logo search
Курс лекций по мировой экономике

1. Международная торговля в системе международных экономических отношений, ее динамика и структура

Международная торговля одна из наиболее развитых и тра­диционных форм международных экономических отношений. За­родившись в глубокой древности, она претерпела затем существен­ные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международ­ной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то воз­можности ее развития практически безграничны.

Развитие международной торговли тесно связано с глобализа­цией мировой экономики, где международные товарные потоки приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает и деятельность ТНК, которые формируют свои соб­ственные внутренние рынки, определяют в их рамках конъюнкту­ру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары и общую стратегию развития.

В сфере международной торговли существует острейшая кон­куренция, поскольку здесь сталкиваются экономические интере­сы практически всех основных субъектов мировой экономики.

Международная торговля товарами складывается из двух про­тивоположно направленных потоков экспорта и импорта. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия «реэк­спорта» и «реимпорта».

Экспорт вывоз за границу товаров для их последующей реа­лизации на внешнем рынке.

Импорт ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке.

Реэкспорт вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.

Реимпорт обратный ввоз из-за границы в страну не подвер­гшихся обработке отечественных товаров.

Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторго­вой статистике государства.

При оценке масштабов международной торговли различают по­нятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой сто­имость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной тор­говли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной тор­говли это ее номинальный стоимостной объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора (коэффи­циента пересчета в неизменные цены).

Номинальный объем международной торговли несмотря на не­которые отклонения в отдельные годы в целом имеет общую тен­денцию к росту. Эта тенденция отражает и тенденцию роста физи­ческого объема международной торговли (поставки товаров в на­туральном исчислении). Поскольку цены в международной тор­говле имеют в целом тенденцию к росту, то стоимостной объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей междуна­родного сопоставления. Однако имеются примеры отдельных стран (прежде всего тех, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.

Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, пред­ставляющего собой стоимостную разницу между экспортом и им­портом. Сальдо может быть положительным (активным) или от­рицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт пре­вышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса). Все страны мира заинтересованы в том, чтобы нешнеторговое сальдо было положитель­ным и масштабы его росли, поскольку это свидетельствует об активной внешнеторговой политике, растут валютные поступле­ния в страну, а тем самым создаются и предпосылки для ее эко­номического роста.

В целях международной сопоставимости экспорт рассчитывается на основе мировых цен на момент пересечения товаром таможен­ной границы на базе цен ФОБ, а импорт на базе цен СИФ. Эти цены традиционно используются в связи с тем, что основная часть товаров во внешней торговле продолжает перевозиться морским транспортом. Они являются элементами общей системы торговых обычаев или базисных условий поставки товаров «Инкотермс» (Incoterms), последняя редакция которых была принята в 2000 г.

Учитывая то обстоятельство, что в цены СИФ входят помимо стоимости перевозки еще и затраты на страховку и фрахт судна (чего нет в ценах ФОБ), то стоимость мирового экспорта по этой причине оказывается меньше стоимости мирового импорта (на величину страховки, фрахта судна, а также в реальной практике и на величину некоторых портовых сборов).

Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для его оцен­ки в рамках мировой экономики в целом данная методика под­счета (путем суммирования экспорта и импорта) не применяется. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других стран, т. е. возникает так называе­мый повторный счет. Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внеш­неторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира. Учитывая специфику подсчета экспорта во внешней торговле (на базе цен ФОБ) и импорта (на базе цен СИФ), стоимость мирового экспорта всегда оказывается меньше стоимости мирового импорта на величину суммы стоимости страхования и фрахта.

Динамика и структура международной торговли. Фактически как система постоянно действующих взаимосвязей международная тор­говля сформировалась в последней четверти XIX в. Начиная с это­го периода международная торговля прошла несколько этапов:

  1. примерно за 40 лет до начала первой мировой войны, когда международная торговля развивалась весьма динамично и миро­вой экспорт вырос примерно в 3 раза;

  2. период между первой и второй мировыми войнами, сопровождавшийся мировым экономическим кризисом 19291933 гг., когда объемы международной торговли практически не увеличились;

3. после второй мировой войны, тогда отмечался резкий рост международной торговли.

Достаточно сказать, что за первые 40 лет после второй миро­вой войны мировой экспорт товаров вырос более чем в 37 раз.

К данному показателю можно подойти критически, учитывая что исходная база этого роста (состояние международной торговли в 1945 г. сразу после окончания войны) была крайне низкой. Од­нако в 1950 1999 гг. мировой товарный экспорт вырос более чем в 18 раз. «Золотым веком» международной торговли считается пе­риод 19501970 гг., когда ее среднегодовой рост составлял 7%. В 1996 г. мировой экспорт товаров превысил 5 трлн. долл., а в 2003 г. 6,5 трлн. долл.

Одновременно с ростом масштабов международной торговли меняется и ее структура географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в то­варной структуре.

Изменения в географической структуре международной торговли отражают неравномерность экономического развития стран. Ос­новные тенденции изменений в этой области:

1. сохранение за развитыми странами с рыночной экономи­кой определяющей доли (и роли) в международной торговле. Ли­дером по-прежнему остаются США, на втором месте ФРГ, на третьем Япония. На группу стран ОЭСР, наиболее полно объе­диняющую ведущие страны мира, в последнее десятилетие XX в. приходилось около 3/4 мирового экспорта (с небольшим сниже­нием их удельного веса к концу столетия);

  1. концентрация основных потоков международной торговли (примерно 55 %) в группе самих развитых стран с рыночной эко­номикой;

Вместе с тем для большинства развитых стран с рыночной эко­номикой характерна политика постоянного расширения числа своих внешнеторговых партнеров, т. е. географической диверси­фикации своей внешней торговли;

3. повышение доли развивающихся стран особенно их торговли с развитыми странами с рыночной экономикой (около 28 % международной торговли). Заметное место (около 7 %) занимает торговля между развивающимися странами. Особое место здесь за­нимают так называемые новые индустриальные страны, внешняя торговля которых растет наиболее динамично;

4. гораздо более слабые позиции в международной торговле занимают страны с переходной экономикой, на долю которых в торговле с развитыми странами с рыночной экономикой приходилось примерно 3,5%, а с развивающимися странами около 2,5%. В международной торговле внутри группы стран с переход­ной экономикой в последнее десятилетие произошло существен­ное снижение объема.

Изменения в товарной структуре международной торговли тес­но связаны с изменениями в ее географической структуре.

Основные тенденции изменений в товарной структуре следую­щие:

1. существенное увеличение удельного веса продукции обра­батывающей промышленности, а в ее составе - продукции высо­ких технологий;

2. сокращение удельного веса сырья и минерального топлива;

3. резкий рост торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

Следует при этом подчеркнуть, что развитые страны с рыноч­ной экономикой, которые поставляют на мировой рынок основ­ную часть промышленной продукции (особенно продукции вы­соких технологий) и услуг, сохраняют за собой позиции круп­ных поставщиков продовольствия, сырья, топливно-энергети­ческих ресурсов, таких как нефть, природный газ, уголь (напри­мер, Канада, Австралия, ЮАР, Великобритания, Норвегия, Ни­дерланды). Иными словами, развитые страны с рыночной эко­номикой присутствуют во всех товарных сегментах международ­ной торговли, т. е. для них помимо географической характерна еще и товарная диверсификация. Однако при этом они стремят­ся занимать «верхние этажи» международной торговли, связан­ные с производством и реализацией наиболее передовых видов продукции обрабатывающей промышленности, с современны­ми и перспективными высокими технологиями. Эти «верхние этажи» современного производства и, соответственно, между­народной торговли являются сферой острейшей конкурентной

борьбы.

Вместе с тем и для развивающихся стран (особенно для новых индустриальных стран) характерны тенденции роста в экспорте удельного веса готовых промышленных изделий (уже к середине 90-х гг. он превышал 50 % их экспорта).