logo search
Курс лекций по мировой экономике

3. Международный туризм

Международный туризм - один из важнейших секторов меж­дународной торговли услугами. В то же время это одна из быстро­растущих отраслей мировой экономики и один из наиболее при­быльных видов бизнеса. Туризм, в том числе международный, привлекает крупные инвестиции, обеспечивает растущую заня­тость и поступление доходов, в том числе и в государственные бюджеты.

Растущий спрос на туристские услуги во всем мире объясняет­ся прежде всего социально-экономическими причинами.

К социально-экономическим причинам развития туризма, в том числе и международного, можно отнести: общий рост дохо­дов при увеличении количества свободного времени, включая оп­лачиваемые отпуска; достаточный для продолжения активной жизни уровень пенсионного обеспечения; изменения в составе семей в сторону малодетности и бездетности.

Развитию туризма способствуют и другие факторы экономи­ческого и политического порядка: прогресс в развитии транспор­та, его удешевление и доступность, снятие или ослабление ва­лютных ограничений, либерализация визового режима.

Как и другие отрасли экономики, туризм является объектом как международного, так и национального регулирования. Веду­щей межправительственной организацией, отвечающей за разви­тие туризма, Генеральная ассамблея ООН признала Всемирную туристскую организацию (ВТО) (World Tourism Organization), которая действует с 1975 г. как преемница Международного союза официальных туристских организаций.

ВТО включает следующие категории членства: 1) действитель­ные члены уверенные государства, в том числе Россия и боль­шинство стран СНГ); 2) ассоциированные члены (территории, не несущие самостоятельной ответственности за свою внешнюю политику) и 3) присоединившиеся члены (межправительствен­ные, негосударственные и коммерческие организации и объеди­нения, действующие в сфере, предоставляющей интерес для ту­ризма). ВТО приняла ряд деклараций и других документов по орга­низации международного туризма, включая Хартию туризма и Ко­декс поведения туриста (1985 г.), издает статистические справоч­ники и прогнозы, предлагает информационные банки данных для туристического бизнеса. ВТО зафиксирован целый ряд важных для международного туризма понятий (в том числе таких, как «ту­ризм» и «турист»).

Туризм определяется как активный отдых, способствующий ук­реплению здоровья и связанный с передвижением за пределы по­стоянного места жительства. В международном туризме выделяют­ся понятия «турист» (посетитель) и «экскурсант».

Турист - это любое лицо, которое остается на территории дру­гого государства не менее 24 ч, но не более 1 года в оздоровитель­ных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, ре­лигиозных и иных целях, без занятия в стране временного проживания оплачиваемой деятельностью. Этим определением прово­дится грань между туризмом и экономической миграцией.

Статус туриста по международным соглашениям предоставля­ет путешественнику целый ряд льгот, которые состоят в упро­щенном визовом режиме и скидках по оплате транспортных услуг и проживания.

Путешественник, который провел за границей менее 24 ч, счи­тается экскурсантом, и эта категория широко распространена преж­де всего в странах Западной Европы и Восточного Средиземномо­рья с их небольшими расстояниями и развитой инфраструктурой.

Туризм представляет собой целый комплекс услуг, объединяе­мых в туристскую индустрию: совокупность гостиниц и иных средств временного размещения (мотели, кемпинги и т.д.), объектов об­щественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, спортивного и иного назначения.

Главное звено туристской индустрии - гостиницы и другие средства размещения. Для обслуживания туристов, имеющих раз­личный достаток, действуют отели с разными уровнями комфор­та и сопутствующих услуг, но при наличии определенного, привычного для развитых стран стандарта. В зависимости от набора услуг и других параметров, гостиницам присваивается определенная классность, звездность. Помимо мелких и средних фирм, владеющих или управляющих гостиницами, мотелями, кемпингами, в сфере гостиничного бизнеса действуют ТНК в виде гостиничных цепей. Услуги гостиниц, интегрированных в такие цепи, однородны, они имеют общее название и знак. Считается, что при объединении гостиниц в цепи доходность значительно повышается по сравнению с независимыми отелями. К числу крупнейших гостиничных цепей относятся: «Холидэй Инн», «Аккор», «Хил-тон», «Хаятт», «Сол труп», «Шератон» и др.

