6.4. Государственное регулирование внешней торговли
Государственное регулирование МЭО осуществляется путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и субъекты внешнеэкономической деятельности на территории отдельной страны. В свою очередь, само воздействие достигается с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные.
К экономическим методам относятся пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, удорожающие ввозимый товар и снижающие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с аналогичными изделиями отечественного производства.
Административными методами считаются количественные лимиты (квоты), системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок. Конечно, использование административных мер нарушает механизм ВЭС, сокращает ассортимент товаров, возможность доступа к ресурсам и фактически насиль- ственным путем предрешает выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных продуцентов.
По своему характеру и результатам применения административные методы регулирования внешнеэкономических отношений неоднородны. Среди них выделяются нетарифные методы, носящие обобщающий характер. Нетарифные методы регулирования во внешней торговле по классификации ООН делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, компенсационные сборы.
Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых тем не менее ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т.д.
К третьему виду относятся методы, непосредственно не ограничивающие импорт и не стимулирующие экспорт, но, в конечном счете, ведущие к этому результату.
Из широкого арсенала методов и способов нетарифного регулирования внешней торговли наиболее распространенными являются лицензии и квоты, которые оказываются более гибкими и эффективными. чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Практически все страны с рыночной экономикой применяют эти инструменты. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэкономических связей, с конца 1998 г. - Министерство торговли, а ныне Министерство экономического развития и торговли) выдает разрешения на внешнеторговые операции с определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и экспорту товарами (в России из-за непоследовательной внутри- и внешнеэкономической политики список таких товаров неоднократно меняется в течение года). Применяемые системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Практикуются два основных вида лицензий: генеральные и разовые. Генеральная лицензия - разрешение на экспорт или импорт товаров, выдаваемое на длительный срок, как правило, до одного года, независимо от числа сделок. Разовая лицензия выдается на экспорт или импорт товаров в пределах одной сделки с указанием количества товара, его стоимости, страны происхождения (или назначения).
Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квота - это количественное или стоимостное ограничение экспорта (экспортные квоты) определенных видов товаров, устанавливаемое на определенный срок. Такие ограничительные меры на- зывают квотированием. Квотирование может быть глобальным, т.е. устанавливаться в отношении отдельных стран; сезонным (как полагаю, в комментарии не нуждается) и так называемые «добровольным» ограничением экспорта. Соглашение о «добровольном» ограничении экспорта представляет собой навязанное экспортеру под угрозой санкций обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну. Этот инструмент довольно часто используют США по отношению к Японии^ экспортирующей туда свои товары с многомиллиардным активом в год.
Наиболее традиционным, классическим методом национального регулирования внешнеэкономических связей являются таможенные тарифы, которые, как уже отмечалось, относятся к экономическим инструментам государственного вмешательства в мирохозяйственные отношения. Таможенный тариф представляет собой систематизированный перечень товаров, с которых взимается таможенная пошлина с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара. В свою очередь, под таможенной пошлиной понимается налог, взимаемый государственными органами, таможенными службами с провозимых через государственную границу товаров по ставкам таможенного тарифа. Механизм таможенного регулирования мирохозяйственных связей, в первую очередь внешней торговли, довольно прост для восприятия. Облагая таможенными пошлинами импортные товары, государство создает предпосылки повышения цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность по отношению к товарам-аналогам отечественного производства. А при взимании таможенных пошлин с экспортируемых товаров государство сдерживает их вывоз из страны.
Каждое государство разрабатывает и проводит свою внешнеторговую политику, исходя из ее международных обязательств, с одной стороны, и состояния отечественного производства, а соответственно и национального рынка, с другой. Общие подходы к международной торговле известны как внешнеторговая политика фритредерства (свободы торговли) и политика протекционизма. Фритредерство означает всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью. Политика свободы торговли проводится при двух рыночных ситуациях:
1) если национальная стоимость товаров окажется ниже международной, товары отечественных продуцентов выигрывают ценовую конкуренцию;
2) если продукция национального производства будет иметь одинаковую стоимость с международной стоимостью данного товара, но изделия отечественных продуцентов обладают лучшими технико-эксплуатационными качествами, страна выигрывает конкуренцию по качеству.
В любом из этих случаев импортные изделия не угрожают национальным товаропроизводителям.
Политика протекционизма, наоборот, предполагает высокое таможенное обложение импортируемых (а иногда и экспортируемых) товаров и представляет собой государственную политику создания особо благоприятных условий для отечественного производства путем ограждения его от конкуренции со стороны иностранных поставщиков. Такая политика проводится при прямо противоположных рыночных ситуациях, т.е. когда товары отечественного производства имеют более высокую стоимость по сравнению с международной стоимостью или когда они уступают импортным товарам-аналогам по качеству.
