logo search
Ломакин В

VII.2.2. Проблемы реформирования российской экономики, современное состояние и перспективы развития

Cоциально-экономические процессы во второй половине 90-х гг. развивались весьма противоречиво. Наряду с положительными результатами по ряду важнейших направлений, устойчивым снижением темпов инфляции, замедлением спада производства, положительными сдвигами в социальной сфере, крайне напряженным остается положение с внешними и внутренними долгами, неплатежами, невысокой инвестиционной активностью.

Прежде чем перейти к анализу основных показателей социально-экономического развития России за 10 лет реформ, рассмотрим некоторые задачи правительственной программы до 2000 г.

"Концепция среднесрочной программы правительства РФ на 1997-2000 годы, структурная перестройка и экономический рост" отражает цели и задачи исходя из реальных возможностей развития в 1997-2000 гг.:

1. Достижение к концу столетия устойчивого экономического роста не ниже 5% в год. Обеспечение высоких темпов роста инвестиций, необходимых для динамичного развития экономики и структурных преобразований.

2. Осуществление институциональных преобразований, необходимых для эффективного функционирования рыночной экономики, обеспечивающих гарантии прав собственности, справедливую конкуренцию, регулирование естественных монополий, укрепление законности и правопорядка.

3. Обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве и экспорте. Повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий. Сокращение доли неэффективных производств.

4. Рост реальных доходов и потребления населения, существенное продвижение в борьбе с бедностью.

Концепция предполагает в результате реализации всех мероприятий программы с 1998 г. выход на устойчивые положительные темпы прироста ВВП, которые к 2000 г. составят около 5%. К концу этого периода экономика будет базироваться на новых воспроизводственных параметрах, обеспечивающих сбалансированное развитие при достаточно высоких темпах роста.

В условиях реализации намеченных программой мероприятий уже к концу прогнозного периода обеспечивается достижение не менее 85% ВВП уровня 1992 г.

Такой вариант прогноза исходит из наиболее полного и реального использования всех возможностей страны: экономического потенциала, высокого динамизма проводимых реформ, достижения общественного согласия. Другой вариант развития исходит из менее благоприятных условий реализации намеченных целей и задач.

Общий прогноз по вариантам реализации "Концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 гг." можно проследить по табл. 43.

Таблица 43