logo search
Ломакин В

VI.1.1. Последствия распада Совета экономической взаимопомощи для системы мировой экономики и международных отношений

После распада СЭВ в 1990 г., с одной стороны, сложилась неоднозначная ситуация в том секторе мировой экономики и мировых экономических отношений (МЭО), который охватывал бывшие страны-участницы, с другой - определенная эйфория (в течение короткого времени) по поводу падения этих "оков". Ожидали, что расширившиеся возможности контактирования с Западом принесут существенные результаты в виде помощи, инвестиций, кредитов. Однако этого не произошло. К тому времени только Венгрия получила более или менее существенный приток новых инвестиций, все остальные страны испытывали острый голод на финансовые ресурсы. Источников покрытия этих потребностей не было. Западные инвесторы не считали Восточную Европу привлекательной сферой приложения капитала. Все восточно-европейские страны переживали в этот период тяжелый экономический кризис, который выражался в их неплатежеспособности, нестабильности политической ситуации, да к тому же их валюта была неконвертируемой. Во всех странах отсутствовала развитая правовая база, позволяющая свободно инвестировать западным предпринимателям. К началу реформ во многих случаях западным инвестициям препятствовал своеобразный престиж этих обществ, где обширные слои населения отвергали активное привлечение иностранного капитала. Потребуется достаточно продолжительный период, за время которого эти страны должны будут обеспечить политическую стабильность, начать выход из экономического кризиса, принять действенные законы, привлекающие иностранный капитал. На этом фоне, бывшие экономики стран СЭВ оказались неготовыми к функционированию, их структуры остались прежними и без радикальных изменений, экономический потенциал этих стран лишь в малой степени отвечал потребностям западного рынка.

Таким образом, на какой-то срок, который можно назвать переходным, эти страны (страны бывшего СЭВ) обречены на достаточно обширные контакты только друг с другом.

В связи с распадом СЭВ минусов для мировой экономики и в особенности для МЭО, много, плюс же один - снятие определенной напряженности в отношениях между странами.

В целом для системы МЭО распад СЭВ имел неоднозначные последствия. В долгосрочном плане эти последствия можно оценить со знаком "плюс", в краткосрочном - "минус". В первом случае следует оценить то обстоятельство, что снялась известная конфронтационность в рамках МЭО между СЭВ и остальным мировым хозяйством. Однако все остальные положительные последствия этого явления видимо заметно проявятся только в будущем.

Отрицательные последствия распада СЭВ для МЭО сводятся к следующему:

1. Для самих стран-участниц распад этой организации обернулся глубоким экономическим кризисом, большими потерями. Обвальная, катастрофическая ликвидация СЭВ застала эти страны врасплох, они оказались абсолютно не готовыми функционировать в новых условиях.

2. В мировом экспорте и импорте образовалась брешь, поскольку эти страны сократили свой экспорт и импорт.

3. Все эти страны предприняли неудачные попытки резкого поворота к контактам с развитой западной экономикой; за малым исключением из этого ничего не получилось.

4. Резко осложнилась мировая проблема задолженности. Эти страны оказались неплатежеспособными, попросили об отсрочках выплаты долгов, а некоторые даже о прощении этих долгов, это отрицательно сказалось на международных финансово-кредитных отношениях.

5. Обострилась проблема миграции рабочей силы. Из всех стран бывшего СЭВ двинулась крупная волна мигрантов в поисках работы в развитых странах. Эта волна была настолько мощна, что все западные страны экстренно разработали ограничительные меры, препятствующие неконтролируемому притоку дешевой рабочей силы из СНГ и стран Восточной Европы. Налицо серьезная угроза стабильности мирового рынка труда. Рабочие из бывших социалис-тических стран готовы работать за 200-300 долл. в месяц.

Есть еще одно исключительно важное событие для международных экономических отношений - это распад СССР, в связи с которым:

- из системы МЭО исчез огромный субъект с довольно большим экспортным потенциалом и огромной задолженностью внешнему миру;

- на месте этого субъекта появилось полтора десятка государств, экономика которых оказалась в кризисе;

- усложнилась проблема с задолженностью. Основная масса бывших республик Союза делегировала России свои права по пассиву и активу, этого не сделала только Украина: здесь были приведены расчеты - кому сколько должны, и вышло: России - 60%, Украине - 16%;

- острый характер приобрела здесь и миграция рабочей силы внутри нового сектора - в рамках СНГ. Она имеет специфический характер в виде беженцев и вынужденных переселенцев.