logo search
Курс лекций по мировой экономике

6. Регулирование международного движения капитала

В реальной практике существуют два вида регулирования между­народного движения капитала: государственное и международное.

Государственное регулирование международного движения капи­тала. Одна из важнейших тенденций в международном движении капитала - активное воздействие государства на этот процесс/При этом государство осуществляет следующие основные функции:

  1. регулирования;

  2. контроля;

  3. стимулирования.

Однако в государственном регулировании международного дви­жения капитала существует определенное противоречие. С одной стороны, государства стремятся снять существующие ограничения в международном движении капитала, а с другой - принимают меры по его ограничению.

Это касается, например, прямых иностранных инвестиций, по­скольку их осуществление связано с расширением прав собствен­ности иностранных инвесторов или усилением контроля с их сто­роны за отечественными предприятиями, а значит, отражается и на национальных экономических интересах стран, принимающих капитал. Характерно, что в большинстве стран мира вывоз капи­тала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток (им­порт) капитала.

Основу государственного регулирования международного дви­жения капитала составляют национальные законы (например, об иностранных инвестициях), постановления правительств и раз­личного рода административные процедуры. Для решения задач привлечения иностранных инвестиций государство предоставляет иностранным инвесторам национальный режим принимающей сто­роны. Это значит, что условия хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и их предприятий должны быть не хуже, чем для хозяйствующих субъектов (резидентов) данной страны.

Однако иностранные инвестиции на практике нередко связа­ны с особыми, дополнительными политическими и коммерчес­кими рисками, расходами, с которыми не сталкиваются рези­денты хозяйствующие субъекты страны, принимающей капи­тал. Поэтому в национальном законодательстве некоторых при­нимающих иностранные инвестиции стран нередко предусмат­ривается предоставление иностранным инвесторам дополнитель­ных льгот:

Если законодательство страны, принимающей капитал, изме­няется в худшую для инвестора сторону, то в течение определен­ного времени для уже действующих инвестиционных проектов пра­вовые нормы остаются прежними.

Однако для государственного регулирования международного движения капитала в целом характерна следующая тенденция льготный режим для иностранных инвесторов обеспечивают, как правило, некоторые развивающиеся страны или страны с пере­ходной экономикой. Главными же участниками процесса между­народного перелива (экспорта и импорта) капитала являются раз­витые страны с рыночной экономикой. Поэтому, стремясь рас­ширить «поле» своей инвестиционной деятельности и вовлечь в нее все большее количество стран, развитые страны ориентиру­ются не на льготный инвестиционный режим, а на все более еди­нообразный рыночный инвестиционный режим (фактически они выступают против «сманивания» иностранных инвесторов отдель­ными странами путем предоставления им льготного режима).

Существенную роль в регулировании международного движе­ния капитала играют страны базирования капитала, которые вме­сте со странами, принимающими капитал, часто оказывают под­держку иностранных инвестиций в различных формах, например:

  1. предоставление государственных гарантий. Правительства, заинтересованные в экспорте отечественного капитала, могут предоставлять национальным («своим») инвесторам гарантии воз­рата полной (всей) суммы вложенного капитала или его части за счет государственных средств (например, в ситуации невозврата капитала по причинам национализации, стихийных бедствий, невозможности перевода прибыли, неконвертируемости национальной валюты принимающей страны и других непредвиденных об­стоятельств).

2) страхование иностранных инвестиций. Оно производится как государственными, так и частными страховыми агентствами. Ин­вестор при этом приобретает страховку от обусловленных в ней (страховке) рисков. Национальные агентства и страховые компании страхуют только своих прямых инвесторов;

  1. урегулирование инвестиционных споров. Это урегулирова­ние возможно на основе:

4) исключение двойного налогообложения.

Суть этой формы поддержки инвесторов состоит в следующем. Если фирма оперирует сразу в нескольких странах, то правитель­ства всех этих стран могут стремиться обложить ее национальным налогом на прибыль. Поэтому в соответствии с соглашениями между странами об исключении двойного налогообложения иностранная фирма платит в принимающей стране только ту часть налога, кото­рую она не заплатила в стране базирования.

5) административная и дипломатическая поддержка.

Страны базирования капитала обычно поддерживают своих пря­мых инвесторов за рубежом. Правительства этих государств ведут пе­реговоры с правительствами стран, принимающих инвестиции, о создании наиболее благоприятных условий для национальных (оте­чественных) инвесторов. Кроме того, национальным инвесторам оказывают поддержку торговые представительства, аппараты эко­номических советников посольств стран, вывозящих капитал, и т. д.

Международное многостороннее регулирование. Помимо двусто­ронних соглашений по иностранным инвестициям осуществля­ются и различные формы многостороннего регулирования, свя­занные с подписанием и реализацией соответствующих универ­сальных соглашений или конвенций.

Уже в 1965 г. в Международном центре по урегулированию ин­вестиционных споров МБРР была принята так называемая Ва­шингтонская конвенция «О разрешении инвестиционных спо­ров между принимающими государствами и иностранными част­ными инвесторами». В 1985 г. была принята Сеульская конвенция о создании Международного агентства по страхованию иностран­ных частных инвестиций МБРР.

Развитые формы многостороннего регулирования иностранных инвестиций используются в деятельности региональных интегра­ционных группировок и торгово-экономических союзов, таких как ЕС, НАФТА и др. Здесь формируются или уже сформированы еди­нообразные или сопоставимые инвестиционные режимы.

Однако наиболее универсальным, с точки зрения степени ох­вата стран современного мира, является принятое в рамках ВТО Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМС TRIMS, Trade Related Investment Measures), в котором зафиксирован целый ряд положений, связанных с проблемами страхования, урегулирования инвестиционных споров, занятости, трудовых отношений.

ТРИМС запрещает своим участникам использовать ограничен­ный круг мер торговой политики, которые могли бы оказывать влияние на иностранные инвестиции и которые можно было бы рассматривать как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. Например, нельзя принуждать иностранных инвесторов использовать в порядке, пред­писанном национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, а так­же требовать от предприятия с иностранными инвестициями по­купки импортной продукции только в определенной пропорции по отношению к национальной продукции. Наконец, в соответ­ствии с ТРИМС нельзя требовать от иностранного инвестора обя­зательного экспорта фиксированной доли произведенной им про­дукции.