logo search
_materials_files_317313567

11.2. Страховая защита грузоперевозок

Страхование грузов – один из наиболее распространенных видов стра-

ховой защиты при грузовых перевозках. Страхование минимизирует риск или точнее оберегает перевозчика от возможных потерь. Страхование – это своеобразная защита Страхователя от потери полной или частичной. Стра- хователями могут выступать любые юридические и физические лица, яв- ляющиеся грузоотправителями или грузополучателями. Кто конкретно за- ключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими юридических и эконо- мических взаимоотношений сторон.

По-разному трактуется понятие риска в такой области, где оно являет-

ся ключевым, т. е. в страховании. Понятие риска применительно к страхо-

ванию – это гипотетическая возможность наступления ущерба.

В случае наступления какого-либо нежелательного события ущерб бу- дет иметь определенную величину и уже затем определяется вероятность причинения этого ущерба. Таким образом, в страховании риск уже рас- сматривается как вероятностное распределение. Измерение риска произво- дится математическим путем с помощью применения теории вероятностей и закона больших чисел. По своей сущности риск является событием с от- рицательными, особо невыгодными экономическими последствиями, ко- торые возможно, наступят в будущем в какой-то момент в неизвестных размерах.

Условия страхования грузов, используемых в международной практи-

ке и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так и опреде-

ленные отличия.

Правила, применяемые страховыми организациями, предусматривают возможность страхования грузов при автомобильных перевозках на усло- виях:

1 – «с ответственностью за все риски»;

2 – «без ответственности за повреждение».

Страхование «с ответственностью за все риски» означает возмещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необ- ходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохране- нию груза, по предупреждению дальнейших его повреждений.

Исключение из этой универсальной ответственности составляют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (воен-

ных мероприятий) и их последствий; народных волнений и забастовок;

конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого косвенного воздействия атомного взры- ва, радиоактивного заражения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой

132

неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также не- допоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома стра- хователя (его представителя), но без ведома страховой организации само- возгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза червями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и есте- ственных свойств груза, включая усушку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.

По договору страхования «без ответственности за повреждения» воз- мещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной по- жаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствия- ми, столкновением перевозочных средств, провалом мостов, аварией при погрузке, выгрузке, укладке груза. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесообразно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, сохранению груза и предупреж- дению его дальнейших повреждений

Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при страховании «с ответственностью за все риски», кражи или недоставки груза.

По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных усло-

виях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использо-

ван опыт страхования другого имущества, а также международная практи-

ка страхования грузов, о которой говорится дальше.

Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхователем,

но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.

Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки и перевалки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначе- ния, указанный в страховом свидетельстве (полисе).

Надо отметить, что страхование импортных грузов (заключаемое оте-

чественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на пограничный пункт. Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерыв- ное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.

Договор страхования может заключаться как по месту нахождения от-

правляемого груза, так и по месту его получения.

133

В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:

точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

вид транспорта

способ отправки груза (навалом, насыпью, наливом);

пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

дата отправки груза;

стоимость груза (страховая сумма);

вид страховой ответственности (условия страхования).

По решению страховой организации договор может заключаться с ос-

мотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвентарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического пас- порта и общая стоимость.

Страхователь обязан, как только ему станет известно, сообщить стра- ховой организации обо всех существенных изменениях степени риска: о значительной задержке рейса, отклонении от обусловленного в договоре страхования или обычного пути, изменении пункта перегрузки, выгрузки или назначения груза, изменении способа отправки и т.д.

Страховая организация имеет право с учетом этих изменений пере-

смотреть условия страхования или потребовать уплаты дополнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхова- ния или откажется от уплаты дополнительного платежа, договор страхова- ния прекращается с момента наступления изменений в риске с последую- щим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Страховая организация может увеличивать или снижать ставки, когда это вызывается условиями перевозки, ее расстоянием и направлением, со- стоянием транспортных средств и другими факторами.

