logo search
Ломакин В

II.1.3. Типы интеграционных группировок

Практика показывает, что существуют следующие типы интеграционных объединений или группировок:

I тип. Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы договариваются между собой о снижении ими таможенных пошлин во взаимной торговле. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы, т. е. на стадии зоны свободной торговли страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но при этом сохраняют полную свободу действий в экономических связях с третьими странами: отмена или ввод новых пошлин, заключение торгово-экономических соглашений. В этой связи между странами-участницами зоны свободной торговли сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие "происхождение товаров", пересекающих их государственные границы, особенно льготный провоз товаров третьих стран.

Свободные торговые зоны, свободные порты, транзитные зоны, беспошлинные склады на предприятиях (составляют свободную экономическую зону) базируются на отмене или снижении таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля. К примеру, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Образована в 1960 г., включает 6 стран: Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию. Здесь принципы свободной торговли распространяются только на промышленную продукцию. Американо-канадско-мексиканское соглашение о свободной торговле, иначе называемое Североамериканским общим рынком, созданным в 1990 г. Создание Зоны свободной торговли придает более стабильный характер торговой политике стран-участниц, позволяет более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда" и далее совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности.

Следует отметить, что все решения о торгово-экономическом взаимодействии в рамках ЗСТ принимаются должностными лицами министерств, ведомств, финансовых организаций стран-участниц без создания постоянно действующих наднациональных структур. Однако создание ЗСТ имеет и ряд негативных моментов, которые ослабляют интеграционные процессы. В частности, либерализация импорта вполне может создать серьезную угрозу для отечественных товаропроизводителей, не выдерживающих конкуренции. Если не принять соответствующих мер защиты и поддержки со стороны государства, может возникнуть опасность частичного или полного вытеснения последних со своего внутреннего рынка и т. д. В целом, создание ЗСТ позволяет стабильно совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности стран-участниц и более гибко приспосабливаться к международной практике.

II тип. Таможенный союз (ТС). Здесь также сохраняются принципы свободной торговли, но принимается единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. В рамках данного интеграционного объединения внешнеторговые связи его членов с третьими странами определяются коллективно. Это дает возможность более надежно защитить свое единое региональное рыночное пространство и усилить позиции на международной арене. Негативным моментом при этом является то, что участники экономической интеграции в отдельности определенно теряют свой суверенитет на внешнеэкономическом пространстве. Но таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли интеграционную структуру. Проводя единую внешнеторговую политику по отношению к торговым тарифам, страны таможенного союза регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и итоговых цен. Это, в свою очередь, способствует переориентированию ресурсов в рамках ТС, рационализирует производство в соответствии с теорией сравнительных преимуществ.

Введение единого таможенного тарифа - это долговременная и кропотливая работа стран по взаимному согласованию торговой политики, а вместе с ней и некоторых моментов общей экономической политики.

Как показывает опыт, регулирование внешнего тарифа (выше или ниже средневзвешенного тарифа) в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках Таможенного союза. Если внешний тариф выше, то странам-членам ТС приходится отказываться от более дешевого внешнего товара в пользу собственных внутрисоюзных ресурсов, даже дорогих. Это определенно и стратегическая мера, которая заставляет страны изыскивать дополнительные резервы, совершенствовать технологии и проводить совместные исследования для повышения конкурентоспособности товаропроизводителей в рамках ТС.

Если в рамках ЗСТ не возникает необходимости создания постоянно действующих наднациональных структур, как об этом говорилось выше, то в рамках Таможенного союза уже появляется необходимость создания регулирующих структур. Вопрос этот достаточно сложный и спорный, однако координация развития многих отраслей не только внутри союза, но и на макроуровне, согласование таможенно-тарифной политики и интересов рынков и многое другое, выдвигает проблему создания наднациональных институтов.

Примером успешного развития Таможенного союза может быть ЕЭС, который в течение периода 1960-1990 гг. находился именно на этой стадии взаимодействия, постепенно развиваясь в сторону полноценного общего рынка. К этому периоду относится и создание единого валютно-финансового пространства с введением европейской валютной единицы - экю для безналичных расчетов.

