logo search
Ломакин В

Макроэкономические показатели латиноамериканских нис за 1990-2000 гг.

#G0Регион, страна

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Удельный вес реального ВВП, %

Латинская Америка

В том числе

4,86

5,00

4,97

4,94

4,90

4,86

4,83

Бразилия

1,71

1,70

1,67

1,65

1,62

1,59

1,57

Аргентина

0,74

0,94

0,97

0,99

1,01

1,03

1,05

Мексика

1,96

1,96

1,92

1,89

1,86

1,83

1,80

Реальный ВВП на душу населения, долл./чел. ППС 1993 г.

Латинская Америка В том числе

4533

4909

5013

5188

5370

5558

5752

Бразилия

5342

5600

5705

5853

6005

6162

6322

Аргентина

6661

9105

9695

10325

10996

11711

12472

Мексика

6733

6985

7033

7209

7389

7574

7763

Примечание. Таблица составлена по материалам: Малышева В., Ларина А. Россия и мир: тренды экономического роста // Вопросы экономики. - 1997. - N 4. - С. 84-98.

Бразилия - самое крупное государство Южной Америки. За последнее десятилетие добилась больших успехов в создании современного промышленного производства, превратившись из аграрной в индустриально-аграрную страну. В структуре экономики на долю промышленности приходится более 40% ВВП, сельского хозяйства - 10%, доля сферы услуг более 50%.

Бразилия, с общим объемом ВВП более 1020 млрд долл. (по ППС 1997 г.) вошла в "десятку" экономически развитых стран мира и, в соответствии с классификацией ООН, отнесена к новым индустриальным странам. Обладая достаточно разнообразным ресурсным потенциалом (ископаемое сырье: железная руда, марганец, бокситы, драгоценные металлы, нефть), экономическая программа Бразилии нацелена полномасштабно и эффективно использовать внутренние резервы, усилить ориентацию на мировой рынок.

Наиболее развитой отраслью экономики страны является машиностроение и металлообработка. Одним из приоритетных направлений экономической стратегии является производство электронно-вычислительных машин и техники. Национальные предприятия Бразилии обеспечивают более 50% внутренних потребностей в средствах информатики (для сравнения, в 50-60-х гг. бразильская экономика почти полностью зависела от закупок иностранной технологии).

Одним из приоритетных направлений экономической модели Бразилии (в 90-е гг.) стало снижение роли государства и расширение внешнеэкономической сферы. Средние торговые тарифы за 90-е гг. были снижены с 50% в 1990 г. до 14% в 1995 г. (в 1985 г. более 100%). Произошли изменения в товарной структуре экспорта, в частности, увеличилась доля машин и инструментов до 6,7%, т. е. основа экспорта Бразилии - готовая продукция, товары полного цикла.

Финансовая стабилизация и привлекательная стратегия внешнеэкономической деятельности привели к усилению инвестиционных потоков. К концу 90-х гг. только прямые иностранные инвестиции увеличились в 1,5 раза по сравнению с началом десятилетия. Главными инвесторами являются крупные американские ТНК (более 30% прямых капиталовложений), германские - около 15%, японские - 10%. Обширный внутренний рынок Бразилии, благоприятное сочетание природных ресурсов и дешевой рабочей силы усиливают интерес зарубежных инвесторов.

Основными торговыми партнерами Бразилии являются страны Евросоюза. После подписания соглашения об экономическом сотрудничестве между "Меркосур" и ЕС (1995 г.), общий объем товарооборота резко возрос и составил 27% к 1998 г., с государствами Латинской Америки - 21%, США - 2%, странами Азии - 15%.

Мексика - одна из крупных латиноамериканских стран, которая выбралась из полосы социально-экономических и политических потрясений 80-х гг. и в 90-х гг. ее экономика пошла в гору. За первые годы реформирования получены ощутимые результаты по основным макроэкономическим параметрам, при этом ВВП страны только за 1991-1993 гг. увеличился на 7,2%, тогда как за десять лет 80-х гг. он возрос только на 17,9%. Уровень инфляции, достигший в 1987 г. 159%, в 1994 г. составил чуть больше 7%. Рост производства в сельскохозяйственном секторе составил 2%, в промышленности - 4,1, сфере услуг - 3,6%, строительстве - 6,4%. В эти годы впервые государственный бюджет был сведен с положительным сальдо.

По степени вовлеченности в мирохозяйственные связи Мексика значительно опережает другие латиноамериканские страны, в том числе и НИС. Доля Мексики в мировом товарообороте развивающихся стран составила в 1998 г. 2,17% от общего объема по РС - 27,84%, тогда как доля Аргентины - 0,47%, а таких крупных стран, как Индия - 0,61%, Турция - 0,48%. В структуре товарооборота на экспорт промышленных изделий в Мексике приходится 2,48%, на эти же страны соответственно - 0,21; 0,64; 0,51% (А. Эльянов).

