6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
С экономическим содержанием цены и механизмом ценообразования на внутреннем рынке студенты хорошо знакомы. Тот же рыночный механизм и его атрибуты - спрос и предложение — остаются в качестве ценообразующего фактора и на мировом рынке. Тем не менее мировой рынок - сложное экономическое явление, имеющее ряд специфических особенностей, которые проявляются в ценообразовании. Одной из таких особенностей является более острая и труднее познаваемая конкуренция, да и конкурентов там больше, чем на внутреннем рынке. Производитель-экспортер вынужден постоянно сравнивать свои издержки производства с мировыми издержками. Ко второй специфике мирового рынка относится далеко не одинаковое вмешательство государства в экономику вообще и во внешнеэкономические отношения в особенности. Кроме издержек по производству и реализации продукции, т.е. издержек производства и обращения, на мировом рынке увеличиваются затраты по изучению рынка, продвижению товара на рынок, согласованию и заключению контрактов и др. В экономической литературе они называются трансакционными или маркетинговыми, т.е. издержками по осуществлению рыночных сделок.
Наконец, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны: свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках национального государства. Перемещение факторов производства сдерживается государственными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Все это отражается на формировании мировых цен.
Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что связано с политикой цен компаний, внешнеторговыми операциями государства, торгово-политическими и валютными факторами.
На практике множественность цен означает наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества при прочих равных условиях поставок (таможенные пошлины, транспортные расходы и т.д.).
Выделяют несколько уровней цен фактической реализации товаров:
1) по обычным коммерческим сделкам;
2) по бартерным соглашениям;
3) по программам помощи и т.д.
Не все цены реализации на внешнем рынке суть мировые цены. Чтобы при множественности цен реализации товаров выделить мировую цену, надо, чтобы она удовлетворяла ряду требований. Во-первых, мировой может считаться цена крупных коммерческих и постоянных сделок. Во-вторых, платежи должны осуществляться в свободно конвертируемой валюте (СКВ), т.к. расчет в неконвертируемой валюте нередко приводит к завышению цены. В-третьих, мировыми могут быть признаны цены сделок, осуществляемых в важнейших центрах международной торговли, где регулярно производятся крупные экспортные или импортные операции.
По отдельным конкретным товарам наиболее представительными,
приближающимися к мировым ценам на сырье, могут быть признаны экспортные цены основных его производителей, а также импортные цены западно-европейских рынков и цены крупнейших бирж. Так, по алюминию это экспортные цены Канады, по каучуку - цены Сингапурской биржи^ по пушнине - цены Нью-Йоркских и Лондонских аукционов, по цветным металлам - биржевые котировки Лондонской биржи металлов.
В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье. Используем и мы эту классификацию. В первой группе в качестве мировых цен, как правило, выступают экспортные цены крупных компаний-продуцентов и экспортеров этой продукции. Базой экспортных цен являются формируемые этими компаниями цены на внутреннем рынке.
Опять же в порядке напоминания отметим, что при исчислении цены в этих компаниях в основном используют метод полных и метод прямых затрат, причем первый - главенствующий, т.к. он более удобен и прост в применении. Полные затраты включают затраты на материалы, рабочую силу, косвенные расходы и ожидаемую прибыль.
Метод прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к прямым (переменным) затратам на единицу продукции определенной надбавки и постоянные затраты. При этом постоянные расходы предприятия как системы не распределяются по отдельным продуктам, а погашаются из разницы между суммами цен реализации и переменными затратами - разницы, которая получила название «добавленной», или «маржинальной», прибыли.
