6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
Механизм регулирования международной торговли чрезвычайно сложен. В его арсенал входят обычаи и обыкновения, международные договоры и решения ООН, рекомендации ВТО, равно как и других организаций глобального характера, национальные нормативные акты и контрактные условия, положения, вырабатываемые судами и арбитражами.
Исторически важным источником правовой регламентации внешнеэкономических связей был торговый обычай. Торговый обычай не только и не просто предшествовал закону, но и подготовил его появление. Он представляет определенное правило, сложившееся в сфере внешней торговли на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Торговый обычай как юридическая норма подпадает под категорию общего регулирования. Конечно, современные внешнеэкономические отношения регулируются не торговым обычаем, хотя он и учитывается, а международным экономическим правом (МЭП). В свою очередь, МЭП строится на принципиальных основах межгосударственных отношений, зафиксированных в Уставе ООН. К ним относятся принципы суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения международных споров, невмешательства одной страны во внутренние дела другой, всеобщего уважения прав человека, самоопределения народов и наций, международного сотрудничества государств, добросовестного выполнения международных обязательств.
Все эти принципы международного права, с одной стороны, регламентируют внешнюю политику современных государств, а с другой - ложатся в основу международного экономического права. Международное экономическое право «представляет собой совокупность принципов и норм. регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права» [15, с. 411].
Предметом МЭП являются международные экономические отношения всех форм и направлений мирохозяйственных связей (производственные. внешнеторговые, научно-технические, валютно-финансовые, связи в области социальных, транспортных и прочих услуг).
Наряду с предметом МЭП, как и международные экономические отношения, характеризуется и своими субъектами. Последние совпадают с субъектами международного публичного права и МЭО. Правда, к субъектам международного экономического права относятся наряду с юридическими и физические лица различных стран, гражданско-правовые отношения, которые регулируются международным частным правом. Однако следует подчеркнуть, что нормы международного частного права не противоречат общепризнанным принципам международного публичного права.
Выяснив сущность международного экономического права, предмет и субъекты, вполне уместно напомнить и его принципы. При этом необходимо подчеркнуть, что специальные принципы МЭП носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения их в каждом случае в соответствующие договоры.
1. Важным принципом является принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в свете национального законодательства и в целях национального развития; оно контролирует и регулирует деятельность ТНК, которые не должны вмешиваться во внутренние дела стран функционирования.
2. Принцип экономической недискриминации. Этот принцип означает неотъемлемое право государства на предоставление ему (его гражданам и прочим субъектам хозяйствования) со стороны другого государства-участника внешнеэкономических связей общих условий, которые последнее предоставляет всем остальным странам. На деле он является важной предпосылкой стабильных, равноправных и взаимовыгодных международных экономических отношений.
3. Принцип (режим), наиболее благоприятствующий нации (наибольшего благоприятствования). Данный принцип означает юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны. Конкретная область применения такого режима, как правило, отражается в соответствующей оговорке того или иного международного договора. Такая оговорка может распространяться на всю область торговли и судоходства или же на отдельные виды отношений: таможенные пошлины (их льготные ставки), транзит, количественные и другие ограничения и запрещения; транспортный режим; налоговые, судебные права физических и юридических лиц и т.д. На практике нередко допускаются специальные изъятия из принципа наибольшего благоприятствования, относящиеся к обеспечению государственной безопасности, здравоохранению, экологии или по соображениям политического порядка.
4. Национальный режим, который предусматривается в некоторых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений.
5. Принцип справедливого экономического сотрудничества и взаимной выгоды предусматривает добровольный характер волеизъявления и равенство прав и обязанностей сотрудничающих сторон, реализуемых ими для получения взаимной и справедливой выгоды во всех формах экономических, научно-технических, технологических и иных отношений при условии соблюдения сторонами принципа добросовестного выполнения международно-правовых обязательств. До сих пор этот принцип нарушается неэквивалентным обменом между про-мышленно развитыми и развивающимися странами, который оценивается в 130-150 млрд долл. в год.
