logo search
_materials_files_317313567

Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права

Различия, имеющиеся в национальном праве отдельных стран, объек- тивно препятствуют развитию международной торговли. Такое положе- ние ставит задачу создания унифицированных международных правовых актов, предназначенных регулировать международные торговые сделки.

В мире ведется большая работа по облегчению сотрудничества между

странами и народами. Одним из проявлений такой деятельности является унификация материально-правовых норм, регулирующих вопросы, возни- кающие в сфере внешней торговли, путем разработки и принятия между- народных конвенций.

По мере увеличения масштабов и усложнения форм внешнеэкономи- ческих отношений, усиления интеграционных процессов и взаимозависи- мости национальных экономик расширяется многостороннее регулирова- ние мирохозяйственных связей при участии межправительственных и не- правительственных организаций.

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) –

вспомогательный орган Генеральной ассамблеи ООН – была создана в

1966 году в целях содействия развитию права международной торговли, в частности, путем подготовки проектов международных конвенций и дру- гих документов. ЮНСИТРАЛ подготовила, среди прочих актов, Конвен- цию об исковой давности в международной купле-продаже товаров

1974 года и Протокол о поправках к ней 1980 года, Конвенцию о морской перевозке грузов 1978 года, Конвенцию ООН о международной купле- продаже товаров 1980 года.

УНИДРУА – Международный институт по унификации частного права в Риме. Данный институт представляет собой межправительствен- ную организацию, она создана в 1926 году. Ее членами являются 52 стра- ны, в том числе и Россия.

УНИДРУА были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов:

• международной купле-продаже товаров;

• представительству;

• перевозкам грузов и пассажиров, а также по иным вопросам.

Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД – орган Гене- ральной ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой орга- низацией. Конференция существует с 1964 года и насчитывает 168 стран- членов. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных орга- низаций. Основными задачами ЮНКТАД являются:

31

• содействие развитию международной торговли;

• равноправное, взаимовыгодное сотрудничество между государ-

ствами;

• выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных между- народных экономических отношений;

• участие в координации действий других учреждений системы ООН в области экономического развития хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

В сферу деятельности ЮНКТАД входит поощрение широкого круга вопросов, связанных:

• с развитием международной торговли сырьем, готовыми изде-

лиями и полуфабрикатами;

• с развитием «невидимой» торговли (условия фрахтования мор- ского транспорта, финансирование и кредитование внешней торговли);

• с деятельностью межнациональных корпораций;

• с проблемами участия развивающихся стран в международном разделении труда.

Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т. д.

и имеют рекомендательный характер.

Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. Высшими органами ЮНКТАД являются Конференция

и Совет по торговле и развитию. В рамках Совета работают 6 Комитетов:

1. Комитет по сырьевым товарам.

2. Комитет по морским перевозкам.

3. Комитет по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с торговлей.

4. Специальный комитет по конференциям.

5. Комитет по готовым изделиям.

6. Комитет по передаче технологии.

В рамках Секретариата ООН для обеспечения текущей деятельности ЮНКТАД образован Постоянный секретариат во главе с Генеральным секретарем. Штаб-квартира организации находится в Женеве.

Расходы организации покрываются за счет бюджета ООН. В ЮНК-

ТАД принят групповой принцип работы: государства-члены разделены на

4 группы по социально-экономическому и географическому признаку.

ЮНКТАД является для России важнейшей международной организа-

цией по формированию вопросов торговли.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (1947–

1993 гг.). Объективная потребность в международном регулировании

32

торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х годах, когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли.

Основу мировой торговли в тот период составляли двусторонние тор-

говые договоры. Их недостаток заключался в том, что они охватывали лишь узкий список товаров двусторонней торговли. Результаты же за- ключения двусторонних договоров оказывались неожиданными: от них выигрывали производители третьих стран, которые не предоставляли ни- каких уступок со своей стороны.

После Второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобаль- ную координацию торговой стратегии.

По поводу одного из разделов соглашения о создании международ-

ной организации посвященного вопросам тарифов, были проведены спе- циальные переговоры в Женеве в 1947 г. Результатом их стало подписа- ние временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получивше- го наименование ГАТТ. Вступив в силу с 1 января 1948 г., это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу других организа- ций в области валютно-финансового обеспечения внешней торговли – Международного валютного фонда (МВФ) и др.

Несмотря на сложность и определенную противоречивость статей,

составляющих основу ГАТТ, все они базируются наряде основополагаю-

щих принципов.

1. Главным является принцип взаимных торговых уступок, вопло- щенный в режиме, наиболее благоприятствуемом нации (РНБ). В соответ- ствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, авто- матически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, рас- пространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, то есть ставок таможенных пошлин. Под любым преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными средствами защиты.

На практике РНБ характеризуется следующим: путем двусторонних консультаций и переговоров страны договариваются о предоставлении

таможенных уступок в торговле товарами. Как только соответствующее

соглашение по данному вопросу заключено, оно немедленно распростра- няется на все другие страны; теперь действия стран строятся по принципу недискриминации, в соответствии с которым любая страна, участвующая в ГАТТ, не может быть поставлена в худшие условия.

