logo search
Ломакин В

Западная Европа: особенности экономической политики (90-е гг.)

После устойчивого экономического развития в течение ряда десятилетий примерно с конца 1991 г. континентальная Западная Европа вступила в фазу экономического кризиса. Особенности его циклического характера проявились в уменьшении нормы накопления в ВВП, а жесткая монетарная политика с 1992 г. привела к сокращению инвестиций. В целом в странах Западной Европы сокращение капиталовложений в период кризиса составило 6%, однако по отдельным странам оно достигло значительных размеров: в Финляндии - 45%, в Швеции - 30%. С конца 1991 г. в ряде стран Западной Европы начало сокращаться промышленное производство и к 1993 г. в целом оно снизилось на 2,5%, особенно в западной части Германии - на 7,5%.

По данным ОЭСР в 1991-1992 гг. прирост ВВП Европы составил 1%, а в 1992-1993 гг. - 1,2%. Развитие ряда стран характеризуется значительной неоднородностью экономических показателей. Так, в Великобритании объем ВВП в 1990-1991 гг. снизился на 2,2%, в 1991-1992 гг. - на 1%, а в 1992-1993 гг. возрос на 1,3%. Однако даже общий прирост ВВП на 2% в 1993-1994 гг. позволил подняться объемам ВВП отдельных стран до уровня 1990 г. Абсолютное уменьшение ВВП Финляндии и Швеции в 1993 г. составило 2%, а по сравнению с 1990 г. ВВП этих стран сократился соответственно на 13 и 5%.

Малые темпы экономического роста стабильно сохраняются в Италии. В 1990-1991 гг. прирост ВВП составил 1,4%, 1991-1992 гг. - 1,2% и в 1992-1993 гг. - 8%. Динамично развивается Франция. По сравнению с другими странами ЕС, Франции в 90-е гг. свойственна политика жесткой экономии при поддержке высокотехнологичных отраслей промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Среди стран ЕС Франция занимает передовые позиции по показателям устойчивого роста ВВП. В 1990-1995 гг. прирост ВВП в целом составил 1,8%.

Приведенные диспропорции экономического развития Европы, с одной стороны, связаны с противоречиями в целом в мировой экономике и циклическим развитием отдельных стран. Основным звеном стагнации эксперты считают Германию как наиболее мощную и влиятельную силу в Европе. Надо сказать, что к концу 80-х гг. Германия отличалась высоким уровнем экономического развития среди государств ЕС. В 1990-1991 гг. началось объединение Германии, и уже со второй половины 1991 г. обозначился глубокий экономический кризис, который продолжился до конца 1992 г. В результате общий рост ВВП в 1992 г. составил всего около 1%, а по данным ОЭСР в 1992-1993 гг. - 1,2%. Следующий 1993 г. являлся переломным для Германии, наметился медленный рост основных показателей, хотя трансформация восточных земель еще далеко не закончена. Вопрос о том, сумеет ли Германия добиться интеграции экономики восточных земель в ближайшие годы или же ей предстоит постоянная борьба с высокой безработицей и дефицитом в государственном секторе, является причиной беспокойства всех европейцев. Трансформация земель бывшей ГДР оборачивается колоссальными государственными расходами (только в 1992 г. вложения в эти земли составили около 150 млрд марок).

Экономический кризис затронул не только производство, но и занятость. Если до 1991 г. численность рабочих мест в Западной Европе неуклонно росла примерно на 1% за последние три года, то в 1992 и 1993 г. сокращение занятости стало повсеместным и к концу 1993 г. в Западной Европе насчитывалось около 20 млн безработных (только в 1993 г. их число увеличилось на 2 млн чел.). Квота безработных в трудоспособном возрасте населения увеличилась в 1992 г. до 8,9%, а в 1993 г. - до 10,3%, в то время, как за 1990-1995 гг. уровень безработицы (в процентах от численности самодеятельного населения) составил в США - 5,9%, а в Японии - 2,4%. Таким образом, норма безработицы в западноевропейских странах почти в два раза превышает американский уровень и в 4 раза - японский. В области финансов и капитала появились также типичные черты циклического кризиса.

В фазу подъема экономика стран Западной Европы вступила в 1995 г., этот процесс продолжается и сейчас. В этой же фазе находились США, страны развивающегося мира и, прежде всего, новые индустриальные страны Азии, далее к этому процессу подключились страны Центральной и Восточной Европы, а также Япония. Внутренний валовой продукт Западной Европы увеличился в 1995 г. на 3,2%, в США - на 3%, а в Японии - на 1,7%. Главным стимулом экономического роста на сей раз выступает рост прибылей предприятия за счет модернизации производства и улучшения инвестиционного процесса.

Финансовая политика в фазе подъема нацелена на сокращение дефицита государственного бюджета за счет стимулирования приватизации и увеличения поступления налогов. Предполагалось, что к 2000 г. поступления в бюджет стран Западной Европы достигнут в 200 млрд долл. за счет приватизации.

Кроме того, для нынешнего экономического цикла характерно усиление роли государства как во внутренней экономической политике, так и на международной арене в рамках преодоления сложностей экономического развития. В новых условиях, НТП становится важнейшим фактором, включающим инвестиции в человеческие ресурсы, образование и науку. И как показывает практика, рынок не может сам по себе обеспечить оптимальное сочетание и отдачу таких факторов, как капитал и труд. Именно поэтому необходимо усиление роли государства в поощрении накопления капитала, развития инфраструктуры, расходов на НИОКР. Общественная отдача на инвестиции с участием государства намного выше, чем от частных капиталовложений. Известно, что страны с квалифицированной рабочей силой усваивают технику намного лучше, и наоборот, там где заметна нехватка инвестиций в человека и где преобладает физическая рабочая сила, реальная отдача и производительность труда намного ниже.

Нужно сказать, что социальное рыночное хозяйство - это по своей сути европейский вариант смешанной экономики, где доля госсектора и государственного регулирования традиционно выше, чем в США. Социальное рыночное хозяйство делает гражданское общество Европы более консолидированным и менее дифференцированным по уровню доходов, практически способствует достижению социального равенства. Такие тенденции оправдываются в процессе экономической интеграции, где все 15 европейских стран намерены соблюдать маастрихтские соглашения. На этом фоне приоритетом для государственного финансирования в странах Европы является не сфера НИОКР, как в США, а социальные программы. Поэтому в большинстве европейских стран (за исключением Германии) уровень расходов на НИОКР ниже 3% ВВП.

В целом, расходы на НИОКР в странах Западной Европы растут даже в условиях кризиса. Так, расходы немецких фирм на НИОКР увеличились с 3,8% в 1991 г. до 4,2% в кризисном 1993 г. В ведущих отраслях этот процент еще выше. Например, в электротехнике он составляет 7,4%, в химической промышленности - 7% и т. д. Пример Германии характерен для всех стран ЕС. На ее долю сейчас приходится 35% всех расходов на НИОКР членов ЕС. В настоящее время ряд западноевропейских стран имеет хорошо развитую научно-техническую базу в разных направлениях. Для преодоления технологического отставания в Западной Европе действуют совместные программы сотрудничества: "ЭСПРИТ" (в области электроники), "РАСЕ" (в сфере телекоммуникаций), "КУБЕ" (в биотехнологиях), "ЭВРИКА" (в научно-технических связях) и т. д.