logo
мировая экономика учебник Проничев

6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке

С экономическим содержанием цены и механизмом ценообразова­ния на внутреннем рынке студенты хорошо знакомы. Тот же рыночный механизм и его атрибуты - спрос и предложение — остаются в качестве ценообразующего фактора и на мировом рынке. Тем не менее мировой рынок - сложное экономическое явление, имеющее ряд специфических особенностей, которые проявляются в ценообразовании. Одной из та­ких особенностей является более острая и труднее познаваемая конку­ренция, да и конкурентов там больше, чем на внутреннем рынке. Про­изводитель-экспортер вынужден постоянно сравнивать свои издержки производства с мировыми издержками. Ко второй специфике мирового рынка относится далеко не одинаковое вмешательство государства в экономику вообще и во внешнеэкономические отношения в особенно­сти. Кроме издержек по производству и реализации продукции, т.е. из­держек производства и обращения, на мировом рынке увеличиваются затраты по изучению рынка, продвижению товара на рынок, согласова­нию и заключению контрактов и др. В экономической литературе они называются трансакционными или маркетинговыми, т.е. издержками по осуществлению рыночных сделок.

Наконец, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках национального государства. Пе­ремещение факторов производства сдерживается государственными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует вы­равниванию затрат и прибыли. Все это отражается на формировании мировых цен.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что связа­но с политикой цен компаний, внешнеторговыми операциями государ­ства, торгово-политическими и валютными факторами.

На практике множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества при прочих равных условиях поставок (таможенные пошлины, транспортные расходы и т.д.).

Выделяют несколько уровней цен фактической реализации товаров:

1) по обычным коммерческим сделкам;

2) по бартерным соглашениям;

3) по программам помощи и т.д.

Не все цены реализации на внешнем рынке суть мировые цены. Чтобы при множественности цен реализации товаров выделить миро­вую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований. Во-первых, мировой может считаться цена крупных коммерческих и постоянных сделок. Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно кон­вертируемой валюте (СКВ), т.к. расчет в неконвертируемой валюте не­редко приводит к завышению цены. В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах между­народной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.

По отдельным конкретным товарам наиболее представительными,

приближающимися к мировым ценам на сырье, могут быть признаны экспортные цены основных его производителей, а также импортные цены западно-европейских рынков и цены крупнейших бирж. Так, по алюминию это экспортные цены Канады, по каучуку - цены Сингапур­ской биржи^ по пушнине - цены Нью-Йоркских и Лондонских аукционов, по цветным металлам - биржевые котировки Лондонской биржи метал­лов.

В международном экономическом и статистическом анализе приня­то выделять две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье. Используем и мы эту классификацию. В первой группе в качестве мировых цен, как правило, выступают экс­портные цены крупных компаний-продуцентов и экспортеров этой про­дукции. Базой экспортных цен являются формируемые этими компа­ниями цены на внутреннем рынке.

Опять же в порядке напоминания отметим, что при исчислении цены в этих компаниях в основном используют метод полных и метод прямых затрат, причем первый - главенствующий, т.к. он более удобен и прост в применении. Полные затраты включают затраты на материалы, рабо­чую силу, косвенные расходы и ожидаемую прибыль.

Метод прямых затрат состоит в установлении цены путем добавле­ния к прямым (переменным) затратам на единицу продукции опреде­ленной надбавки и постоянные затраты. При этом постоянные расходы предприятия как системы не распределяются по отдельным продуктам, а погашаются из разницы между суммами цен реализации и перемен­ными затратами - разницы, которая получила название «добавлен­ной», или «маржинальной», прибыли.

Характерной чертой мировых рынков машин и оборудования явля­ются существенные различия в мировых ценах на однородную продук­цию в зависимости от выбора продуцента-экспортера из-за больших различий в их издержках. Кроме того, в усилении однородности миро­вых цен на машины и оборудование важную роль играют еще четыре фактора:

1. Учет в цене отдельных фаз жизненного цикла товаров: фаза внедре­ния, роста и зрелости; второй фактор - степень универсальности соот­ветствующих машин и оборудования; третий - взаимосвязь значитель­ной части мировой торговли машинами и оборудованием с инвестици­онными процессами в странах импортерах. Это способствует распро­странению финансирования покупки машин и оборудования с помощью предоставления покупателям кредитов. Наконец, в последней трети XX столетия на мировые (да и внутренние) цены оказывают существенное влияние (иногда до 60 % цены поставки) сопутствующие услуги, оказы­ваемые продуцентом и экспортером какого-либо товара импортеру или конечному потребителю в шеф-монтаже, гарантированном ремонте, инжиниринге, к будет напомнить, что в группу сырьевых товаров в соответствии с клас­сификацией статистического бюро ООН включаются энергоресурсы (нефть, уголь и пр.), минеральное сырье (железная руда, бокситы и др.), сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы. Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответст­вующих мировых рынках. Именно это соотношение определяет тот уровень издержек, который выступает как бы регулятором мировых (экспортных) цен; продуценты-экспортеры с подобным «регулирую­щим» уровнем издержек получают нормальную прибыль; продуценты-экспортеры с меньшим уровнем издержек извлекают больше прибыли, а производители-экспортеры с более высоким уровнем издержек выну­ждены довольствоваться меньшей прибыльностью (если вообще их производство рентабельно).

2. Сочетание цен основных продуцентов и экспортеров, с одной сторо­ны, и биржевых котировок - с другой, в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров.

3. Множественность цен основных производителей-экспортеров, иг­рающих роль мировых цен по ряду сырьевых товаров. Множествен­ность цен поддерживается наличием региональных зон (западно­европейской, американской и т.д.) сырьевых товаров, использованием различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США), нарушением баланса спроса и предложения на эти то­вары.

4. Особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых то­варов тех государств или групп государств, которые выступают в каче­стве ведущих экспортеров и/или импортеров соответствующих товаров. Причем группы государств - основных продуцентов и экспортеров -чаще всего функционируют в виде так называемых межгосударствен­ных ассоциаций производителей, пытающихся влиять (и иногда небез­успешно, например, ОПЕК) в выгодном для себя направлении на фор­мирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров.

В целях учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке существуют различные виды публикуемых цен. Публикация цен является одним из источников сведений об этих ценах. К публикуемым ценам относятся:

1) справочные цены. Это цены оптовой или внешней торговли в экс­портных прейскурантах, которые не являются ценами конкретных сде­лок, а чаще «ценами продавца». В процессе заключения сделок уро­вень реальных цен оказывается ниже. Тем не менее изучение справоч­ных цен весьма важно с точки зрения анализа тенденций мировых цен на те или иные товары;

2) цены статистики внешней торговли. Они отражают цены реаль­ных сделок в международной торговле. Исчисляются довольно просто:

стоимость экспорта или/и отдельных товаров делится на их количество.

онсалтинге и др. Формирование мировых цен на сырье­вые товары также обладает рядом черт. Но прежде всего уместным Хотя цены статистики и не показывают цены конкретного товара (в одну товарную позицию включаются однородные, но различные по своим техническим характеристикам и качеству товары, например, легковые автомобили разных стран и марок), но они отражают динамику внешне­торговых цен отдельных стран и мировых цен;

3) цены биржевых котировок, отражающие реальные цены сделок на бирже. Однако с учетом того, что на биржах широкое распростране­ние имеют спекулятивные операции, изменения биржевых котировок в каждый данный момент могут не отражать действительных тенденций в движении цен;

4) цены аукционов, показывающие реальные цены сделок на аук­ционах;

5) цены фактических сделок и контрактов. Публикуются очень редко и потому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах.

Три последних вида публикуемых цен являются ценами реальных сделок и признаются в качестве мировых. Немировыми ценами явля­ются цены бартерных и компенсационных соглашений, а также цены при продаже товаров в кредит.