logo search
Курс лекций по мировой экономике

5.Центр и периферия мирового хозяйства.

В настоящее время большое влияние приобрела точка зрения на строение мирового хозяйства, как состоящее из центра мировой экономики и ее периферии (центропериферическое строение). Рассмотрим, в чем ее сущность и каким образом устроены взаимоотношения между этими составляющими мирового хозяйства.

Центр составляют развитые страны и мегаполисы, а периферию остальной мир. В центре сосредоточены основные интеллектуальные, информационные и финансовые ресурсы человечества, а страны периферии специализируются в основном на массовом производстве стандартных товаров (товаров массового спроса), аграрном производстве, добыче и переработки полезных ископаемых.

В странах центра проживает немногим больше 1 млрд. населения мира и неплохо проживает, поэтому за ним закрепилось название «золотой миллиард».

Бедность и специализация на низкоквалифицированных и дешевых работах стран периферии позволяет концентрировать в центре ресурсы для развития науки и новых технологий. Странам периферии, в том числе и России, следует стремиться попасть в группу стран центра.

Между центром и периферией сложились определенные экономические отношения, которые можно представить в виде схемы. (см.рис. 1).

Транснациональные корпорации

.

Прямые иностранные

инвестиции

Наукоемкие товары

Развива­ющиеся страны,

пери­ферия

Развитые страны,

и технологии

Товары массового

центр -"золотой миллиард"

производства и сырье

Заемный капитал

Проценты по кредитам

Фондовый рынок

Портфельные инвестиции

Рисунок 1.- Товарные и финансовые потоки в мировой экономике

Жизненно важно выбрасывать на рынок все новые и новые товары, поскольку производство именно таких товаров наряду с разнообразными услугами стало специализацией развитых стран. Производство товаров, становящихся традиционными и массовыми, переводится по каналам транснациональных корпораций в страны с дешевой рабочей силой.

Для новых товаров нужно постоянно обеспечивать рынки сбыта, а для этого необходимо изменить образ мысли и жизни людей, превращая человека разумного в человека экономического, помешанного на потреблении все новых и новых товаров. И здесь опять выручают СМИ, мода и реклама. Кстати, в мире ежегодно на рекламу тратится около 1 трлн. долл. и, по всей видимости, не зря.

Однако для выгодного обмена недостаточно поднять цены на свои товары, нужно еще и относительно обесценить чужие. В соответствии с этим правилом всевозможными способами занижаются цены на товары развивающихся стран: сельскохозяйственную продукцию, сырье, энергоресурсы и рабочую силу. Здесь используются разнообразные методы политического и экономического давления. Вот совсем недавний пример. После взлета цен на нефть в начале 2000 г. США добились от ОПЕК увеличения квот на продажу нефти и значительного снижения цен, угрожая упорствующим отказом в экономической и военной поддержке. Заметим, что считающаяся сейчас "справедливой" цена в 23-24 долл. за баррель с учетом прошедшей за четверть века инфляции соответствует примерно 2,5 долл. за баррель в ценах 1972 г. А это значит, что развитым странам удалось вернуть цены на нефть к уровню, с которого начался энергетический кризис.

Напомним, что в 90-е годы цена на нефть доходила и до 8-9 долл. за баррель. Причем в этот период одновременно резко снизились все цены на сырьевые товары развивающихся стран и примерно в 1,5 раза возросли цены на наукоемкие товары развитых стран. Зная это, стоит ли удивляться чудесному безинфляционному росту экономики США на протяжении последних восьми лет. Он, как и экономический рост других развитых стран, основывался на широком использовании почти бесплатных ресурсов всего остального мира.

Таким образом, одной из основ современного мироустройства являются высокие цены на наукоемкие товары и низкие на сырье и стандартные массовые товары, производимые в основном в развивающихся странах,. Этот диспаритет цен служит еще одним важным механизмом обеспечения экономического благоденствия стран "золотого миллиарда".

Экономика, за и против

Однако и в развитых странах есть сельскохозяйственное производство и все еще остается производство традиционных товаров. Для того чтобы сохранить социальную стабильность и вместе с тем поддерживать достаточно низкие цены на сельскохозяйственные и другие традиционные

товары, приходится обильно субсидировать собственных производителей этих товаров. Их продукцию, практически наполовину оплаченную государством через различные дотации и субсидии, в дальнейшем эффективно можно использовать для осуществления контроля на мировых рынках.

Конечно, установление столь выгодного для развитых стран миропорядка не было бы возможно без практически полного контроля над финансовой системой. США и их союзникам удалось еще со времен Бреттон-Вудской конференции 1944 года добиться признания доллара и связанных с ним валют всеобщими платежными и резервными средствами. Безусловное доверие к доллару во всем мире дает колоссальные преимущества США, поскольку они могут эмитировать, или, как говорят, печатать доллары по своему усмотрению. Фактически у них есть возможность в определенных пределах обменивать напечатанные зеленые бумажки с многообещающей надписью "В Бога мы веруем" на любые товары других стран, и этот обмен, пожалуй, покруче и повыгоднее, чем практиковавшийся ранее обмен стеклянных бус, столь любимых дикарями, на золото и меха. Возможность контролировать долларовую эмиссию - одна из основ могущества США.

На власти доллара основан еще один важнейший механизм, который условно можно назвать финансовым насосом. Паритет покупательной способности (ППС) национальной валюты определяется по тому, сколько стоит определенным образом сформированная потребительская корзина в этой валюте и в долларовом исчислении. Например, если товары потребительской корзины, соответствующей прожиточному минимуму, в России стоят, скажем, 1000 руб., а те же товары в США стоят 200 долл., то 1 долл. по ППС равен всего 5 руб., а не 30, которые составляют его рыночную стоимость. Журнал Economist уже довольно давно ведет мониторинг цен на хот-доги в разных странах. Разность этих цен в более наглядной форме, чем ППС, показывает разность цен на различных внутренних рынках. Так вот, цена стандартного хот-дога, абсолютно одинакового -во всех странах, может отличаться в развитых и развивающихся странах в 10 раз и больше.

Это означает, что если нет таможенных и валютных ограничений, то предприниматель может приехать в развивающуюся страну, например в Россию, обменять свои доллары по биржевому курсу на национальную валюту, затем купить товары на местном рынке по ценам, соответствующим ППС, вывезти их и продать у себя в стране уже по внутренним ценам своей развитой страны. Очевидно, рентабельность такой операции при покупке потребительской корзины будет равна отношению биржевой цены валюты к ее цене по ППС. А это отношение обычно варьируется от двух до нескольких десятков раз.

Конечно, никому не придет в голову вывозить товары потребительской корзины, тем более качество многих товаров в развивающихся странах намного ниже, чем в развитых. Зато можно вывезти такие абсолютно ликвидные товары, как нефть, газ, металл, зерно и т. п., что, естественно, и делается в широких масштабах. Вот относительно недавний российский