1) Нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
2) вмешательства России во внутригрузинские конфликты (признание независимости Южной Осетии и Абхазии);
3) использования зависимости Запада от российских энергоносителей в политических целях, повышения энергобезопасности Запада путем
снижения рисков недобросовестного поведения стран-транзитеров
(Российско-украинский газовый кризис 2008-2009 гг.);
4) взимания Россией компенсационных выплат с европейских авиакомпаний за использование ими беспосадочного
транссибирского маршрута.
Становится актуальной задача разработки совместной торговой стра- тегии, основанной на понимании того, что устойчивый рост торговли ме- жду Россией и ЕС возможен только при условии изменения ее структуры, особенно структуры российского экспорта, в котором будет постепенно увеличиваться доля промышленной продукции. Соответственно важней- шим назначением западноевропейских инвестиций становится содействие структурной перестройке российской промышленности, в том числе ее адаптации к условиям и требованиям европейского рынка. Ключом к реа- лизации этой стратегии служит вступление России в ВТО, что станет ша- гом к преодолению дискриминации России на мировом рынке, а следова- тельно, к созданию условий для построения региональных и двусторонних альянсов. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируе- мую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как ре- жим наибольшего благоприятствования и национальный режим для рос- сийских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних на- логов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фи- тосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного ис- пользования других торгово-политических средств, включая квотирова- ние, антидемпинговые и компенсационные меры. Все эти преимущества в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хо- зяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торго- во-политической изоляции. Присоединяясь к ВТО, Россию ожидают оче- видные экономические потери: снижение уровня конкурентоспособности российских производителей в результате значительного снижения тари- фов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок; сокращение поступлений в федеральный бюджет в результате снижения импортных пошлин (повышение акцизов, НДС и других внут- ренних налогов); затруднение продвижения России по пути интеграции со
16
странами СНГ и внутри Таможенного союза; существенное ограничение возможности государства в области государственного регулирования ВЭД; негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финан- совый сектор. Так или иначе, вопрос о присоединении России к ВТО по- прежнему остается открытым.
В целях дальнейшей интеграции России в Европу необходимо рас-
ширять участие России в решении общеевропейских проблем и осуществ- лении общеевропейских программ в таких областях сотрудничества, как энергетика и трансевропейские сети нефтегазопроводов (проекты «Север- ный поток» по дну Балтийского моря и «Южный поток» по дну Черного моря); ядерная энергетика и ядерная безопасность; трансевропейские транспортные коридоры с выходом в Россию и перспективой создания сквозных магистралей Европа-Азия; общеевропейские или коммунитар- ные программы развития науки и технологии; такого же рода программы сотрудничества университетов в подготовке высококвалифицированных специалистов; защита и оздоровление окружающей среды; борьба с эко- номической преступностью и т. д.
ЕврАзЭС начинался в 1992 г. с Таможенного союза (Казахстан и Россия), образованного для снижения таможенных барьеров, который в 2000 г. был преобразован в сообщество пяти стран СНГ (Белоруссия, Казах- стан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Сегодня перед ЕврАзЭС стоит за- дача формирования общих внешних таможенных границ, выработки еди- ной внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляю- щих функционирования общего рынка. В 2003 г. президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали соглашение о формирова- нии ЕЭП, объединяющего таможенные территории государств- участников, на котором функционируют механизмы регулирования эко- номик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валют- но-финансовая политика. В рамках ЕврАзЭС подписаны Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Соглашение об основопола- гающих принципах валютной политики, Соглашение об основах гармони- зации технических регламентов, Соглашение о создании информационной системы в области технического регулирования, санитарных и фитосани- тарных мер, Соглашение о формировании общей системы информацион- ного обеспечения энергетического рынка государств-членов ЕврАзЭС. 22 апреля 2009 года в Москве на 44-м заседании Интеграционного Комитета ЕврАзЭС были рассмотрены вопросы, связанные с формированием Тамо- женного союза в рамках ЕврАзЭС, проекты Договора о зоне свободной торговли, Соглашения о единых подходах к применению информацион- ных технологий в деятельности таможенных служб государств-членов
17
ЕврАзЭС, Соглашения о единых принципах информационного взаимо- действия таможенных служб государств-членов ЕврАзЭС, Перечня ос- новных направлений взаимодействия ЕврАзЭС и Организации Договора о коллективной безопасности и другие проекты. Торгово-экономические отношения с государствами СНГ являются стратегическим направлением во внешнеэкономических связях РФ.