Протекционизм является одним из сложных и противоречивых явлений в международной торговле как в теоретическом, так и в практическом отношении. Одни экономисты оправдывают протекционистскую политику и приводят довольно веские аргументы в ее поддержку, тогда как другие осуждают эту политику и также убедительно обосновывают свою точку зрения. Попытаемся воспроизвести некоторые доводы рго и сог^га.
Сторонники политики протекционизма считают, во-первых, что причиной протекционистских мер правительства может стать недостаточная конкурентоспособность отечественных продуктов. Во-вторых, временное ограничение ввоза конкурирующей продукции может стать стимулирующим фактором развития зарождающихся перспективных отраслей производства национальной экономики. В-третьих, периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития рыночной экономики требует принятия правительством мер по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров и услуг в интересах скорейшего преодоления временного сокращения спроса. Поэтому протекционизм в периоды экономического спада обычно усиливается. В-четвертых, эпизодические затруднения стран с платежным балансом требуют оперативного ограничения импорта. Наконец, противодействующих импорту мер требует недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (иногда она осуществляется при прямой или завуалированной финансовой поддержке национальных правительств стран-экспортеров) для обеспечения справедливой конкуренции на внутреннем рынке.
Все перечисленные причины, казалось бы, оправдывают протекционистскую политику, поскольку она направлена на поддержание нормального функционирования рыночного механизма внутри страны. Однако проведение протекционистской политики наталкивается и на контраргументы.
1. Меры, содействующие расширению внешней торговли, благоприятствуют экономическому развитию страны.
2. Политика протекционизма может консервировать отсталость отечественного производства.
3, Ограничение импорта позволяет отечественным поставщикам завышать цены, а потребителям приходится за это расплачиваться.
Даже из краткого перечня аргументов видно, что однозначный подход к оценке протекционизма, полностью отвергающий его или безоговорочно признающий, неправомерен и малопродуктивен.
К формам протекционизма относятся: эмбарго, лицензирование, квотирование, добровольное ограничение экспортером вывозимой массы (объема)товаров и др.
В реальной практике ни одна страна не проводит ныне в чистом виде только политику фритредерства или протекционизма. Внешнеторговая политика той или иной страны вбирает в себя элементы той или другой торгово-политической модели в зависимости от позиции товаров национального производства на мировом или отечественном рынках.
Кроме того, отдельные страны иногда прибегают к внешнеторговой политике демпинга, т.е. продаже товаров ниже их стоимости, по ценам, компенсирующим лишь издержки производства и реализации. Такая внешнеторговая политика используется для завоевания нового рынка (японские фирмы иногда практикуют демпинг), потеснения с рынка конкурентов, при продаже товаров устаревших марок, вышедших из моды. Как международные организации, так и национальные государства принимают антидемпинговые меры, чтобы экономически наказать виновных экспортеров и защитить внешнеторговых участников, соблюдающих принятые в мировой торговле правила корректной, честной конкуренции.
Во внешнеторговой политике государств немаловажная роль отводится таможенной политике. Таможенные пошлины - денежный сбор, взимаемый таможенной службой страны с провозимых через границу товаров и имущества по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. В свою очередь, таможенный тариф представляет собой перечень товаров, с которых взимаются пошлины, с указанием ставок таможенного налога на единицу данного товара.
Основой классификации таможенных пошлин является способ их взимания. По данному параметру выделяют, во-первых:
а) адвалорные пошлины, получившие наибольшее распространение в таможенно-тарифной практике и характеризующиеся тем, что взимаются в процентном отношении к таможенной стоимости товаров;
б) специфические, исчисляемые со штуки, объема или веса;
в) комбинированные, включающие оба способа установления величины таможенной пошлины;
г) сезонные, которые взимаются в определенное время года, например во время уборки урожая.
Во-вторых, таможенные пошлины делятся и по экономическому содержанию:
а) фискальные пошлины, предназначенные увеличить доходы государственного бюджета;
б) протекционистские',
в) льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
г) уравнительные, т.е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары отечественного производства;
д) компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером:
е) антидемпинговые, применяемые для противодействия импорту из тех стран, где правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.
В отличие от экономических таможенно-тарифных регуляторов в мирохозяйственных связях применяются нетарифные (административные) методы.
Они включают в себя широкий набор современных инструментов внешнеэкономической и торговой политики государств. Совокупность этих методов носит разнопорядковый характер, а потому выделяют два основных вида административного регулирования внешнеэкономической деятельности в зависимости от связи каждого из них с такой деятельностью:
1 Административно-протекционистские методы: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, представляющие собой требование к импортеру заранее внести часть стоимости ввозимого товара (предоплата), компенсационные сборы, так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Судя по статистике, данный вид регулирования внешнеэкономической деятельности среди других видов нетарифного характера применяется наиболее часто.