При заключении договора с дополнительной ответственностью при-

меняются, кроме того, индивидуальные ставки платежей, исходя из содер-

жания этой дополнительной ответственности и специфических свойств пе-

ревозимых грузов.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая опреде- ляются следующими требованиями. Страхователь обязан принять все воз- можные меры к спасанию поврежденного груза, а также к обеспечению права страховой организации на регресс к виновной стороне. В течение су- ток, как стало известно о страховом случае, необходимо сообщить страхо- вой организации. Последняя должна не позднее трех дней после получения соответствующих документов приступить к составлению страхового акта и определению ущерба.

134

Ущерб возмещается в соответствии с принципом пропорциональной (долевой) ответственности, т. е. исходя из стоимости погибшего (пропав- шего) и степени повреждения сохранившегося груза.

В соответствии с международной практикой страховые акционерные общества применяют три типа стандартных условий страхования грузов:

«с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную ава-

рию», «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения»].

Страхование ответственности за все риски. По условиям группы

«А» такое страхование покрывает все риски, которым подверга-

ется груз при перевозке. Исключение составляют лишь несколь- ко специально оговоренных групп рисков, например убытки, произошедшие вследствие:

– умысла или грубой небрежности страхователя;

– внутреннего дефекта застрахованного груза;

– военных действий, народных волнений, конфискации, ареста или реквизиции груза;

– воздействия ядерного взрыва или радиоактивного заражения;

– влияния температуры трюмного воздуха или особых специ- фических условий транспортировки, а также естественных свойств груза;

– недостачи груза при целостности наружной упаковки и пломб;

– повреждения груза червями, грызунами, насекомыми и т. п.

Группы «В» и «С» предоставляют более узкое покрытие. В соответст- вии с их условиями возмещаются только убытки, вызванные особо огово- ренными в них рисками.

Страхование ответственности за частную аварию.

Так, по группе «В» покрываются страхованием убытки, произошедшие вследствие:

– пожара, взрыва;

– посадки судна на мель;

– столкновения судна или транспортного средства с любым объектом, за исключением контакта с водой;

– опрокидывания или схода с рельсов при наземной транс-

портировке;

– землетрясения, вулканического извержения, удара молнией;

– убытков, расходов и взносов по общей аварии;

– выбрасывания или смытия груза за борт судна;

– протечки воды в судно или транспортное средств, контей-

нер с грузом или место хранения;

– полной потери отдельных частей груза в результате падения за борт или при погрузке или разгрузке.

135

Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

По условиям покрытия группы «С» исключаются убытки от протечки воды, повреждения при погрузочно-разгрузочных ра- ботах, землетрясения, вулканического извержения и удара мол- нией.

При заключении договоров купли-продажи товаров на условиях по- ставки CIF, CIP, франко-станция назначения обязанность заключения до- говора страхования возлагается на продавца. Страховая сумма при заклю- чении договора на условиях CIF традиционно составляет 110% стоимости товара. Это объясняется тем, что в страховую сумму включаются 10% стоимости товара, составляющих ожидаемую прибыль покупателя. Как правило, в обязанность продавца входит заключение договора страхова- ния на условиях группы «С», предоставляющей наиболее узкое покрытие.

Договор страхования должен быть заключен в пользу грузоотправите- ля/грузополучателя. Основными параметрами при страховании грузов яв- ляются:

1. Страховая сумма=(действительная стоимость+фрахт)+10%.

2. Страховая премия выплачивается страхователем страховщику по договору страхования (сумма за страхование начисляется в виде процента страховой суммы).

3. Страховое возмещение – сумма, уплачиваемая страховщиком страхователю в покрытие убытков последнего, явившихся следст- вием предусмотренного договором страхового случая.

4. Франшиза – условие страхования, освобождающее страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенный предел. При безусловной вычитаемой франшизе ущерб возмещается во всех случаях за вычетом установленной франшизы.

Для страхования принят принцип пропорциональности выплат (при страховании на частичную стоимость).

Характерной чертой всех трех названных типов страхования является возмещение убытков, расходов и взносов по общей аварии. Исключения из страховой ответственности в основном те же, что и в правилах государствен- ного страхования. Имеются, кроме того, оговорки о страховании предметов, подверженных лому и бою (стекло, фарфор, керамика, кирпич и т. п.), по второму и третьему типам ответственности – и некоторые другие несуще- ственные ограничения при возмещении убытков.

