logo search
Курс лекций по мировой экономике

12.5 | Текстилыю-швейион производство

В истории экономического развития многих стран текстильная отрасль и швейное дело играли важную роль. Вплоть до промышленной революции конца XVIIIXIX в. они были профилирующими секторами. Но в течение XIX а текстильно-швейный комплекс начал уступать первое место отраслям тяжелой промышленности. Этот процесс в развитых странах продолжается и в последние десятилетия. Характерен пример Франции. Если в нача­ле XX в. в текстильно-швейном производстве были заняты более 2 млн человек, в годы после Второй мировой войны более 1 млн, то в настоящее время общий объем занятости не превышает 320 тыс. И сокращение персонала продолжается. В конце XIX в. группа текстильно-швейных производств была первой отраслью французской промышленности, в первой половине XX в. она стала второй. К началу XXI в. она находилась уже на третьем месте, усту­пая группам машиностроения и химии.

Аналогичная эволюция имела место в Великобритании, Герма­нии и ряде других развитых государств.

В развивающихся странах сложилась иная ситуация. Здесь текс­тильная промышленность в течение последних десятилетий растет довольно быстро. Вслед за Индией, Египтом и некоторыми другими странами, где эта отрасль сложилась еще до Второй мировой вой­ны, она стала быстро развиваться в Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, в ряде государств Африки. Если учиты­вать и кустарное производство, то эта отрасль в настоящее время представлена во всех развивающихся странах.

В результате растет доли азиатских, африканских и латиноаме­риканских стран и мировом текстильно-швейном производстве. В конце 90-х гг. и мире производилось ок. 100 млрд м2 тканей из на­турального и химического волокна. Из них примерно 60% приходи­лось на долю развивающихся стран. Только две великие текстиль­ные державы современности Китай и Индия обеспечивают ок. 40% мирового производства тканей (39,1 млрд м2).

В этих государствах распространен тип текстильного произ­водства по выпуску относительно дешевой массовой продукции. Для ее изготовления требуется рабочая сила средней и низкой ква­лификации. Производимая продукция в значительной мере ориен­тируется па внутреннее потребление.

В ряде случаев в развивающихся странах в сфере текстильных производств, как и 11екоторых других отраслей легкой промышлен­ности (например, в производстве обуви), действует гак называемый «эффект бильярда». Его смысл заключается в перемещении произ­водства из страны с относительно дешевой рабочей силой в страну с еще более дешевой. Например, из Республики Корея и Тайваня сначала в Китай, потом во Вьетнам, а затем в Бангладеш государство самой дешевой рабочей силы.

Текстильно-швейное производство, которое ориентировано на выпуск более дорогих товаров, требует высокой квалифика­ции работников и сложной техники. Такой тип производства харак­терен для развитых стран. Наибольших размеров текстильные про­изводства достигают в США, Италии, Германии, Франции, Но в этих странах уже давно начался кризис текстильной промышленности.

Причины кризиса разнообразны. Отчасти это результат сдвигов в структуре личного потребления в развитых странах (преимущественный рост расходов на жилье, развлечения, укрепление здоровья, продолжающуюся автомобилизацию и сокращение удельного веса затрат на одежду в среднем семейном бюджете).

Огромное значение имеет растущая глобализация мировой экономики и изменения, которые имеют место в текстильно-швейном производстве. Быстрый рост текстильной промышленности в развивающихся странах оказывает негативное влияние на текстильно-швейное производство развитых стран. Во-первых, ограничиваются возможности для экспорта данного вида продукции развитых стран в развивающиеся. Во-вторых, рост производства в развивающихся странах увеличивает их экспорт па внутренние рынки развитых государств. А в силу дешевизны продукция развивающихся стран обладает определенной конкурентоспособностью.

Трудности усугубляются также в результате относительно низкого уровня концентрации производства и недостатков технического состояния большинства текстильных предприятий в развитых странах. Часто здесь преобладают мелкие и мельчайшие предприятия, составляющие св. 80% от их общего количества. Производственная распыленность оказывается еще большей, если учесть значительное число торговцев, занимающихся сбытом текстильной продукции, часть из которых являются одновременно и ремесленниками,

На многих мелких предприятиях преобладает старое оборудование. В годы после Второй мировой войны в ряде производств начался процесс модернизации. Были созданы новые предприятия, оснащенные передовой техникой, однако эти изменения затронули в основном крупные объединения.

