logo
мировая экономика учебник Проничев

11.4. Россия и международная экономическая интеграция

Развиваясь вширь и вглубь, интеграционный процесс не может ми­новать и Российскую Федерацию. Однако ныне. на стыке второго и третьего тысячелетий, на рубеже XX в. Россию постигли огромнейшие трудности, препятствующие развитию интеграции. Во-первых, будучи частью СССР, Россия вовлеклась в территориально ограниченную вос­точно-европейскую интеграцию. И как бы не замалчивали или не опо­шляли недалекое прошлое внешнеэкономических связей своей страны «Иваны, не помнящие родства», интеграция была и она не могла не отразиться на технико-производственном облике России. С распадом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и попытками стран Вос­точной Европы переориентировать экономику на Запад интеграцион­ный процесс для России прервался. Одни российские предприятия ли­шились сложившегося рынка сбыта своей продукции, а другие потеряли поставщиков сырья и комплектующих изделий. Эти двойные потери хозяйственных связей негативно сказались и все еще сказываются на производственной деятельности российских предприятий. Вполне есте­ственно, что это обстоятельство препятствует интеграционному про­цессу России на восточно-европейском направлении и в первую оче­редь на микроуровне. Да и Россия, обретя суверенитет, при министре иностранных дел Козыреве взяла неприкрыто уступчивый курс на За­пад, отвергая бывших партнеров по интеграции.

Во-вторых, в составе СССР экономика всех бывших союзных рес­публик входила в единый народно-хозяйственный комплекс. Ведь еди­ное экономическое пространство Советского Союза базировалось в значительной мере на крупных специализированных предприятиях, ориентированных на потребности друг друга. С развалом СССР нача­лась национально-политическая, а с нею и экономическая дезинтегра­ция на всем территориальном пространстве веками создаваемого госу­дарства. Весь мир плывет по течению, а мы поплыли против, но взамен получили наслаждение своей самостийностью. Разорвались или де­формировались хозяйственные связи традиционных партнеров, многие из которых и создавались друг для друга.

Правда, в советское время размещение предприятий по территории огромной и единой страны осуществлялось на нерыночных принципах. Конечно, не все кооперационные связи придется восстанавливать. Не­которые российские предприятия, как и предприятия других стран СНГ. перепрофилированы, ориентированы на других поставщиков и потре­бителей. Тем не менее надо признать, что теперь нарушение хозяйст­венных связей и непродуманность экономических реформ привели к тому, что в странах СНГ за 1992-1998 гг. ВВП сократился на 40,5 %, продукция промышленности - на 50 %. объем сельскохозяйственного производства - на 36 %, инвестиции в основной капитал - на 72 %, роз-

ничный товарооборот — на 72,9 % [34]. Ничуть не улучшилось положе­ние и в 1999-2002 гг.

К негативным последствиям ближней дезинтеграции, т.е. дезинте­грации бывших союзных республик СССР, относится также высокий уровень инфляции. Утеря единой рублевой зоны и переход во внешней торговле на расчеты в свободно конвертируемой валюте в условиях острейшего валютного дефицита в СНГ ухудшило торговые связи меж­ду странами заведомо аморфной организации государств.

К таким же последствиям ведет взвешенная и (рискнем предполо­жить) согласованная политика ведущих стран Запада по отношению к бывшим союзным республикам Советского Союза. Запад прилагает максимальные усилия к тому, чтобы перехватить национал-сепаратистское движение в странах СНГ, оторвать их от России. И За­паду, но прежде всего и больше всего США, это удается. Украина уста­ми своего первого и нового президента предлагает себя Западу, глав­ным образом Соединенным Штатам Америки, в качестве стратегическо­го союзника в Восточной Европе; Азербайджан и Грузия соперничают за место стратегического союзника США и Запада в Закавказье, Кыр­гызстан и некоторые другие среднеазиатские республики претендуют на такое же место в отношениях с Западом и США в их регионе. При­скорбно, но факт: такая политика США и Запада в целом оказывается продуктивной.

Необходимо считаться также и с тем, что мировые рынки перспек­тивной для российского экспорта продукции (в основном военно-технической) чрезвычайно политизированы и пробиться на них за счет одной лишь ценовой конкурентоспособности товара практически не возможно. Например, под давлением США год тому назад Малайзия отказалась от предварительно согласованного решения закупить в Рос­сии партию истребителей. Подобные акции Запада применяются к Ин-•дии, другим странам, импортировавшим нашу военную технику. Все это, несомненно, затрудняет вхождение России в мировое экономиче­ское пространство.