Независимые отели и другие средства размещения также могут объединяться в гостиничные консорциумы с общей системой маркетинга и бронирования мест, они заинтересованы в государственном сертифицировании и поддержке.

Составной частью туристской индустрии выступает собственно туристский бизнес, где действуют: а) туроператоры фирмы, производящие туристский продукт (тур), и б) турагенты - самостоятельные фирмы или агенты туроператоров, которые распространяют туристский продукт.

Туристский продукт (тур) - это разработка маршрута и сопутствующего комплекса услуг. Туроператоры заключают договора с гостиницами, транспортными фирмами и другими участниками туриндустрии.

Различные звенья туриндустрии представляют собой капиталоемкие и трудоемкие отрасли.

По оценке ВТО на долю международного туризма приходится 11% мирового ВВП, 6 % мирового экспорта товаров и услуг и около 10 % рабочих мест. В 1999 г. общее число прибытий туристов по всем странам составило 657 млн. чел., что означает рост между­народного туризма за 90-е гг. в 1,5 раза. В 2002 г. этот показатель составлял уже 703 млн., правда, в 2003 г. он (по предварительным данным ВТО) снизился до 694 млн.

Все показатели международного туризма непрерывно растут и обгоняют по темпам роста мировой ВВП в целом. Это дает основание для прогноза о превращении международного туризма в крупнейшую отрасль мировой экономики. Однако динамика путешествий очень чувствительна к конъюнктуре национальных экономик и мирового хозяйства в целом. Спад в экономике той или иной страны, сокращение доходов ее населения немедленно сказывается на активном отдыхе ее граждан. Точно так же обострение политической обстановки и военные конфликты в районах туриз-ма, будь то балканские государства, Ближний Восток или Закавказье, сказываются на количестве посетителей, вплоть до полного прекращения их приезда.

Международный туризм развивается неравномерно не только по годам, но и по регионам мира. В 1999 г. максимальное количество посетителей приходилось на страны Европы (58,7 %), на страны Азиатско-Тихоокеанского региона выпало 14,3 % посещений. В 90-е гг. увеличился приток туристов в некоторые страны Ближ­него и Среднего Востока (Египет, Израиль, ОАЭ), Юго-Восточ­ной Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезия) и ряд других.

В десятку ведущих стран по приему иностранных гостей вхо­дят: Франция (71,4 млн. чел.), Испания (52,0 млн. чел.), США (47,0 млн. чел.), Италия (35,8 млн. чел.), а также Китай, Велико­британия, Мексика, Канада, Польша, Австрия. По величине до­ходов от иностранного туризма десятку первых составляют: США (73,0 млрд. долл.), Италия (31,0 млрд. долл.), Испания (25,2 млрд. долл.), Франция (24,7 млрд. долл.), а также Великобритания, Ки­тай, Австрия, Канада, Германия и Мексика. Наибольшее поло­жительное сальдо, т. е. превышение доходов от экспорта туристс­ких услуг над их импортом, имеют Испания, Италия, Франция, Турция и Мексика, тогда как наибольшее отрицательное сальдо характерно для Германии, Японии, Великобритании и государств Северной Европы.

В Российской Федерации туризм регулируется Федеральным за­коном «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. № 132- ФЗ и рядом других нормативных документов по вопросам лицензирования туристской деятельности и сертификации турист­ских услуг. Федеральный закон определяет принципы государствен­ной политики, направленной на установление правовых основ еди­ного туристского рынка в России и порядок рационального ис­пользования туристских ресурсов. Под туристскими ресурсами по­нимаются природные, исторические, социально-культурные и иные объекты, которые способны удовлетворять духовные потреб­ности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Все важнейшие понятия системы туризма, которые употреб­ляются в его российской правовой базе, соответствуют общепри­нятым международным терминам. Федеральный закон выделяет туризм выездной (импорт туристских услуг) и туризм въездной (экспорт туристских услуг), которые в сумме составляют между­народный туризм России. Кроме того, выделяются: внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по тер­ритории страны), а в его составе - туризм социальный и самоде­ятельный. Федеральный закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.