АТЭС имеет своей целью создание к 2020 г. в Азиатско- тихоокеанском регионе (АТР) системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. С самого начала своего участия в АТЭС Россия ставила на ключевое место технологический потенциал в сфере промышленности, энергетики и транспорта. В силу своего геогра- фического положения (уникального потенциала транзитной территории) и ресурсных позиций (сырьевых, технологических и интеллектуальных) Россия готова играть одну из ключевых ролей в формировании новой транспортной и энергетической архитектуры в АТР с опорой на инвести- ционные возможности международных партнеров. Речь идет о грузопото- ках между двумя мощными центрами мировой экономики: тихоокеанским и европейским, – которые будут напрямую влиять на ускоренное развитие регионов, через которые пройдут эти потоки. В настоящее время по ини- циативе России реализуется проект по горнодобывающей промышленно- сти. Минэкономразвития России планирует инициировать до пяти новых проектов с частичным финансированием за счет средств АТЭС в 2010 г. Кроме того, АТЭС предоставляет широкие возможности для сотрудниче- ства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, развития ма- лого и среднего предпринимательства, инновационных технологий, а так- же для продвижения российских концептуальных разработок, методик, конкретных продуктов, образцов техники и оборудования. Участие в АТЭС – один из неоспоримых и долгосрочных приоритетов внешнеполи- тической и внешнеэкономической линии России в АТР, целью которой является содействие хозяйственному и социальному развитию России, прежде всего районов Сибири и Дальнего Востока.
В целом место и роль России в мировой экономике в будущем будет определяться, главным образом, общим уровнем экономического развития
страны, реальными результатами проводимой экономической реформы,
кардинальным обновлением структуры общественного производства, раз-
витием экспортного потенциала.
Однако финансовый кризис, обозначившийся в США летом 2007 го- да проблемами на рынке жилья, в 2008 году принял глобальный характер, приведя к краху ведущих финансовых учреждений, стремительному паде- нию на фондовых рынках во всем мире и замораживанию кредитов. Эти финансовые проблемы вызвали полномасштабный экономический кризис со спадом производства в наиболее развитых странах и быстро ухудшаю-
18
щейся перспективой для бурно развивающихся стран, включая Россию. Ситуация потребовала принятия глобальных антикризисных мер от всех участников мировой экономики. Этим проблемам были посвящены по- следние саммиты Большой Восьмерки (Group of Eight, G8 – Международ- ный клуб, неофициальный форум лидеров ведущих индустриально разви- тых демократических государств мира: США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Канада, Италия) и Большой Двадцатки (Group of Twenty, G20 – Неофициальный форум лидеров ведущих экономических держав мира и представителей основных международных организаций: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Евросоюз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония.), в кото- рых Россия выступила полноправным членом мирового экономического сообщества со своими инициативами, что уже само по себе признание России в качестве одного из ведущих игроков на международной полити- ческой и экономической арене. Если G20 окажется жизнеспособной, то это будет не просто механическое расширение с восьми до двадцати чле- нов – изменится сама суть элитного мирового клуба. В G20 появится весьма влиятельная «оппозиция», с которой придется считаться странам
«золотого миллиарда» (Метафора, описывающая неравенство в потребле- нии ресурсов и уровне жизни между населением развитых стран (США, Канады, Западной Европы, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Израиля)
– приблизительно 1 млрд человек – и населением всего остального мира –
примерно 5,7 млрд), и это станет первым шагом в сторону многополярно- го мира после гегемонии США в качестве экономической сверхдержавы. Изменение глобальной конъюнктуры под влиянием международных инте- грационных процессов предоставляет новые перспективы участия России в мировой экономике.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и интернационализация хозяйственной жизни.
2. Международная экономическая интеграция: понятие, сущностное содержание.
3. Интеграция страны в мировую экономику: понятие, цели.
4. Участие России в международном обмене.
5. Участие России в международном разделении труда.
6. Участие России в международной кооперации.
7. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности России.
8. Стратегия развития торговых отношений России и Евросоюза.
9. Претензии России к Евросоюзу и претензии Евросоюза к России.
