logo search
Ломакин В

Соотношение показателей стран ес с Маастрихтскими критериями *1

#G0Cтрана - член ЕС

Долг,

% ВВП

Дефицит, %ВВП

Инфляция,

%

Процентные ставки

Членство в валютном

1997

1998

1997

1998

1997

1998

союзе

Критерии перехода к "евро"

60,0

60,0

3,0

3,0

3,2

3,2

7,7

Австрия

66,1

64,7

2,5

2,3

1,1

1,5

5,6

Да

Бельгия

122,1

118,1

2,1

1,7

1,4

1,3

5,7

Да

Великобритания

53,4

53,0

1,9

0,6

1,8

2,3

7,0

Нет

Дания

65,1

59,5

-0,7

-1,1

1,9

2,1

6,2

Нет

Финляндия

55,8

53,6

1,1

-0,3

1,3

2,0

5,9

Да

Франция

58,0

58,1

3,0

2,9

1,2

1,0

5,5

Да

Германия

61,3

61,2

2,7

2,5

1,4

1,7

5,6

Да

Греция

108,7

107,7

4,0

2,2

5,2

4,5

9,8

Нет

Ирландия

66,3

59,5

-0,9

-1,1

1,2

3,3

6,2

Да

Италия

121,6

118,1

2,7

2,5

1,8

2,1

6,7

Да

Люксембург

6,7

7,1

-1,7

-1,0

1,4

1,6

5,6

Да

Нидерланды

72,1

70,0

1,4

1,6

1,8

2,3

5,5

Да

Португалия

62,0

60,0

2,5

2,2

1,8

2,2

6,2

Да

Испания

68,8

67,4

2,6

2,2

1,8

2,2

6,3

Да

Швеция

76,6

74,1

0,8

-0,5

1,9

1,5

6,5

Нет

_____

*1 Официальные данные Еврокомиссии. Европейский Союз: уроки интеграции // Экономист. 1988. N 10.

Как видно из приведенных данных на 1997 г. только Греция с 4%-м уровнем дефицита бюджета к ВВП не соответствует первому Маастрихтскому критерию, а на 1998 г. данному критерию отвечают все 15 стран ЕС.

По второму критерию введения "евро" - отношение совокупного государственного долга к величине ВВП, наблюдается совсем иная картина (при условии, когда государственный долг не должен превышать 60%). По итогам 1998 г. к моменту введения "евро" данному критерию соответствовало всего 7 государств. Такие развитые государства с огромным экономическим потенциалом, как Италия, Бельгия, Швеция к этому времени имели государственный долг в 1,5-2 раза превышающий принятый критерий.

Если строго следовать этому критерию, в регионе, где впервые в истории развития мирохозяйственных связей уже технически и финансово обозначены сроки официального перехода к новому этапу развития ЕС, последствия такого шага могут быть самыми негативными.

В позиции не присоединившихся к "евро" стран имеются свои нюансы. Греция на данном этапе пока не готова к членству. Шведское правительство предпочитало подождать итогов выборов 1998 г. и последующих шагов по социальным программам. Данию сдерживали определенные юридические аспекты в плане принудительного сокращения и сдерживания социальных расходов государства. Великобританию сдерживают разные подходы правящей партии и оппозиции, которая не исключает присоединения к "евро", если данная валюта "надежно зарекомендует себя на практике".

Таким образом, готовность стран ЕС к вхождению с 1 января 1999 г. в заключительную фазу объединения носит крайне разнородный характер. В практике уже было мнение о переносе этого порога на более отдаленный срок. Окончательное решение по данному вопросу должен принять Совет на уровне глав государств и правительств ЕС.

В принципе ни одна из перечисленных стран не выступает против Валютного союза как такового.

Многие аналитики считают, что наиболее сильной стороной интеграционного процесса является единство позиций по принципиальным вопросам и гармонизация действий всех его членов при практической их реализации. В этом плане ЕЭС/ЕС является "феноменом".