В международной практике и в деятельности российских страховых компаний предусмотрена возможность заключения генерального договора

136

на страхование всех перевозок (любых грузов или определенного рода). Срок действия такого договора обычно не устанавливается, т. е. он счита- ется бессрочным.

По генеральному полису считаются застрахованными грузы, перево- зимые на морских и речных судах, по железной дороге, на автомашинах, воздушным транспортом и т. д.

По каждой отправке страхователь обязан сообщить основные сведения об отправляемых грузах, пунктах отправления и назначения, видах перево- зочных средств, а также информировать страховщика обо всех изменениях в риске.

Ставки страховых платежей (премии) зависят от многих факторов: ха- рактера груза, его размещения и качества его упаковки, вида перевозочных средств, времени года, условий в портах погрузки и выгрузки, территори- ального размещения портов и других постоянных или временных факто- ров. Ставка страховых платежей очень важна для перевозчика, так как от нее зависит размер страховой премии, который он должен заплатить Стра- ховщику за его защиту. Один из основополагающих принципов гласит: страховая премия должна находиться в соответствии с риском. Поэтому главной задачей тарификации является строгое согласование размера пре-

мии с величиной риска. Структура тарифной ставки показана на рис. 11.1.

Страховой тариф рутто-тариф)

НЕТТО-СТАВКА для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования

Расходы по

НАГРУЗКА

Прибыль

ведению дела Резервы (если заложе-

ны в структуру)

Рис. 11.1. Структура тарифной ставки

Для определения страхового взноса, т. е. суммы, которую должен упла- тить страхователь, надо определить страховой тариф. Размер страхового та- рифа зависит от множества факторов: вида транспортного средства, харак- теристик перевозимого груза, от количества и цены страхуемого груза, от дальности перевозок и от множества других факторов. Рассмотрим страхо- вые тарифы в зависимости от вида груза и от расстояния (табл. 11.7).

137

Таблица 11.7

Страховые тарифы по автомобильным перевозкам

Вид груза

До 1500 км

1500-4000 км

> 4000км

с охр.

без

охр.

с охр.

без

охр.

с охр.

без

охр.

Автомобили, спиртное

0,5

0,65

0,6

0,8

0,75

-

Сигареты, изделия из меха, кожи, теле-видео- аудиотехника

0,45

0,6

0,55

0,7

0.65

Продукты, напитки, одеж-

да обувь, парфюмерия

0,4

0,5

0,5

0,65

0,6

0,8

Вычислительная, бытовая техника, оргтехника

0,35

0,45

0,45

0,6

0,55

0,7

Оборудование, строитель-

ные материалы

0,3

0,4

0,4

0,5

0,5

0,65

Из приведенного перечня вторым важным условием при установлении страховой премии является род груза (товара). В настоящее время в отече- ственном страховании сложилась определенная классификация грузов (то- варов) для приема на страхование. Деление производится на три группы в зависимости от степени риска (табл. 11.8).

Таблица 11.8

Группы опасных грузов (товаров) при страховании

Группа А

– повы- шенный риск

Драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения

искусства, промышленная и бытовая электроника, медицин- ская техника, пушнина и изделия из меховой промышленно- сти, стекло и прочие изделия него, а также прочие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых высок из-за их высо- ких потребительских качеств, физических и естественных свойств

Группа Б

– средний риск

Технологическое оборудование, запасные части, обще-

машиностроительная продукция, сельхозтехника, продукты питания, продукция хозяйственного назначения, обувь, одеж- да, мебель, парфюмерия, фармацевтическая и химическая продукция, а также другие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых не очень высок

Группа В

– малый риск

Металлопрокат, метизы, древесина, бумага, строймате-

риалы, трубы, уголь, руда, нефть, а также другие грузы, риск гибели, повреждения или кражи которых незначителен из-за их физических и естественных свойств

138

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 11.8, наиболее ти- пичные грузы (товары) подразделяются на три группы соответственно большей или меньшей опасности их перевозки в зависимости от ценности, прочности и громоздкости. Следует отметить, что при подобной класси- фикации в соответствующие группы сведены довольно разнородные грузы (товары).