2. Методы, внешне и непосредственно не носящие протекционистский характер, а потому не ограничивающие внешнюю торговлю. Тем не менее по своему существу они содержат такие административно-бюрократические процедуры, реализация которых неотвратимо вызывает подобное ограничение внешнеэкономических связей. Это некоторое ужесточение таможенных формальностей, повышение технических стандартов (например, в скандинавские страны нельзя ввозить распашные тракторы, имеющие рабочую скорость свыше 10 км/ч), строгие санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т.д.
К нетарифным методам регулирования относятся также административно-бюрократические проволочки, имеющие самые разные мотивы и акции: сокращение числа пропускных таможенных постов, умышленное промедление таможенной очистки импортных грузов, взимание высоких таможенных пошлин за длительное хранение на территории таможни ввозимых товаров.
Резюме
1. Мировой рынок представляет собой систему устойчивых товарно-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных между собой участием в международном разделении труда. Мировой рынок прошел длительный процесс становления и развития.
2. Для современного этапа мирового рынка характерны многие черты:
конкуренция между тремя центрами мирового хозяйства - США, Японией и Евросоюзом, укрепление господства ТНК, активность государства по защите отечественных продуцентов и национального рынка, обретение мировым рынком социально-капиталистической однородности.
3. Конъюнктура мирового рынка представляет собой экономическую ситуацию, складывающуюся или сложившуюся на рынке и характеризующуюся уровнем спроса и предложения, рыночной активностью, ценами и объемом продаж. Показателями конъюнктуры рынка по обобщенным группам являются: производство, спрос и потребление, данные динамики мировой торговли по странам-экспортерам и странам-импортерам, конкуренции и конкурентам, состояние цен на данный товар, торгово-политические условия рынка.
Во внешнеторговой практике очень важно грамотно составить прогноз рынка товара, который носит двухступенчатый характер. На первом этапе готовится прогноз проявления основных факторов, воздействующих на конъюнктуру (постоянная, циклическая и нециклическая), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого являются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен.
4. Мировой рынок характеризуется множественностью цен на один и тот же товар одинакового качества. В мировой практике выделяют несколько уровней цен фактической реализации товаров: цены по обычным коммерческим сделкам, цены по бартерным соглашениям, цены по программам экономической помощи и др. К мировой цене предъявляется ряд требований: крупномасштабность коммерческих сделок, выражение в СКВ, представительство качества товара.
Множественность цен обусловливает их деление на мировые и немировые, публикуемые и цены реализации.
5. Внешняя торговля реализуется на общемировом и национальном уровнях. Важное значение принадлежит международному экономическому праву, которое базируется на ряде принципов: принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, принцип экономической недискриминации, принцип (режим) наиболее благоприятствующей нации, национальный режим, принцип справедливого экономического сотрудничества и взаимной выгоды, принцип свободного доступа к морю и от него к национальной территории для стран, не имеющих выхода к морю, преференциальный режим.
Регулирование мировой торговли осуществляется рядом международных организаций; экономическими подразделениями ООН (МВФ, МБРР, ЭКОСОС, ЮНИДО, ФАО), Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Международной ассоциацией развития, Международным фондом сельскохозяйственного развития и другими институтами мирового характера.
6. Государственное регулирование МЭО, в т.ч. внешней торговли, осуществляется путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и субъекты внешнеэкономической деятельности на территории отдельно взятой страны. Такое воздействие достигается с помощью комплекса специальных методов экономического и административного характера.
Государство разрабатывает и реализует внешнеторговую политику фритредерства и протекционизма или некий их симбиоз, что диктуется позиционированием отечественных товаров на внешнем рынке. При этом важным инструментом является таможенная политика.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение экономической сущности мирового рынка.
2. Охарактеризуйте этапы становления и развития мирового рынка.
3. Перечислите особенности современного мирового рынка товаров.
4. Объясните происходящие изменения в отраслевой структуре мирового товарооборота.
5. Охарактеризуйте мировой рынок:
а) лицензий;
б) технологий.
6. Как понимать конъюнктуру мирового рынка?
7. Нарисуйте и объясните блок-схему процесса разработки прогноза конъюнктуры товарного рынка.
8. Объясните особенности ценообразования на мировом рынке, назовите и охарактеризуйте мировые и немировые цены.
9. Дайте определение международного экономического права и назовите его базовые принципы.
10. Назовите основные международные организации, регулирующие МЭО.
11. Охарактеризуйте назначение и функции следующих международных экономических и финансовых организаций:
1) МВФ;
2) МБРР;
3) ЮНКТАД;
4) ЮНИДО;
5) ФАО;
6) ЭРКООН;
7) ВТО.
12. Объясните содержание и условия проведения внешнеторговой политики государства:
а) фритредерства;
б)протекционизма;
в) симбиоз фритредерства и протекционизма.
Тема. 7. Международный рынок услуг
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция