а к китайскому юаню - 6, тогда, , получим 6 юаней = 28 рублям.

Следовательно, 1 юань = 28:6 = 4,66 руб.

Купля-продажа валюты на валютном рынке происходит в фор­ме валютных сделок.

Валютные сделки и операции можно классифицировать по раз­ным признакам, например по срокам их осуществления.

Часто используемым является деление на операции с немедлен­ной поставкой валюты (спот) и срочные.

Операции спот предполагают поставку валюты на второй рабо­чий день со дня заключения сделки (без учета праздничных или выходных дней в каждой из стран, валюта которых участвует в сделке). Поэтому дата валютирования (срок поставки валюты) мо­жет отличаться от даты заключения сделки на несколько дней. Так, по сделкам, заключаемым в пятницу, срок поставки - втор­ник следующей недели.

Все остальные валютные операции относятся к срочным опе­рациям, при проведении которых возникает валютный риск, т. е. возможность отклонения будущих фактических значений валют­ного курса от ожидаемых в момент заключения валютной сделки.

Валютные сделки можно также различать по месту их соверше­ния (биржевые и внебиржевые). Биржевые сделки предполагают стандартизацию их условий.

Некоторые операции вытекают из сделок, в основе которых лежит обмен обязательствами, что выражается в периодических платежах участников сделки друг другу. Таковы, например, сдел­ки своп.

При заключении валютных сделок на том или ином валютном рынке большое значение имеет степень его развитости. С этой точки зрения российский валютный рынок является локальным. Объем операций на нем относительно невелик, а виды валют­ных операций представлены в основном сделками с немедлен­ной поставкой валюты.

При режиме плавающих валютных курсов валютные рынки и рынки производных финансовых инструментов характеризуются повышенной степенью риска.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие значения имеет термин «валюта»?

  1. Кто является участником валютного рынка? С какими целя­ ми выходят на валютный рынок различные категории его участ­ников?

  1. Как можно классифицировать валютные операции?