Необходимо подчеркнуть, что процесс концентрации производства и капитала в последние десятилетия в текстильной промышленности усиливается. Возникают мощные промышленно-финансовые группы. Но все же сохраняющаяся и в настоящее время распыленность объясняет недостаточную помощь отрасли со стороны государства.

Еще одним показателем сложных процессов, которые происходят в текстильных отраслях, служат структурные изменения. Главным сырьем становятся химические волокна. Их доля составляет отныне 60% сырья, используемого в шерстяной промышленности, 95% в шелковой, 25% в хлопчатобумажной. По сведениям Союза предпринимателей текстильных отраслей, мировое производство текстильных волокон достигло в конце 90-х гг. 42 млн т. Но из них на долю шерсти приходилось лишь 1,5 млн т, хлопка 19 млн т.

Сокращение спроса стало важнейшим фактором мирового шерстяного кризиса последних лет. В 2000 г. производство шерсти упало до 1,1 млн т, до самого низкого уровня за последние 40 лет. К тому же на современном этапе мода на традиционные шерстяные кос­тюмы постепенно проходит, уступая место более практичной и де­шевой одежде. О кризисе в производстве изделий из шерсти свиде­тельствуют и цены, которые находятся на самом низком за послед­ние десятилетия уровне.

Тесно связаны с текстильной промышленностью трикотажная отрасль и разнообразные виды швейных производств. Несмотря па сокращение занятости, во многих секторах трикотажной промыш­ленности наблюдается значительный рост производства. Выпуск чулочно-носочных изделий, с учетом изделий из химического во­локна, увеличился более чем в 10 раз. Выросло и производство бельевого трикотажа.

В швейном деле растет производство готовой одежды, различных аксессуаров (перчаток, галстуков, зонтиков и др.). В рамках швей­ной промышленности возникло такое интересное явление, как «вы­сокая мода» («от кутюр»). Одежда «от кутюр» это изделия ручной работы, которые продаются по очень высоким ценам. Некоторые специалисты полагают, что высокая мода относится скорее к искус­ству, чем к промышленности. Но экономическое значение ее в лю­бом случае весьма велико.

В конце XIX в. и Париже было открыто всего три крупных до­ма высокой моды, А в начале XX в. их число достигло 21. Подобные дома существуют в Италии, Великобритании, Японии, США и неко­торых других развитых странах. Изделия мастеров высокой моды (кутюрье) стоят очень дорого. Согласно статистическим данным число их постоянных клиентов невелико. , .

Уже давно в связи с этим стала развиваться тенденция своеоб­разной демократизации от кутюр. На основе единичных образ­цов стали изготавливаться разнообразные модели готовой одежды, так называемые рret-a-porter.

В настоящее время высокая мода переживает нелегкие време­на. Некоторые дома высокой моды в ряде стран переходят из рук дизайнеров отцов-основателей под контроль финансовой оли­гархии.

Но, несмотря на трудности, современная высокая мода важный поставщик для страны иностранной валюты, поскольку значитель­ная часть продукции продается на мировом рынке. В этой сфере на­коплены немалые средства.

Кризисные явления во многих секторах текстильно-швейного комплекса, связанные с ростом зарубежной конкуренции, вызыва­ют ответную реакцию со стороны делового мира развитых стран. Пожалуй, наиболее распространенной формой действий являет­ся проникновение ведущих компаний в развивающиеся страны и овладение их текстильными предприятиями.

В последние годы в ряде европейских государств развивается другое направление, которое стали называть «моделью Сантье». Сантье это квартал в Париже, расположенный и самых бедных парижских округах, со значительной скученностью населения, большим удельным весом безработицы, людей нуждающихся и полуголодных. «Фабрикант» дает им надомную работу, предоставляет все необходимое, в том числе выкройки с учетом самых последних тенденций моды. Заплатив гроши «предпринимателям», он реализует их продукцию в своих магазинчиках. Таким образом «модель Сантье» позволяет сочетать выгоды экономики развивающихся стран (дешевизна рабочей силы, низкие затраты на производственные помещения и оборудование, отсутствие расходов на транспортировку) с близостью к потребителям. Если к этому добавить более полный и своевременный учет запросов потребителей, то преимущества «модели Сантье» будут очевидны. Недаром в настоящее время она становится все более популярной в ряде стран Западной Европы,