Главные направления экономических реформ Мексики демонтаж прежней экономической системы через разгосударствление и приватизацию прежде всего убыточных предприятий. В программу приватизации были включены крупнейшие предприятия горнорудной промышленности (например, компания "Минера де Кананен" - основное предприятие по добыче меди в стране и пятое в мире), черной металлургии, авиации, связи и крупных банков. Только за 1991 г. выручка от приватизации составила 10,6 млрд долл., что эквивалентно 5,1% ВВП и 17% всех бюджетных поступлений.

Если в 1982 г. число государственных предприятий было 1157, то в 1992 г. их осталось только 247, а в настоящее время этот процесс практически завершен. Приватизированы такие крупные компании, как телекомпания "Тельмекс", авиатранспортные компании - "Мехикана" и "Аэромехико", предприятия черной металлургии и 18 банков.

О масштабах этого процесса можно сказать следующим образом: шесть крупнейших стран Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу только за 1990-1992 гг. приватизации получили в целом 40 млрд долл., из них 22 млрд, или более 50%, пришлось на Мексику *1.

_____

*1 Шеременьев И. Мексика. Неолиберальная модель реформирования // МЭ и МО. - 1998. - N 8. - C. 80-85.

Все это сыграло свою положительную роль в стабилизации валютно-финансового положения страны и развитии фондового рынка. Приостановлена гиперинфляция. Дефицит государственного бюджета, составляющий 16% ВВП в 1987 г., превратился в активное сальдо (разница между доходом и расходом) в размере 0,4%. Последнее явилось толчком для поступлений прямых и портфельных инвестиций в экономику страны.

Сегодня по общему уровню экономического развития Мексика значительно опережает другие стран Латинской Америки, и вместе с Бразилией и Аргентиной образует "большую тройку" латиноамериканских индустриальных лидеров. На долю Мексики приходится 23% регионального ВВП и 25% промышленного производства государств Латинской Америки.

Основным стержнем экономического роста является обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится около 24% ВВП. Так называемый сектор "микилодорас" объединяет производство автомобилей, электробытовой техники, аппаратуры и занимает доминирующие позиции с экспортной ориентацией. Идет процесс модернизации экспорта. Экспорт нефти 10 лет назад составлял 70%, а в 1998 г. эта цифра упала до 25%. Произошли существенные сдвиги в балансе торговых операций. Если в 1980 г. сальдо торгового баланса Мексики было отрицательным, то в последующие годы оно трансформировалось в положительное, и уже к 1995 г. составило 6,9 млрд долл. При этом показатели экспорта росли от 29,3 млрд долл. в 1980 г. до 79,6 млрд долл. в 1995 г., а импорта от 37,4 до 72,7 млрд долл. - за этот же период.

По темпам развития экспортного производства Мексика значительно опережает другие латиноамериканские страны. Так, в 1998 г. экспорт страны в стоимостном выражении увеличился более чем в 3 раза по сравнению с началом 1990 г., тогда как по латиноамериканскому региону в целом - примерно в 2 раза. Товары обрабатывающей промышленности составляют 85% мексиканского экспорта. Большая часть мексиканского экспорта (до 87%) приходится на США и Канаду, более 4% - на страны ЕС, около 4% - на государства латиноамериканской ассоциации интеграции и 2% - на страны АТР.

Активная позиция государства наблюдается в модернизации сельскохозяйственного сектора. Это прежде всего повышение рентабельности сельскохозяйственного производства, государственная помощь в создании промышленных предприятий в сельской местности для переработки сырья, поддержка в организации сбыта сельскохозяйственной продукции, получении инвестиционных кредитов и т. д.

Одной из причин высокого развития Мексики является ее интеграция с США и Канадой. Первые шаги по пути интеграции были сделаны в 1986 г., когда Мексика вступила в ГАТТ. В этот период началась и быстрая индустриализация Мексики. Она практически открыла границы на свой рынок для американских и канадских фирм. Договор предусматривает 15-летний переходный период модернизации экономики на базе использования передового опыта и технологий.

Большое значение для региональной интеграции и модернизации Мексики имеет соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании "общеконтинентального рынка". С этим процессом связаны радикальные изменения в структуре экономики Мексики, т. е. страна с крупными долгами становится регионом вложения крупных иностранных инвестиций. Для американских бизнесменов Мексика становится все более выгодной страной. По подсчетам, только за 2-3 года в Мексику вернулось от 15 до 20 млрд долл. в результате интеграционных процессов.

Вслед за Бразилией и Мексикой по модели интенсивного развития идет Аргентина, занимающая третье место в Латинской Америке по объемам реального ВВП - 436,9 млрд долл. (в ППС 1993 г.), а по объему ВВП на душу населения и темпам его прироста - ведущее место в регионе.