В частности, это наглядно видно на примере группы А. В ее состав входят ценные грузы, которые сами по себе также разнородные. К ним обычно относят: слитки драгоценных металлов или изделия из них, драго- ценные камни или дорогостоящие ювелирные изделия, банкноты и моне- ты, облигации, платежные средства или ценные бумаги иного рода, ценные произведения искусства.

Следовательно, приведенные группы риска можно использовать толь-

ко для установления базисных или исходных ставок, подробнее ставки указаны в табл. 5.9, к которым следует применять надбавки и скидки в за- висимости от различных причин и обстоятельств. В частности, для объема ответственности страховщика имеют существенное значение те ограничи- тельные формулировки, которые в соответствии с условиями страхования включены в полис.

Из табл. 11.9 видим, что самым дорогим для страхования грузов явля- ется автомобильный транспорт. Так как риск гибели груза велик по срав- нению с другими видами транспорта.

Таблица 11.9

Страховые тарифы по видам транспорта и группам риска груза

Объем ответст-

венности

Вид транспор-

та

Группы риска груза

А

Б

В

Полная гибель

всего или части груза

Автомоб.

0,5

0,35

0,3

Железнод.

0,38

0,2

0,14

Мор., реч.

0,33

0,23

0.15

Воздушн.

0.3

0,21

0,13

Полная гибель и

повреждение всего или части груза

Автомоб.

0,65

0,45

0,35

Железнод.

0,43

0,28

0,2

Мор., реч.

1,1

0,5

0,25

Воздушн.

0,34

0,32

0,18

За все риски

Автомоб.

3,2

2.4

1,6

Железнод.

2,3

1,6

0,9

Мор., реч.

1,9

1.4

0,5

Воздушн.

1,2

0,7

0,35

139

Примечания:

1. При смешанном составе груза (из разных категорий риска) за основу при расчете принимается груз с наибольшей заявленной стоимостью.

2. Данные тарифы приведены при перевозках на дальность до 1000 км.

3. При увеличении дальности перевозки на расстояние свыше 1000 км вводится поправочный коэффициент равный 0,1% от величины тарифа за каждые последующие 1000 км пути.

По мнению транспортных страховщиков, около 70% зафиксированных убытков можно было бы предотвратить при проведении необходимых мер

по улучшению качества упаковки.

При анализе механических и климатических нагрузок, влияющих на перевозимые грузы, следует принимать во внимание ряд важных факторов,

оказывающих определенное влияние на сохранность груза:

1) место назначения груза;

2) путь от экспортера до получателя;

3) каким транспортным средством осуществляется доставка груза;

4) где осуществляется перевозка и какими средствами;

5) предполагается ли контейнерная отправка;

6) в каком месте судна размещается груз;

7) условия в порту назначения (время ожидания до разгрузки суд-

на);

8) заключительная транспортировка груза к месту назначения (до-

рожные условия);

9) условия разгрузки и перемещения грузов в пункте назначения;

10) условия складирования;

11) климатические условия при транспортировке и в пункте назна-

чения (влажность воздуха, температурные колебания и т. д.).

Только после получения четких ответов на поставленные вопросы можно приниматься за надлежащую упаковку перевозимых грузов, опре- делив наилучший для данного случая вид упаковки.

Упаковка обычно не влияет на возрастание стоимости перевозимых грузов, но порой существенно увеличивает непроизводственные расходы.

В то же время экономия на упаковке значительно повышает риск транс-

портных убытков, что обязывает упаковочные и экспедиторские организа-

ции обращать внимание отправителя на вероятные нагрузки на трассе и предлагать осуществлять упаковку надлежащим образом.

Для того чтобы выбрать упаковку, способную выдержать любое воз-

действие внешней среды на пути к получателю, очень важно знать нагруз-

ки, характерные для различных видов транспортировки.

При перевозке автотранспортными средствами действуют такие на-

грузки, как качание, тряска, вибрация, удары во время езды по плохим до-

рогам и булыжным мостовым, смещение груза от резкого торможения.

