logo search
Ломакин В

II.2.4. Пути и проблемы становления Европейского экономического и валютного союза

В последние годы в большинстве стран ЕС серьезно изменились подходы к макроэкономической политике. Прежде всего низкие темпы инфляции рассматриваются как обязательные для обеспечения устойчивого экономического роста и конкурентоспособности. Этот концептуальный подход зафиксирован как один из основных критериев Маастрихтского договора, которому должны соответствовать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте.

В соответствии с договором для введения единой валюты страна должна отвечать следующим требованиям:

1. Иметь уровень инфляции, не превышающий 1,5%.

2. Иметь дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, а государственный долг - не более 60% годового объема ВВП.

3. Процентные ставки не должны более чем на 2 процентных пункта превышать уровень, средний для стран с наиболее низкими темпами инфляции.

4. Участвовать в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет, т. е. в течение двух последних лет перед вступлением в ЕВС национальная валюта не должна девальвироваться.

1997-1998 гг. в Евросоюзе прошли под знаком подготовки к введению "евро". Она велась на двух уровнях - наднациональном и непосредственно в самих государствах, решивших принять участие в ЭВС с 1 января 1999 г. Согласно нынешней экономической ситуации к третьему этапу ЕВС были готовы только ФРГ и Люксембург, которые с большим отрывом опережают остальных партнеров по ЕС. Заинтересованы в создании Европейского валютного союза Бельгия, Голландия, Франция. Участию в Союзе противится Великобритания, а Швеция, Финляндия и Португалия предпочитают медленный темп своего присоединения.

Переход от Единого рынка (ЕР) через Экономический союз к Экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике по внедрению единой европейской валюты "евро" является одним из сложных этапов западноевропейской интеграции.

Как мы уже знаем, намечен график создания ЭВС и его наднациональных институтов. Однако процесс идет достаточно сложно с большим разбросом мнений среди стран-членов ЕС. Эта сложность определяется, прежде всего, различиями в организации кредита, расчетов, курсовой политики и связанных с этим валютных рисков, задержек платежей, различий в ценах, несопоставимостью налогов и различиями в валютно-финансовой политике.

Условия, предъявляемые к государствам, входящим в ЕС, достаточно жесткие, предусматривают использование "классических мер борьбы" с дефицитностью бюджета и инфляцией, усиление бюджетных расходов на социальные нужды и цели развития. Все это безусловно становится причиной "разноскоростного" движения стран - членов ЕС к этому уникальному феномену, не имеющему аналогов в мире, - Экономическому и валютному союзу и единой валюте.

В целом, ситуацию по Евросоюзу на 1997-1998 гг. по основным критериям перехода к "евро", принятым в Маастрихте, можно проследить по табл. 2.

Таблица 2