В 90-е гг. правительство Аргентины проводило курс по оздоровлению экономики. Это типичная модель становления экспортно-ориентированной экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Важнейшими элементами оздоровления являются приватизация предприятий госсектора жесткий бюджетный контроль, либерализация внешнеэкономической деятельности через открытие внутреннего рынка для конкуренции иностранных компаний, новый режим налоговой политики.

После долгих лет стагнации Аргентине в 1991 году удалось изменить ход экономического развития, и за период 1991-2000 гг. ее ВВП вырос почти в 2,5 раза и в 2000 г. составил 436,9 млрд долл.

Переход к рыночным механизмам позволил оживить промышленное производство. Устойчивое развитие наблюдается в экспортных отраслях (химическая промышленность, металлургия - производство чугуна и стали, пищевая промышленность). Их удельный вес в структуре аргентинской обрабатывающей промышленности в настоящее время составляет 1/3 совокупного промышленного производства. Раньше чем в других латиноамериканских странах здесь были созданы отрасли, связанные с современными технологиями.

Продукция сельского хозяйства (зерновые, говядина, шерсть) составляет 70% экспорта страны, что дает более 75% валютных поступлений. Основными торговыми партнерами являются США, Япония, Бразилия, страны Западной Европы.

Среди других латиноамериканских государств, по мнению западных экономистов, в наилучшем положении для выхода из отсталости и нищеты находится Чили. Здесь были начаты первые крупные экономические реформы на континенте.

Нужно сказать, что в Чили была практически реализована неолиберальная теория американского экономиста, лауреата Нобелевской премии М. Фридмена, основанная на шоковой терапии как единственно возможной мере предотвращения коллапса.

За рекордно короткое время молодыми специалистами ("чикагские мальчики") была разработана программа перехода к шоковой терапии и "План оздоровления экономики", в основу которого были положены:

- либерализация внешней торговли и стимулирование экспорта;

- финансовая приватизация - либеральный режим ввоза и вывоза капитала. При этом преимущество было отдано притоку в страну долгосрочных капиталов в виде прямых инвестиций;

- всеобщая либерализация, вплоть до инфраструктуры;

- налоговая реформа через унификацию налоговых ставок и жесткой борьбы с неплательщиками налогов.

За счет приватизации и налоговых поступлений за короткое время ликвидирован бюджетный дефицит, в том числе благодаря упорядочения государственных доходов и расходов.

Следует подчеркнуть, что на всех этапах реализации принятой программы главенствовали абсолютная законность и правопорядок, ответственность на всех уровнях. Все ключевые посты министров и правительства Пиночетом были заняты молодыми специалистами (аспирантами Чикагского университета).

В 1995 г. индекс экономического роста Чили составил 9,7%. Большинство предприятий было приватизировано еще в период 80-х гг. и к 1995 г. промышленный экспорт увеличился до 42%. Иностранные инвестиции в экономику Чили увеличились на 22%. Главным толчком экономического развития Чили являются общедемократические тенденции развития общества. За последние два десятилетия ВВП увеличился более чем в 2 раза и в 1995 г. достиг 39 млрд долл. Темпы инфляции снизились с 18,7% в 1991 г. до 12,7% в 1992 г. и 5,5% - в 1995 г. Растут объемы чилийского экспорта, сокращается безработица. Правительственный бюджет имеет положительное сальдо. Чили - отдаленная, технологически отсталая страна с огромной внешней задолженностью - просто выбрала экономически приемлемую модель.

Общие тенденции развития НИС. Резюмируя глобальные и региональные особенности социально-экономического развития латиноамериканских НИС и государств Юго-восточной Азии, необходимо отметить, что здесь протекают процессы, характерные для стран с развитой рыночной экономикой: концентрация производства и капитала, слияние промышленного и банковского капитала, образование международных монополий, не уступающих ТНК.

Новые индустриальные страны имеют активные позиции в международном разделении труда, в борьбе за рынки сбыта. Наиболее выражены две основные тенденции:

- интенсивное развитие за счет оптимального взаимодействия внутреннего экономического, сырьевого, научного и людского потенциалов с внешними инвестициями;

- активная интеграция с развитыми странами, охватывающая крупные экономические регионы и имеющая свое конкретное экономическое лицо.

На мировом рынке продукция НИС обладает достаточно высокой конкурентоспособностью. Этого удалось добиться за счет эффективного использования передовой техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства.

Безусловно успехи сопровождаются определенными противоречиями, возникающими в условиях циклических кризисов, валютных потрясений. Противоречия особенно часто возникают в сфере торгово-экономических отношений с развитыми странами на фоне протекционистских мер последних. Сохраняет свою актуальность проблема внешней задолженности, особенно для латиноамериканских НИС.