В СССР международный туризм был жестко монополизирован и соответствии с государственной монополией на внешнеэконо­мическую деятельность.

Быстрый рост международных поездок граждан происходит со и горой половины 80-х гг. В этот период основной поток междуна­родного обмена осуществлялся между СССР и странами Цент­ральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в (составе СССР) достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. чел., выезд 2,2 млн. чел.) Международный туризм в Российской Федерации в 90-е гг. в целом стал более динамичным, но даже в лучшие годы для международного туриз­ма в России поток российских туристов не составлял и 1 % миро­вого потока (табл. 1).

Таблица 1.Динамика международного туризма в Российской Федерации (тыс. чел.)*

Год

Въездной туризм

Выездной туризм

1993

1543

1577

1994

915

2522

1995

1787

2555

1996

1716

3422

1997

2290

4084

1998

1904

3251

1999

1924

2580

2000

2215

4252

Без учета турпоездок в страны СНГ и из стран СНГ.

В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Тур­цию, Польшу, Китай, Украину, Финляндию, Египет, Испанию, Германию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Италию. По­пулярностью пользуются также Кипр, Греция, Болгария, Таи­ланд, Франция. Первые места, которые занимают Китай, Украи­на, Польша, Финляндия, частично Турция и ОАЭ, в очень боль­шой степени связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. (Например, Польшу с деловыми целями активно посещают жи­тели Калининградской области).

Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финлян­дия, Китай, Германия и США.

Объемы международного туризма в России возрастали непре­рывно до 1997 г. включительно. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил выездной туризм в страны вне СНГ. В то же время про­изошел всплеск внутреннего туризма, особенно на российское Черноморское побережье. Вырос и поток российских туристов в Украину, особенно на курорты Крыма.

Для всех видов туризма в России общим является то обстоятельство, что туристская отрасль приватизирована. Различные составные части индустрии туризма, в том числе гостиницы, сана­тории, пансионаты, базы отдыха, стали объектами предприни­мательской деятельности российских и иностранных юридиче­ских и физических лиц с очень небольшим участием государства. То же относится и к туристским фирмам туроператорам и тур­агентствам.

В общей сложности в России действует несколько тысяч турист­ских фирм, с преобладанием турагентов по выездному туризму.

Государство обязалось поддерживать прежде всего въездной и внутренний туризм путем налоговых и таможенных льгот. Туристеско-экскурсионные путевки не облагаются НДС. Федеральный за­кон «Об основах туристской деятельности» предусматривает воз­можность предоставления льготных кредитов и прямых бюджет­ных ассигнований на разработку федеральных и региональных целевых программ развития туризма.

Въездной туризм (экспорт туристских услуг) требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным гостиничным цепям («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка го­стиниц, обеспечивающих привычные условия комфорта и серви­са для иностранных туристов, принадлежащих к среднему классу.

Несоответствие в соотношении «цена качество» в организа­ции въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге оте­чественного туризма, впечатление о России как о стране крими­нала, война в Чечне все это сдерживает рост въездного туризма. Как и все несырьевые экспортные отрасли экономики России, въездной туризм сталкивается с серьезной конкуренцией на меж­дународном рынке путешествий несмотря на богатейшие турист­ские ресурсы.

Большинство туристических фирм России работают на рынке выездного туризма в качестве турагентов. Для их образования не требуются крупные инвестиции. Рынок выездного туризма огра­ничен финансовыми возможностями клиентов. Выездной туризм конкурирует с внутренним, и значительное число организаций туристического бизнеса сочетают эти виды туризма в своей дея­тельности.

С 1995 г. международная туристская деятельность, осуществля­емая на территории России российскими и иностранными юри­дическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также и физическими лицами, подлежит лицензирова­нию. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма и соответствующими органами субъектов Российской Федерации на определенный срок. Утверждена еди­ная форма туристской путевки (ТУР-1), к которой прилагается стандартный пакет документов (договор, ваучер, т. е. документ с перечислением обязательного пакета оплаченных услуг, медицин­ская страховка). С 2000 г. введена сертификация туристских услуг.