140

Экспедитор является связующим звеном в логистической цепи «кли- ент-экспедитор-перевозчик». Отечественный и зарубежный опыт показал, что экспедиторская служба в этой цепи является необходимым и достаточ- ным условием качественной доставки грузов и исключать это звено неце- лесообразно. Таким образом, с точки зрения страхования имеются: клиент, экспедитор, перевозчик.

Страхование экспедиторской ответственности при перевозках по тер- ритории России появилось сравнительно недавно. И далеко не у всех стра- ховых компаний имеется опыт подобного страхования. Вот почему многие страховые агенты или менеджеры по продажам услуг компаний- страховщиков часто плохо себе представляют, что означает страхование ответственности, подменяют страхование международных перевозок или страхование грузов, пусть даже они по сути весьма сходны со страховани- ем ответственности. Огромное желание заполучить экспедитора в качестве клиента с соответствующей выплатой единовременной страховой премии толкает представителей страховых компаний на любые обещания.

Особенно внимательным при выстраивании отношений со страховой компанией следует быть при составлении и заключении договоров добро-

вольного страхования гражданской ответственности экспедитора. Очевид-

но, что до того, как приступить к работе над договором, следует поинтере- соваться, а есть ли у компании лицензия на страхование экспедиторской ответственности. Некоторые компании, предлагая такой вид страховых ус- луг, не имеют специальной лицензии и либо пытаются предложить вместо нее лицензию на страхование грузов, либо получают ее уже после заклю- чения договора. Не всякий страховщик готов информировать о том, что именно этот вид страхования в данный момент невозможен.

Варианты договоров добровольного страхования гражданской ответ-

ственности экспедитора, предлагаемые различными страховыми компа- ниями, предусматривают страхование тех рисков, избежать которых экс- педитор заинтересован прежде всего. В частности:

• физической гибели или повреждения грузов в процессе перевозки;

• утраты груза или его части при транспортировке и временном хранении в результате кражи, грабежа, разбоя и других проти- воправных действий третьей стороны, пропажи транспортного средства;

• утери контейнера, принадлежащего третьему лицу, в том числе адресации контейнера в неизвестном направлении;

• неправильной адресации груза, а также выдачи груза неправо- мочному лицу представителями перевозчика при условии, что страхователь получил от грузовладельца и передал перевозчику

141

точный адрес доставки груза для нахождения адреса и иденти-

фикации грузополучателя.

В то же время, согласно страховому договору, событие не признается страховым случаем, если, в частности:

• претензия третьего лица (грузовладельца) связана с недостачей груза, если груз прибыл за неповрежденными пломбами грузо- отправителя и в автотранспортном средстве (контейнере) без следов вскрытия;

• предметом претензии явилось нарушение экспедитором порядка приема-сдачи груза;

• убытки, возникшие вследствие умышленных действий (бездей- ствия) страхователя, направленных на причинение вреда. При этом под умышленным вредом понимается совершение страхо- вателем определенного сознательного действия или бездействие, при котором с достаточно большой вероятностью ожидается на- ступление убытка.

Вопросы для обсуждения

1. Применение Правил толкования международных коммерческих терминов «ИНКОТЕРМС» для унификации обязанностей про- давца и покупателя по поставке товаров.

2. Классификация базисных условий поставки в соответствии с

«ИНКОТЕРМС-2000».

3. Краткое содержание базисных условий группы Е.

4. Краткое содержание базисных условий группы F.

5. Краткое содержание базисных условий группы C.

6. Краткое содержание базисных условий группы D.

7. Направления, по которым определяются обязанности продавца и покупателя по базисным условиям поставок «ИНКОТЕРМС-

2000».

8. Факторы, влияющие на выбор базиса поставки в конкретной сделке.

9. Применение коммерческой практики при выборе базисных усло-

вий поставки.

10. Регламентация условий перехода риска от продавца к покупателю по правилам Инкотермс 2000.

11. Ответственность перевозчика за ущерб и задержку груза при внутренних перевозках.

12. Ответственность перевозчика за ущерб и задержку груза в меж-

дународных перевозках.

142

13. Сущность страхования как метода снижения риска при транспор-

тировке.

14. Процедура страхования при внутригосударственной транспорти-

ровке.

15. Условия страхования грузов, используемых в международной практике.