Качественные характеристики являются свидетельством высокого уровня развития и интегрированности Евросоюза. Уже сейчас совокупный ВВП "зоны евро" составляет 6,3 трлн долл., против 9,1 трлн ВВП США. Зона выступает как крупнейший экспортер и импортер готовой продукции, т. е. объем совокупного экспорта 11 государств, готовых к введению "евро", составляет 20% общемирового экспорта по сравнению с 16% доли США. По прогнозу совокупная доля всех 15 стран Евросоюза в производстве общемирового ВВП составила 31% против 27%, приходившихся на долю США.

Согласно доклада специалистов Лондонского Центра исследований экономической политики (апрель 1998 г.), с введением единой валюты Евросоюз займет одно из ведущих мест экономической сверхдержавы, позиции доллара США будут значительно ослаблены, все это в конечном итоге позитивно скажется на уровне жизни европейского населения.

Преимущества создания ЕЭС и согласованной наднациональной структуры отражаются на нескольких уровнях:

- на макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и денежная система стран ЕС позволит надежнее бороться с инфляцией, снижать процентные ставки и налоги, отсюда и позитивные последствия - рост производства, занятости и т. д.;

- для хозяйственных структур единая валютная политика и валюта будут означать единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе значительное сокращение валютных рисков, сроков, переводов и т. д.;

- для частных лиц удешевляется ведение счетов и поездки в пределах ЕС;

- "евро" способна гораздо устойчивее противостоять доллару и йене, чем нынешняя денежная структура;

- в новых условиях ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы.

Уже в переходной период 1999-2000 гг. "евро" обслуживала до 30% международной торговли и до 95% расчетов внутри ЕС против 50% в 1998 г.

Проблемы, ожидаемые на третьем этапе, многообразны и противоречивы. В их числе:

- юридическое оформление "евро" как единственного платежного средства в рамках ЕС. Национальное законодательство по этому поводу пока противоречиво или вовсе отсутствует;

- возможная оценка нерезидентами Союза пересчета валютных контрактов в "евро" как нарушение платежных условий заключенных контрактов;

- не отработан вопрос с ценными бумагами (акциями, сертификатами) об их замене на новые деноминированные в "евро";

- не отработан вопрос о том, какие новые условия бюджетной, ценовой и финансово-кредитной дисциплины будут установлены для стран ЕВС на период после 2002 г., и как будет осуществляться их прогноз.

Помимо указанных, неясными остаются некоторые фундаментальные вопросы, такие как психологическая подготовка населения к единой валюте, поддержка ее курса на мировых рынках, борьба с подделками и т. д.

Однако при всех этих трудностях есть все основания полагать, что все страны ЕС войдут в Экономический и валютный союз, т. е. ЭВС станет реальностью как и ЕС. По многим показателям (население - США, Япония и ЕС составляют соответственно 263, 125 и 370 млн чел.; доля ВВП в странах ОЭСР - 32,5, 20,5 и 38,3%; доля в мировой торговле - 19,6, 10,5 и 20,9%; доля экспорта в ВВП - 8,2, 9,0, 10,2%; валютные резервы - 149,1, 172,4 и 349,8 млн долл.) Европейский союз в его нынешнем составе (без учета расширения) опережает два других центра - США и Японию.

На вопрос "С чем вступает Западная Европа в XXI век?" аналитики отвечают, что экономическая политика стран ЕС будет приобретать все более согласованный планомерный характер регулирования как денежного обращения, так и производства, что позволит лучше решать вопросы занятости и социальные проблемы.

В рамках ЕС уже заложены основы функционирования единого Европейского Центробанка с участием национальных Центробанков государств - членов Союза. С 1 января 1999 г. уже введена денежная единица "евро" и, как уже отмечалось выше, 11 стран официально подтвердили свою готовность к вступлению в это соглашение. По первоначальному курсу "евро" соответствует 1,08 долл. США и 2 немецким маркам.

До 2002 г. с "евро" будут проводиться только безналичные расчеты параллельно с национальными валютами, и с 1 июля 2002 г. по утвержденному графику "евро" должна стать единственной денежной единицей ЕС. Далее она получит широкое распространение за пределами ЕС, особенно в странах - кандидатах на вступление в ЕС, таки как Венгрия, Чехия, Польша.