Не способствует тому и экономическая ситуация, складывающаяся в последнее время в российских регионах.

Либерализация внешнеэкономических связей вместо ожидавшегося положительного влияния на состояние внутренней конкурентной среды привела к конституционно-запредельной самостоятельности регионов в области международных экономических отношений, в т.ч. и их кредит­ных связей с зарубежными партнерами. По этой же причине страна столкнулась с угрозой внутренней дезинтеграции территориально еди­ного хозяйства. Признаками последней стали введение в некоторых субъектах РФ ограничений на торговлю с соседними областями, выпуск денежных суррогатов местного значения, самостоятельный выход ре­гионов на международный заемный рынок, что наносит ущерб общего­сударственной политике в этой области, а также России как самостоя­тельному субъекту мирового хозяйства.

На интеграционном поле мирового уровня Россия добилась больше организационных, чем экономических успехов. Россия на основе право-преемницы СССР в международных, в т.ч. экономических, отношениях стала членом Европейского банка развития и реконструкции, вступила в МВФ и Всемирный банк, принята в Парижский и Лондонский клубы. В ноябре 1998 г. Россия присоединилась к Азиатско-тихоокеанскому эко­номическому сообществу (АТЭС), что объективно продвигает ее по пути интеграции в мировую экономику. Россия, таким образом, подключает­ся к переговорному процессу, направленному на либерализацию тор­говли и инвестиций в Азиатско-тихоокеанском регионе в период до 2010г. и одобренному еще решением Уругвайского раунда. Однако даже при благоприятном развитии азиатско-тихоокеанского направле­ния экономической интеграции россиянам обольщаться не приходится. Наибольший выигрыш могут получить лишь дальневосточный и примы­кающие к нему регионы. Что же касается европейской части России, то ее было бы целесообразно вписать в соответствующую интеграцию Европы. От такого направления интеграции менее всего получат рай­оны Сибири и Дальнего Востока. Поэтому для России с ее территори­альным разбросом проблема международной экономической интегра­ции стоит очень остро, она требует тщательной научной проработки. В этой связи для России, возможно, станет перспективной евро-азиатская интеграция, создаваемая по инициативе президента Казахстана.

С 1993 г. Россия ведет затяжные переговоры о вступлении во Все­мирную торговую организацию. Вступление России в ВТО дает возмож­ность активнее вести борьбу за новый международный экономический порядок без дискриминации наших товаров и услуг на рынках других стран, торгово-экономических препятствий для адаптации российской экономики к мировому хозяйству. Есть и отрицательные мотивы при­соединения России ВТО: угроза конкуренции Запада, потеря ощутимой части бюджетного дохода от Государственного таможенного комитета и др. Что ж, поживем - увидим последствия вступления страны во Все­мирную торговую организацию.

Резюме

1. Распад СССР и системный кризис отбросили Россию в мировом хозяйстве на низкие позиции по всем макроэкономическим показате­лям. Трансформационный процесс, переживаемый на протяжении 1990-х гг. РФ, лишь усугубил кризисное состояние страны как в произ­водственной, так и в социальной сферах. К такому состоянию страну привели как объективные, так и субъективные причины: разрыв хозяй­ственных связей с традиционными и долговременными партнерами, оказавшимися в странах зарубежья, угрожающий износ основного капи­тала во всех без исключения отраслях экономики, близорукая экономи­ческая политика первого президента и начальной волны российских реформаторов, а потому слабость институтов власти, отсутствие поли- тической воли, неоправданное самоустранение государства от эконо­мической жизни общества, излишняя политизация экономических ре­форм конца 1980-х - начала 90-х гг.. крайне низкий уровень профес­сиональной подготовки менеджеров высшего и первичного звена, не­достаточная творческая активность российских предпринимателей.

2. Негативным следствием этих причин и факторов стали унизитель­но слабые позиции России в мировом хозяйстве: по объему промыш­ленной продукции доля России к уровню США составляет менее 9 %. Германии - 36 %, Франции - 60 %. Великобритании - 73 %. Удручаю­щий показатель производительности труда в промышленности, не го­воря уж о сельском хозяйстве: по отношению к США этот показатель не превышает 12 %, Германии - 18 %. к Франции - 16 % и Великобритании - 23 %. По уровню производительности труда в обрабатывающей про­мышленности Россия отодвинута из первой десятки на 30-е место в мире, по объему ВВП - со 2-го места (СССР) на 45-е место. В резуль­тате доля России в валовом мировом продукте сократилась до 1,7 %, а в мировом промышленном производстве - до 1,8 %.