III тип экономической интеграции. Общий рынок, при котором сохраняются принципы свободной торговли, таможенный комплекс плюс свободное перемещение рабочей силы, капитала, услуг между странами. Общий или единый рынок рассматривается как качественно более высокая степень экономической интеграции. По мнению специалистов для формирования зрелого рыночного пространства необходимо достигнуть еще ряд параметров:

- выравнивание уровня налогов;

- устранение бюджетных субсидий отдельным предприятиям;

- преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах;

- координация национальных кредитно-финансовых структур.

Как показывает опыт, согласование такого широкого круга вопросов является достаточно сложным делом и для достижения консенсуса необходимы новые подходы с усилением национальных интересов. Лишь достигнув достаточно высокой стадии взаимного экономического сотрудничества и политического доверия, государства позволяют себе открыть границы для взаимного перемещения капиталов, рабочей силы и обмена услугами (опыт ЕЭС).

Соблюдение приведенных параметров и дальнейшая координация налоговой, кредитной, валютной, промышленной и сельскохозяйственной политики в итоге подводит к образованию действительно единого общего рынка и дает импульс для перерастания интеграционной группировки в качественно новую ступень - Экономический союз.

Экономический союз (ЭС) сохраняет принципы первых трех типов интеграционных объединений и добавляет создание системы межгосударственного регулирования и проведения единой экономической политики. Формирование Экономического союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза или общего рынка. Но оно идет. По мере развития Экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - Политического союза. Этот вид региональной интеграции предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм.

Институциональная структура возможного политического союза пока недостаточно ясна. Скорее всего она будет иметь много разно-видностей в зависимости от исторических, культурных, экономических и социопсихологических условий того или иного региона. Система межгосударственного регулирования включает:

1. Совет Министров - законодательный орган. Совет Министров государств ЕС отвечает за ход экономического развития каждой страны и всего союза. В случае несовпадения экономической политики отдельной страны, ее препятствия нормальному функционированию валютного и экономического союза, Совет Министров наделяется правом принятия соответствующих мер прямого воздействия, обязательных к исполнению национальными органами власти. Это в определенной мере и добровольная централизация наднационального управления.

2. Комиссия европейских сообществ - главный исполнительный рабочий орган, который в последние годы настолько расширил свои полномочия, что иначе стал называться "Европейским правительством".

3. Европарламент - контролирующий орган. Избирается прямым тайным голосованием населением всех 15 стран-участниц в количестве 626 депутатов.

4. Суд европейских сообществ. Постановления Европейского Суда по конкретным спорным вопросам носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Основные направления функционирования экономического союза определяются в виде решений Совета Министров. С момента создания Экономического союза в рамках ЕС были сразу же определены все параметры образования валютного союза, а точнее Экономического и валютного союза (Маастрихтский договор 1992 г.) и определены точные сроки его введения (1 января 1999 г.). Практически все сроки соблюдены в рамках создания Единого Экономического и валютного союза (ЭВС), с января 1999 г. введена единая валюта "евро", создана единая система Центробанка, куда входят Центробанки стран - членов ЕС. Подробно это вопрос будет рассмотрен отдельно.

По мере развития экономического союза в странах складываются предпосылки для высшей ступени региональной интеграции - политического союза. Это предполагает превращение зрелого единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический организм. Механизм перехода Экономического союза к Политическому пока не достаточно ясен и будет зависеть от многих исторических, региональных и социально-психологических условий. Это длительный и сложный процесс.

Международные экономические организации подразделяются на 4 группы:

1. Всемирные организации - Организация Объединенных Наций (ООН), международные банковские организации, Международный валютный фонд (МВФ).

2. Органы, созданные по инициативе ведущих стран, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. Организация Европейского строительства ЕС - система международного регулирования Европейского союза.

4. Двусторонние и многосторонние соглашения между странами.

Роль всех этих организаций - регулировка всемирного развития хозяйства. Границы между различными видами интеграционных процессов условны. Главный участник интеграционного процесса - крупный частный капитал развитых стран мира.