Например, для России режим наибольшего благоприятствования за- ключается в применении единого тарифа по отношению ко всему объему импортированного конкретного однородного товара вне зависимости от

33

того, из какой страны он ввозится, и использовании единой системы оценки базисной стоимости товара.

Сущность РНБ проявляется в том, что ликвидация или снижение та-

моженных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке.

На практике же такому одностороннему сокращению противодействуют

лоббирующие в правительстве группировки, заинтересованные в сохра- нении протекционистских пошлин. Это воздействие тем более значитель- но, чем более монополизирована защищаемая отрасль промышленности. Поэтому разработанный на основе неоклассических доктрин и деклариро- ванный в ГАТТ принцип взаимности торговых уступок претворяется в жизнь со значительными изъятиями.

2. Если тарифы признаются правилами ГАТТ в качестве средства ре-

гулирования внешней торговли, то количественные ограничения и квоты запрещаются. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных балансов и национальной безопасности. Если какая-либо страна и прибегает к количественным ограничениям, то они должны ис- пользоваться в недискриминационной форме, то есть в отношении всех стран-участниц, но не выборочно в отношении отдельных стран. Анало- гичное запрещение ограничивает использование импортных квот.

3. Важным принципом ГАТТ является неприемлемость односторон-

них действий. Решения по защите национального рынка должны прини- маться после многосторонних консультаций. На практике страны- участницы неоднократно нарушали эти нормы, ставя национальные инте- ресы выше международной договоренности. Это касалось, например, практики применения США обусловленных уступок (условного режима наибольшего благоприятствования), использования западноевропейскими странами прямых государственных субсидий в области сельского хозяй- ства, введения количественных ограничений на экспорт в страны социа- листического лагеря.

По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был создан организационный механизм – секретариат, предназначенный для реализации в практике международной торговли основных принципов ГАТТ. Секретариат ГАТТ разместился в Женеве. Деятельность этого ор- гана осуществлялась в рамках конвенций сессий.

Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин.

Торговые барьеры ликвидировались динамично. На первых раундах

переговоры обычно велись между основными производителями и покупа- телями отдельных товаров, и впоследствии к достигнутым соглашениям присоединялись остальные государства. В последних двух раундах (Токио-раунд 1973–1979 гг. и Уругвайский раунд 1986–1994 гг.) стороны

34

перешли к переговорам по комплексным спискам, включавшим главные тарифные позиции. Соглашение подготавливалось на базе специальных списков таким образом, что сумма недополученных от ликвидации по- шлин средств какой-либо страны оказывалась равной сумме уменьшения платежей по пошлинам, сниженным на товары, экспортируемые данным государством.

В «Кодексе по техническим барьерам в торговле», принятом в ходе Токио-раунда (1973–1979 гг.), поставлена задача устранения дискримина- ционного воздействия стандартов и технических барьеров в торговле, маркировке, сертификации и испытании товаров. Использование техниче- ских норм не должно препятствовать развитию торговли и должно дости- гаться прежде всего за счет применения к иностранным товарам тех же требований, что и к национальным. Наиболее важным является Соглаше- ние об обмене информацией о предполагаемом введении новых стандар- тов, технических требований, систем сертификации. В Соглашении о го- сударственных заказах (Токио-раунд 1973–1979 гг.) при размещении их предусматривается применение правительством по отношению к ино- странным производителям тех же норм, что и по отношению к нацио- нальным. Соглашение запрещает дискриминацию между поставщиками различных стран при размещении государственных заказов.

Рекомендации Уругвайского раунда (1986–1994 гг.) по сокращению таможенных барьеров оказались радикальными. На ряд товаров пошлины

планируется отменить вообще. Это прежде всего те товары, по которым

особенно высока конкурентоспособность США (строительное и медицин- ское оборудование, химикаты, фармацевтическая продукция, сельскохо- зяйственные товары, цемент, пиво, мебель).

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их

применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошли-

ны решено использовать цену накладной (фактуры) на товар. Решения,

касающиеся других нетарифных барьеров, оформлялись в виде специаль-

ных кодексов и соглашений, подписываемых отдельно.

Субсидии и антидемпинговые (компенсационные) пошлины пред- ставляли собой один из наиболее сложных пунктов переговоров. Было предложено ввести прямой запрет на использование прямых экспортных субсидий. Однако по настоянию стран ЕС, широко использующих прямое дотирование сельскохозяйственного экспорта, для этой группы товаров были сделаны значительные исключения.

ВТО-ГАТТ преуспела в снижении таможенных тарифов на промыш- ленные товары, сократив их с 40% в период до заключения ГАТТ до 5% в настоящее время. Однако когда исчезали одни таможенные барьеры, на

35

их месте возникали другие. 80% существующих в наши дни торговых барьеров разрешены ВТО-ГАТТ.

