logo search
_materials_files_317313567

10.1. Внешнеторговые операции по видам товаров

При классификации внешнеторговых операций наиболее целесооб-

разно выделение следующих видов товаров и услуг:

• сырьевые товары;

• продовольственные товары;

• потребительские товары;

• машинотехническая продукция;

• сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности;

• товарные знаки;

• услуги.

Под сырьем обычно понимают продукты добывающей промышлен-

ности и сельского хозяйства, а под основными материалами – продукцию обрабатывающей промышленности. Но существует и более полное пред- ставление о сырье как о комплексе, объединяющем:

• материалы, непосредственно добываемые из природной среды

(нефть, руды, лес);

• полуфабрикаты, т. е. материалы, подвергшиеся обработке, но не идущие на конечное потребление, а выступающие в качестве сырья для производства готовой продукции (металлы, крупно- тоннажная химия).

В мировой торговле принято все виды сырья, необходимые для про-

мышленности, делить на 2 группы:

• промышленное сырье, к которому относится сырье минерально- го происхождения (руды, уголь, нефть, соль и другие ископае- мые), и сырье, полученное искусственным путем (синтетиче- ский каучук, искусственные волокна, пластмасса);

• сельскохозяйственное сырье.

По формам международной торговли сырьевые товары бывают:

• биржевые (зерновые, сахар, натуральный каучук, хлопок, цвет-

ные металлы);

• небиржевые (природный газ, уголь, руды, черные металлы), ко- торые реализуются по контрактам с различным сроками дейст- вия.

Учитывая большую экономическую значимость поставок продоволь-

ственных товаров (сахар, спирт, кофе в зернах, чай, зерновые и бобовые, масло, рыба, картофель), мировой рынок предъявляет к ним особо высо- кие требования по качеству.

105

Важной особенностью торговли продовольственными товарами явля- ется то, что каждый отдельный оптовый потребитель страны, импорти- рующей продовольственные товары, не закупает их на внешнем рынке самостоятельно. Закупку осуществляет обычно оптовый посредник, кото- рый располагает складскими помещениями, а иногда и производственны- ми мощностями для доработки (сортировки, расфасовки, упаковки) этих товаров, а также транспортом для их доставки конечным потребителям.

Торговля потребительскими товарами имеет следующие особенности:

• экспорт потребительских товаров рассчитан не на конечного по- требителя, а на оптового покупателя (именно с ним обычно име- ет дело экспортер);

• реализация потребительских товаров обязательно должна пред- шествовать реклама, иначе конкурентный покупатель просто не будет знать товар;

• прежде чем начать массовую поставку, желательна организация пробных продаж с целью выявления реакции конечного потре- бителя конкурентного рынка на предлагаемый товар;

• диапазон потребительский товаров должен быть достаточно ши-

рок, чтобы удовлетворить каждый сегмент покупателей;

• определяющим при реализации потребительских товаров явля-

ется их новизна, новые потребительские функции и качество.

Машинотехническая продукция характеризуется следующим:

• развитие торговли машинами и оборудованием опережающими темпами по отношению ко всему внешнеторговому обороту;

• постоянное появление новых изделий;

• появление новых функций, заполняющих экологическую нишу;

• большое значение имеет реклама и весь комплекс маркетинга;

• резкое сокращение жизненного цикла большинства видов ма- шинотехнической продукции, сокращение сроков морального износа;

• обострение конкуренции на рынках машинотехнической про-

дукции;

• определяющим при закупке является не цена, как раньше, а ве-

личина эксплуатационных расходов.