19
- Isbn 978-5-7310-2505-8
- Оглавление
- Глава 1. Интеграция России в систему международных
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права ............................................................................................... 30
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров ...................................................... 38
- Глава 5. Международная торговая сделка................................................. 46
- Глава 6. Экспортные и импортные операции. .......................................... 50
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли............. 59
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли............ 84
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении
- Введение
- Глава 1. Интеграция России в систему международных экономических отношений
- 1) Нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
- 10. Торгово-экономические отношения России с государствами снг.
- Глава 2. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации
- 2.1. Методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
- 2.2. Тарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.3. Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности
- 2.4. Финансово-правовые источники регулирования внешнеторговой деятельности в рф
- Глава 3. Международные правовые нормы в сфере унификации торгового права
- Глава 4. Особенности правового регулирования договоров международной купли-продажи товаров
- 7. Использование в практике международной торговли инко-
- 8. Особенности регулирования внешнеторговых сделок с государст-
- Глава 5. Международная торговая сделка
- 5.1. Понятие международной торговой сделки
- 5.2. Классификация внешнеторговых операций
- Классификация внешнеторговых операций по основным критериям торговли
- Глава 6. Экспортные и импортные операции
- 6.1. Экспортные операции
- 6.2. Импортные операции
- 6.3. Реэкспорт и реимпорт
- 6.4. Логистический аспект операций
- 6.5. Регулирование экспортных и импортных операций
- Глава 7. Виды внешнеторговых операций по формам торговли
- 7.1. Встречная торговля
- 7.2. Компенсационные сделки на коммерческой основе
- 7.2.1. Встречные закупки (counter puchase) (встречные поставки, параллельные сделки)
- Встречные закупки
- Платежи по контракту 2
- 7.2.2. Бартерные операции
- Ры существенно отличаются от мировых цен
- 7. Бартер предполагает более устойчивую связь между партнерами в
- 8. Часто бартер дает возможность преодолеть тарифные барьеры и ог-
- 7.2.3. Сделки с частичной или полной товарной компенсацией
- Товарные потоки
- Платежи
- Обмен между фирмами двух стран перечня- ми товаров, предлагаемых для экспорта
- 1. Обмен между фирмами двух стран перечнями товаров, которые они хотели бы приобрести, и товаров, предлагаемых в качестве компен-
- 7.2.4. Авансовые закупки (advance purchase)
- 7.4. Операции на давальческом сырье (толлинг)
- 7.5. Выкуп устаревшей (бывшей в употреблении) продукции
- Вопросы для обсуждения
- Глава 8. Виды внешнеторговых операций по методам торговли
- 8.1. Метод прямых продаж
- 8.2. Косвенные методы торговли
- 8.3. Товарные биржи
- 8.4. Аукционная торговля.
- 8.5. Международные торги (тендеры)
- Глава 9. Виды внешнеторговых операций по степени готовности товара
- 9.1. Готовая продукция
- 9.2. Разрозненное и комплектное оборудование
- Глава 10. Классификация внешнеторговых операций по видам товаров и услуг
- 10.1. Внешнеторговые операции по видам товаров
- 10.2. Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.
- 10.3. Торговля товарными знаками
- 10.4. Франчайзинг
- 10.5. Услуги в международной торговле
- Глава 11. Базисные условия поставки и страхование в международной торговле
- 11.1. Применение базисных условий поставки при заключении договора международной купли-продажи товаров
- 11.2. Страховая защита грузоперевозок
- 16. Особенности страхования экспедиторской ответственности.
- Глава 12. Правовые аспекты договора международной купли-продажи товаров
- 12.1. Понятие и сущность внешнеторгового договора международной купли-продажи товаров
- 12.2. Процедура заключения договора международной купли-продажи товаров
- 12.3. Форма договора международной купли-продажи товаров
- 12.4. Примерные условия договора
- 12.5. Нотариальное удостоверение договора
- Глава 13. Сущность регламентации заключения и исполнения договоров международной купли-продажи товаров
- 13.1. Основные реквизиты договора купли-продажи
- 13.2. Обязанности и права сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.3. Ответственность сторон договора международной купли-продажи товаров
- 13.4. Правовое регулирование прекращения договора международной купли-продажи товаров
- Глава 14. Анализ совершаемых ошибок при заключении и исполнении договоров международной купли-продажи товаров