Оценивая деятельность ВТО-ГАТТ, можно определить ее как претво-

рение в жизнь программы нахождения компромисса между сторонниками идеального и реального подходов к проблеме регулирования междуна-

родных экономических отношений. К числу результатов деятельности

ГАТТ следует отнести тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства. Этот успех сопровождался появлением ряда новых проблем, что было связано с ростом числа членов ВТО-ГАТТ, расширением круга регули- руемых вопросов. Увеличение стран-членов ВТО-ГАТТ затрудняло пре- творение в жизнь принципа взаимных ступок, поскольку становилось все труднее обеспечивать равенство получаемых льгот для более 100 участ- ников. Малые страны, в том числе многие развивающиеся, неоднократно обвиняли ВТО-ГАТТ в ориентации на удовлетворение интересов наибо- лее крупных государств, а также в том, что она не обеспечивает решение наиболее важных для них проблем экспорта минерального сырья и сель- скохозяйственной продукции;

Кроме того, трудности в деятельности ВТО-ГАТТ возникали в связи с расширением круга рассматриваемых вопросов и прежде всего включе-

нием в сферу регулирования нетарифных барьеров, которые начали ока-

зывать возрастающее влияние на развитие Международной торговли уже с середины 70-х годов. Решения ВТО-ГАТТ по вопросам регулирования нетарифных барьеров на практике ориентируют не столько на их ликви- дацию, сколько на координацию использования отдельными государства- ми этих барьеров.

Новым моментом в деятельности ВТО-ГАТТ стали переговоры по либерализации торговли услугами, начавшиеся на Уругвайском раунде

(1986–1994 гг.). Значимость достижения соглашения по этой проблеме

определялась тем, что в среднем на услуги приходится не менее 20%

стоимости мировой торговли.

Сюда входят такие услуги, как связь, программное обеспечение, ре-

монт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание.

В декабре 1993 года был подготовлен Итоговый документ Уругвай-

ского раунда, включающий результаты всех предшествующих перегово-

ров и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО). Подписанное в 1994 году соглашение об образовании ВТО, которая начала свою деятельность в 1995 году, создало общие ин- ституциональные рамки, которые объединили ГАТТ с решениями Уруг- вайского раунда и включают все принятые под патронажем ГАТТ догово- ренности и соглашения. ВТО руководствуется в своих действиях Мемо-

36

рандумом о правилах урегулирования споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (trade Policy review Mechanism). Членство в ВТО озна- чает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превра- щаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие меж- дународных экономических связей.

Вопросы для обсуждения

1.

Международные организации, разрабатывающие

соглашения

и конвенции по формированию вопросов торговли.

2.

Сфера деятельности ЮНСИТРАЛ.

3.

Задачи ЮНКТАД.

4.

Принципы ГАТТ.

5.

Деятельность ВТО-ГАТТ.

6.

Результаты Уругвайского раунда переговоров.

Тестовые задания

Задание 1. The Nations Commsission on International Trade Law полное на-

звание на английском языке:

а) УНИДРУА;

б) ЮНСИТРАЛ;

в) ЮНКТАД;

г) ГАТТ.

Задание 2. Восстановите хронологическую последовательность согласно дате создания или подписания:

а) ЮНСИТРАЛ-ЮНКТАД- УНИДРУА-ВТО;

б) ЮНКТАД-ЮНСИТРАЛ-УНИДРУА-ВТО;

в) УНИДРУА-ЮНСИТРАЛ-ЮНКТАД-ВТО;

г) УНИДРУА-ЮНКТАД-ЮНСИТРАЛ-ВТО.

Задание 3. Последней по дате подписания конвенцией ЮНСИТРАЛ

является:

а) Конвенция Организации Объединенных Наций об использо-

вании электронных сообщений в международных договорах;

б) ЮНСИТРАЛ Руководство для законодательных органов по вопросам законодательства о несостоятельности;

37

в) ЮНСИТРАЛ Типовые законодательные положения о проек- тах в области инфраструктуры, финансируемых из частных источников;

г) Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре.

Задание 4. На данный момент в УНИДРУА входят:

а) 70 государств; б) 61 государство; в) 52 государства.

Задание 5. Резолюции ЮНКТАД имеют характер:

а) обязательного исполнения;

б) выборочного исполнения;

в) рекомендательный.

Задание 6. Какое из перечисленных положений является принципом ГАТТ:

а) взаимные торговые уступки, воплощенные в режиме, наибо-

лее благоприятствуемом нации (РНБ);

б) если количественные ограничения и квоты не запрещаются;

в) приемлемость односторонних действий.

Задание 7. В рамках Токийского и Уругвайского раунда были приняты решения:

а) применять одинаковые технические нормы как к иностран-

ным товарам, так и к отечественным;

б) возможность влиять на политическую ситуацию в мире;

в) ввести прямой запрет на использование прямых экспортных субсидий без каких-либо исключений.

38