logo search
Ломакин В

II.2.5. Расширение Европейского союза на Восток. Место России в системе западноевропейской интеграции

Особое значение имеет готовность ЕС установить отношения ассоциации со странами Восточной Европы, т. е. соглашения о торговле, подписанные ЕС с каждой из восточноевропейских стран еще в 1991-1992 гг., включало положение о создании между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров.

За истекший период были уточнены прогнозы нового расширения ЕС. В июле 1997 г. Евросовет определил, а в декабре того же года утвердил окончательный список первоочередных кандидатов, в который вошли Кипр, Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония. Переговоры с этими странами об условиях присоединения к ЕС начались 31 марта 1998 г. На октябрьском (1998 г.) саммите с учетом возникших проблем был обнародован новый список стран-кандидатов, включающий, помимо названных выше, Болгарию, Латвию, Литву, Румынию и Словакию. Одновременно учреждена европейская конференция, в которой могут на равных условиях участвовать все названные кандидаты, наряду с 15 государствами - членами ЕС. Это отнюдь не означает, что вопрос и порядок их вступления предрешен. Все будет зависеть от того, насколько они соответствуют установленным критериям членства в Союзе. По новой оценке экспертов новые кандидаты вступят в ЕС не ранее 2002-2003 гг.

Россия принадлежит к числу европейских государств и вопрос ее интеграции мог бы быть решен путем присоединения в качестве полноправного члена ЕС. Однако несмотря на определенный прогресс в реформах, необходимые экономические, политические и правовые предпосылки еще не созрели, хотя дата присоединения предполагается в 2005-2010 гг. С другой стороны, на данное время не все члены альянса совпадают во мнениях с такой постановкой вопроса.

С 1 декабря 1997 г. подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, что означает начало новых взаимоотношений. За минувшие годы накоплен значительный опыт практического сотрудничества в этом направлении. За все время ЕС достаточно последовательно проводил курс на включение России в крупнейшие международные организации - МВФ, Всемирный Банк, Совет Европы. Европейский союз поддерживает заявку России на вступление в ВТО и ОЭСР. Вместе с тем, эффективность диалога с ЕС в большей мере будет зависеть от того, насколько России удастся вести активное сотрудничество со всеми европейскими организациями, развивая, в том числе, двусторонние отношения с европейскими странами, особенно в Центральной и Восточной Европе.

Фактическое развитие экономических связей России с ЕС характеризуется тем, что, с одной стороны, ЕС является крупнейшим партнером России, на долю которого приходится 1/3 ее внешней торговли, 40-50% иностранных вложений в ее экономику, а с другой, - темпы роста взаимного товарооборота имеют тенденцию к снижению и абсолютные капиталовложения западноевропейских стран в экономику России крайне незначительны - 9-10 млрд долл., а чистые прямые инвестиции - не более 2-3 млрд долл.

Общеизвестны объективные причины, тормозящие торговоэкономические связи. Это асимметричность структуры взаимной торговли, затяжной характер реформ, внутренняя политическая и экономическая ситуация.

Эти вопросы были в центре внимания на заседаниях Комитета парламентского сотрудничества (декабрь 1997 г.) и Совета сотрудничества (январь 1998 г.), где была принята совместная рабочая программа действий в 1998 г. Она включала 17 направлений, в том числе, сближение законодательств, защиту интеллектуальной собственности, таможенное дело, промышленную кооперацию, научные исследования, освоение космоса, защиту окружающей среды, транспорт, борьбу против преступности, обучение менеджеров и подготовку кадров и т. д.

На Российско-Европейском саммите в Москве (февраль 1999 г.) рассматривался вопрос об экономическом развитии России и поддержке реформ. С учетом расширения ЕС на восток здесь же был обсужден вопрос о создании единого Европейского пространства, при этом Россия первоначально выступает как стратегический партнер в рамках европейского общего рынка. Для России ЕС представит уникальную возможность освободиться от диктата МВФ, а вместо его "рекомендаций" проводить внешнюю и внутреннюю политику, отвечающую собственным национальным интересам. Прежде всего - расширить кооперацию со странами ЕС. Осенью 2000 г. на страны ЕС приходилось до 60% российской внешней торговли против 4% с США и почти 60% иностранных инвестиций в экономику России.

Таким образом, роль Западной Европы в мировой экономике будет возрастать. Этому содействует дальнейший успех интеграционных процессов в регионе и переход стран Восточной Европы к рыночному хозяйству, что способствует взаимодействию их на общеевропейском пространстве.