3. Однако по объему разведанных запасов минерального сырья Рос­сия занимает ведущее место в мире. В стране открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Валовая потенци­альная ценность разведанных основных видов полезных ископаемых в середине 1990-х гг. оценивалась в 28,6 трлн долл., а прогнозный потен­циал — в 140 трлн долл.

Обладая богатейшими природными ресурсами, Россия сохраняет позиции крупнейшей в мире страны по производству ряда товаров. Так, по добыче природного газа и производству никеля нашей стране при­надлежит 1-е место в мире, по производству алюминия и искусствен­ных алмазов - 2-е место после США, по добыче нефти - 3-е место по­сле Саудовской Аравии и США, по производству чугуна и выплавки стали - 4-е место после Японии, КНР и США, по производству золота -5-6 место.

4. Важными компонентами внутреннего потенциала России являются уровень и объемы промышленного и сельскохозяйственного развития страны. Однако трансформационные реформы по экономической ре­зультативности оказались со знаком минус: промышленное и сельско­хозяйственное производство упало в среднем наполовину и потребуют­ся годы, если не десятилетия, для залечивания экономических ран, нанесенных распадом СССР и реформами.

Сокращаются и трудовые ресурсы страны. За годы рыночных ре­форм ресурсный потенциал рабочей силы сократился более чем на 20 млн человек.

5. Тревожны позиции России в международном разделении труда. С распадом мирового социализма и СССР разорваны хозяйственные свя­зи некогда единого экономического пространства между предприятия­ми-поставщиками и потребителями, развалился внутренний взаимосвя­занный комплекс. Создание собственного самовоспроводящегося ком-

плекса требует времени, астрономических ассигнований, которых в России нет. Пока отраслевая структура экономики страны придает ей топливно-сырьевую направленность в международном разделении тру­да, о чем наглядно свидетельствует структура экспорта, хотя это и не соответствует долговременным интересам страны. Модель экономиче­ского развития, ориентированная на приоритетное расширение экспор­та топливно-сырьевых отраслей, имеет тупиковый характер и не спо­собна вывести страну из глубочайшего кризиса.

Несовершенны позиции России и на мировом рынке услуг в области туризма, где устойчиво доминирует выездной туризм над въездным и сопровождается вывозом валюты.

6. Либерализация внешнеэкономических связей обеспечивает уча­стие России на мировом рынке мобильных факторов производства. На мировом рынке капитала и рабочей силы Россия выступает и как им­портер. и как их экспортер. Негативным явлением остается внешняя задолженность страны, погашение которой обходится в годовом исчис­лении до 17 и более млрд долл., что обостряет проблему внешних и внутренних инвестиций.

7. Россию не обошли и процессы международной экономической ин­теграции. Она развивается в большей мере на экономическом про­странстве бывшего СССР, особенно в рамках СНГ, хотя и малопродук­тивно. Интеграция в СНГ отягощается обстоятельствами национально-политического характера, системным и прежде всего экономическим кризисом, неупорядоченностью платежно-расчетных отношений между странами СНГ, внешними факторами.

Гораздо сложнее оказалось вписать экономику России в мировое экономическое пространство. На это отрицательно влияют внешнепо­литические факторы, а также низкая конкурентоспособность отечест­венных изделий на внешнем рынке.

8. Географическое положение позволяет России принимать активное участие в транспортных услугах, по перевозке международных грузов и пассажиров. При этом используются все виды современного транспор­та: железнодорожный, морской, воздушный, автомобильный, трубопро­водный.

9. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России осу­ществляется как административными, так и экономическими методами. В переходный период эти методы часто меняются в законодательном порядке, что требует защиты внешнеэкономических интересов отечест­венных продуцентов, привлечение иностранных инвесторов.

Таможенное регулирование осуществляется на основе Закона РФ «О таможенном тарифе». Таможенного кодекса. Россия использует достижения мировой теории и практики в области таможенной полити­ки. В этой политике важное место занимает оценка таможенной стои­мости товаров, ввозимых на территорию РФ.