Характерной чертой мировых рынков машин и оборудования являются существенные различия в мировых ценах на однородную продукцию в зависимости от выбора продуцента-экспортера из-за больших различий в их издержках. Кроме того, в усилении однородности мировых цен на машины и оборудование важную роль играют еще четыре фактора:
1. Учет в цене отдельных фаз жизненного цикла товаров: фаза внедрения, роста и зрелости; второй фактор - степень универсальности соответствующих машин и оборудования; третий - взаимосвязь значительной части мировой торговли машинами и оборудованием с инвестиционными процессами в странах импортерах. Это способствует распространению финансирования покупки машин и оборудования с помощью предоставления покупателям кредитов. Наконец, в последней трети XX столетия на мировые (да и внутренние) цены оказывают существенное влияние (иногда до 60 % цены поставки) сопутствующие услуги, оказываемые продуцентом и экспортером какого-либо товара импортеру или конечному потребителю в шеф-монтаже, гарантированном ремонте, инжиниринге, к будет напомнить, что в группу сырьевых товаров в соответствии с классификацией статистического бюро ООН включаются энергоресурсы (нефть, уголь и пр.), минеральное сырье (железная руда, бокситы и др.), сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы. Важнейшая особенность мировых цен сырьевых товаров состоит в том, что решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках. Именно это соотношение определяет тот уровень издержек, который выступает как бы регулятором мировых (экспортных) цен; продуценты-экспортеры с подобным «регулирующим» уровнем издержек получают нормальную прибыль; продуценты-экспортеры с меньшим уровнем издержек извлекают больше прибыли, а производители-экспортеры с более высоким уровнем издержек вынуждены довольствоваться меньшей прибыльностью (если вообще их производство рентабельно).
2. Сочетание цен основных продуцентов и экспортеров, с одной стороны, и биржевых котировок - с другой, в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров.
3. Множественность цен основных производителей-экспортеров, играющих роль мировых цен по ряду сырьевых товаров. Множественность цен поддерживается наличием региональных зон (западноевропейской, американской и т.д.) сырьевых товаров, использованием различных валют для выражения этих цен (при господствующей роли доллара США), нарушением баланса спроса и предложения на эти товары.
4. Особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых товаров тех государств или групп государств, которые выступают в качестве ведущих экспортеров и/или импортеров соответствующих товаров. Причем группы государств - основных продуцентов и экспортеров -чаще всего функционируют в виде так называемых межгосударственных ассоциаций производителей, пытающихся влиять (и иногда небезуспешно, например, ОПЕК) в выгодном для себя направлении на формирование и динамику мировых цен экспортируемых ими сырьевых товаров.
В целях учета и анализа конъюнктуры на мировом рынке существуют различные виды публикуемых цен. Публикация цен является одним из источников сведений об этих ценах. К публикуемым ценам относятся:
1) справочные цены. Это цены оптовой или внешней торговли в экспортных прейскурантах, которые не являются ценами конкретных сделок, а чаще «ценами продавца». В процессе заключения сделок уровень реальных цен оказывается ниже. Тем не менее изучение справочных цен весьма важно с точки зрения анализа тенденций мировых цен на те или иные товары;
2) цены статистики внешней торговли. Они отражают цены реальных сделок в международной торговле. Исчисляются довольно просто:
стоимость экспорта или/и отдельных товаров делится на их количество.
онсалтинге и др. Формирование мировых цен на сырьевые товары также обладает рядом черт. Но прежде всего уместным Хотя цены статистики и не показывают цены конкретного товара (в одну товарную позицию включаются однородные, но различные по своим техническим характеристикам и качеству товары, например, легковые автомобили разных стран и марок), но они отражают динамику внешнеторговых цен отдельных стран и мировых цен;
3) цены биржевых котировок, отражающие реальные цены сделок на бирже. Однако с учетом того, что на биржах широкое распространение имеют спекулятивные операции, изменения биржевых котировок в каждый данный момент могут не отражать действительных тенденций в движении цен;
4) цены аукционов, показывающие реальные цены сделок на аукционах;
5) цены фактических сделок и контрактов. Публикуются очень редко и потому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах.
Три последних вида публикуемых цен являются ценами реальных сделок и признаются в качестве мировых. Немировыми ценами являются цены бартерных и компенсационных соглашений, а также цены при продаже товаров в кредит.
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция