logo search
Ломакин В

Тема VI.2. Главные направления экономических реформ постсоциалистических стран с целью приобщения к мировому хозяйству

Все бывшие социалистические страны стали перед очень сложной задачей - полноценного приобщения к мировому хозяйству. Сложности этого процесса связаны с недавним прошлым этих стран, которое определило специфический характер структуры их экономики, сделавший непригодными эффективное взаимодействие в мировом хозяйстве. Практически во всей системе здесь господствовал государственный сектор, была утяжелена структура промышленности, недоразвит агросектор, а в СССР, кроме всего прочего, экономика была перегружена сверхвысокими военными расходами. Подобное 100%-ное государственное управление и планирование делали неэффективными и непригодными полноценное общение с быстроразвивающимся мировым хозяйством. Это предопределило абсолютную необходимость целого комплекса реформаторских мер во всех странах так называемого социализма.

Общий вектор этих мер - маркетизация экономики через ее разгосударствление, структурную перестройку, либерализацию цен и финансовое оздоровление.

Первое направление движения постсоциалистических стран к мировому хозяйству - разгосударствление экономики. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор прямо или косвенно охватывал почти 100% экономики. Считалось, что государственная собственность идентична общественной собственности, а поскольку по социалистической доктрине экономической базой социализма объявлялась общественная собственность, практически полное огосударствление считалось нормой.

Государственный характер экономики означает всегда чрезмерную централизацию, а это ведет к уничтожению хозяйственной инициативы и соответственно тормозит экономику. Колхоз земля государственная, материально-техническая база принадлежит государству. Если бы колхоз был реальным собственником, то он сам должен был устанавливать цены на свою продукцию, но этого никогда не было, существовал полный контроль государства, а руководство формально выбирали колхозники, а официально присылал райком партии, - по сути дела государственная структура. Далее колхозу "сверху" всегда спускался план, навязывавший что производить и почем.

Для всех бывших социалистических стран характерно глубокое недоразвитие аграрного сектора, производства предметов потребления. В большинстве случаев сельское хозяйство испытывает острейший дефицит сопутствующих услуг и смежных секторов, как тех, что работают на него до начала земельного производства, так и тех, кто работает на него в заключительной стадии (транспортировка, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции). Кроме того, в самом широком смысле крайне недоразвита вся инфраструктура, включая транспорт, обучение, здравоохранение, торговые и бытовые услуги, организация досуга и т. д.

В развитых странах в этом секторе занято от 50 до 70% самостоятельного населения, в то время как в СССР - 22%, а в предреформенной России - примерно 25-30%. Решение этой проблемы заключается в поэтапном, но быстром развитии всех секторов сферы услуг, которая может оказаться главным источником капиталовложений.

Государственная собственность безусловно имеет право на существование, но должна быть существенно ограничена. Имеются некоторые расчеты, которые свидетельствуют, что когда государственный сектор в экономике превышает 15%, последняя не может быть эффективной.

Государство должно брать на себя роль регулятора в рамках проведения либеральной экономической политики, организации системы экономической помощи безработным, тем, кто пострадал в результате закрытия нерентабельных производств или сокращения штатов, урегулировании социальных конфликтов и т. д.

Чтобы сократить текущие расходы, каждое предприятие должно использовать ровно столько рабочих, сколько требуется для производственного процесса. Избыток рабочей силы на предприятиях (в условиях использования новых технологий) создает поток безработных.

Переход собственности в частные руки (физических и юридических лиц) развивает имущественные права. Однако все это требует мобилизации финансовых средств указанных лиц, чтобы в ходе приватизации наиболее важные предприятия не попали в руки иностранцев или под их контроль.

Основная цель перехода к рыночным отношениям заключается в восстановлении эффективности производства, без чего невозможно обеспечить потребности населения и включить страну в международное разделение труда. Для этого прежде всего необходимо выявить работоспособность всех субъектов хозяйствования и их готовность вкладывать свои капиталы в производство - это усиливает частную инициативу. Наличие собственника (частного), который заинтересован в успехе своей деятельности, повышает эффективность и конкурентоспособность, сохраняет контроль над средствами производства.

Второе направление - финансовое оздоровление и обуздание инфляции.

Во всех бывших социалистических странах наблюдается сложная финансовая ситуация, и это не случайность, а объективный результат так называемого социалистического хозяйствования. Подобное было неизбежно, так как бывшая социалистическая экономика, с одной стороны, производила мощные потоки денег, а с другой - не создавала достаточных источников их покрытия. Мощные потоки денег рождались в гипертрофированном военном комплексе, чрезмерном капитальном строительстве, но во всех этих сферах не создавались источники покрытия денег. Такие источники создавались в самых слабых секторах экономики: сельском хозяйстве, промышленности группы В и сфере услуг, продукция которых не отвечала требованиям ни по выполненному объему, ни по качеству.

Поэтому финансовый кризис к переходному периоду был уже предопределен, т. е. он стал неизбежным.

Очень тесно к проблеме финансового оздоровления примыкает проблема либерализации цен.

Свободные цены - один из главных фундаментальных принципов рыночного хозяйства. Свободное ценообразование - необходимое условие нормальной рыночной конкуренции. Свободные цены означают, что производители товаров могут устанавливать их только исходя из конъюнктуры рынка. Они же определяют объемы производимых товаров и услуг при свободном выборе поставщиков и клиентов.

Во всех бывших социалистических странах осуществлена либерализация цен. Эта реформа - одна из самых болезненных рыночных реформ, она имеет и исключительную политическую остроту.

Единовременное объявление свободных цен при отсутствии товарных потоков на потребительском рынке (это произошло почти во всех социалистических странах) вызвало гиперинфляцию. Сокращение дефицита госбюджета через налоговое реформирование должно обеспечить взыскание реального налога на доходы.

Открытие национальных границ для экспорта и импорта товаров, услуг и капитала представляет собой еще один элемент перехода к рыночной экономике.

Это предполагает на начальном этапе снижение реального обменного курса национальной валюты, чтобы стимулировать экспорт и ограничить импорт.

Специфика переходной экономики связана с тем, что здесь присутствуют элементы и механизмы обоих типов. В практике существуют две альтернативы экономических реформ: радикальные (быстрые) реформы - "шоковая терапия", через которую прошли Россия, Польша и др., и постепенного эволюционного перехода - Китай, Венгрия. В целом программа "шоковой терапии" разработана специалистами МВФ и МБРР и предлагает следующий пакет мер, рассчитанных на 10-15 лет:

1. Макроэкономическая стабилизация - ужесточение налоговой и кредитной политики, ликвидация "избыточной" денежной массы.

2. Либерализация экономики - реформа внутренних цен, либерализация внешней торговли, система распределения ресурсов, зарплаты, рынка труда, финансов.

3. Либерализация предпринимательской деятельности - приватизация, структурная перестройка, развитие различных форм собственности.

4. Пересмотр роли государства.

Реформирование экономики в странах Восточной Европы и России первоначально базировалось в основном на реализации концепции "шоковой терапии", подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализации цен, создания многообразия форм собственности, расширения прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макрои микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

Политическая трансформация стран Восточной Европы, новых государств Евразии, соответственно и экономические перемены оказали определенное воздействие на ситуацию в мировой экономике. Специалисты ОЭСР высказали серьезную озабоченность положением дел в этом регионе.

Кризис в странах Восточной Европы, разрыв экономических связей между новыми государствами бывшего Союза, способствовал еще большему сокращению объемов производства, ослаблению процесса стабилизации национальных экономик. В целом все это, в условиях нарастающего недовольства населения, способно тормозить проводимые экономические реформы.

По мнению специалистов ОЭСР и МВФ большую положительную роль может сыграть представление этим государствам крупных коммерческих кредитов западными партнерами. Однако в нынешних условиях внешние кредиты (даже на самых выгодных условиях) вряд ли решат внутренние проблемы стран бывшего Союза и прибалтийских государств, если они сами не найдут пути для остановки спада производства, его стабилизации и дальнейшего роста. Это также мнение международных экспертов, с чем трудно не согласиться *1. На первых порах говорили, что это вопрос спорный, но практика показывает правильность постановки такого вопроса.

_____

*1 Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М.: ИНСАН. - 1994. - С. 34.

Независимо от того, как будет решаться валютная проблема, администрация МВФ с начала реформ советует странам СНГ и другим государствам сохранить единое торгово-экономическое пространство, ввести на определенный срок единый тариф на импорт потребительских товаров, что пока на первых порах игнорировалось реформаторами СНГ, в том числе и России. Эксперты МВФ высказываются также в пользу образования платежного союза СНГ.

В относительно лучшем положении находились государства Центральной и Восточной Европы. Несмотря на серьезные трудности, экономические реформы здесь дают положительные результаты. Наиболее благоприятная ситуация сложилась в Венгрии, где темпы роста ВВП в 1993 г. составили 3%. В Чехии и Словакии - иначе: во втором полугодии 1992 г. ВВП сократился на 5%, далее в 1993 г. прогнозируется стабилизация. Застой, падение производства и торговли в течение 1991-1992 гг. характерны для Польши. Близится к стабилизации экономическое положение Болгарии и Румынии, о чем свидетельствуют показатели - сокращение ВВП во втором полугодии 1992 г. было на уровне 8%, а в 1993 г. - некоторое улучшение: снижение падения ВВП до 2% (см. табл. 34).

Таблица 34