6. Принцип свободного доступа к морю и от него к национальной территории для стран, не имеющих выхода к морю, также основывается на базе мирохозяйственного сотрудничества и вместе с тем является гуманным началом международного морского права. Естественно, что и этот принцип реализуется на договорной основе. Сейчас в мире насчитывается 36 таких стран.
7. Преференциальный режим - особый льготный режим внешней торговли, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Чаще всего он применяется в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые товары, льготного кредитования и страхования внешнеторговых операций, специального валютного режима, предоставления финансовой и технической помощи. Следует выделить две основные системы преференций; всеобщую и торговую. Всеобщая система преференций - это система таможенных льгот, предоставляемых промышленно развитыми странами развивающимся по избирательному списку товаров, а также между самими развивающимися странами. Эта норма установлена по инициативе ЮНКТАД.
Торговые преференции являются также льготой в торгово-политическом режиме, предоставляемой одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Данный вид льгот применяется во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, страхование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосто- ронних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.
Основополагающие принципы международного экономического права составляют канву внешнеэкономической, в первую очередь внешнеторговой, политики государств.
Международно-правовое и договорное регулирование мирохозяйственных связей осуществляется на трех уровнях: глобальном, региональном и национальном. На общемировом уровне координация экономической и социальной деятельности (экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация, освоение природных ресурсов и т.д.) осуществляется через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС).
Международное сотрудничество в области торговли длительное время проводилось и продолжает проводиться на основе многостороннего Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 г. В соглашении содержатся принципы и правила международной торговли, обязательные для стран-участников. Основными принципами ГАТТ являются: обязательное применение во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования, недискриминация, взаимные уступки и снижение таможенных пошлин и других (нетарифных) барьеров. Указанные принципы вырабатываются в ходе многосторонних торговых переговоров (раундов) и являются основной формой работы ГАТТ. Были проведены следующие раунды, которые с перерывами длятся несколько лет: в 1947, 1949, 1951, 1956 гг., Диллон-раунд в 1960-1962 гг., Кеннеди-раунд в 1964-1967 гг., Токио-раунд в 1973-1979 гг. В 1986 г. начался новый тур многосторонних торговых переговоров, известный под названием «Уругвайский раунд», который продолжался и в начале 1990-х гг.
В конце 1993г. были приняты новые решения «ГАТТ-1994» и Соглашение о торговле услугами (ГАТС). С тех пор сфера применения системы ГАТТ существенно расширилась и было решено преобразовать его с января 1995 г. во Всемирную торговую Организацию (ВТО). Во ВТО сейчас насчитывается свыше 149 государств, однако Россию в эту Организацию еще не приняли, хотя заявление было подано сначала в ГАТТ, а затем и во ВТО несколько лет тому назад. Сейчас за Россией в числе более 30 стран сохраняется статус наблюдателя и не вырисовывается надежда на вступление в члены ВТО в самое ближайшее время.
Ныне Всемирная торговая организация представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.
Правовая база ВТО включает 56 договоренностей, соглашений и других документов, являющихся в правовом плане единым пакетом. Правовой механизм ВТО состоит из трех основных частей: Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г. (ГАТТ -1994), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Центральная задача ВТО - либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных и экспортных пошлин и устранения различных тарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранения окружающей среды.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима для товаров и услуг иностранного происхождения; «прозрачность» торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательство выполнить 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые отношения». Таким образом, Всемирная торговая организация представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется более 90 % всей мировой торговли товарами и услу--гами.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии, конференции собираются не реже 1 раза в 2 года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанных соглашениями Уругвайского раунда. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса; по бюджетам, финансам, администраций по торговле и окружающей среде.
Конференция назначает Генерального директора ВТО, а он - сотрудников подразделений Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положением, принятым Министерской конференцей.
Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, так же состоящий из представителей всех участников. Кроме того, Генеральный совет курирует деятельность органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работает Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами, Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и другие органы ВТО. В рамках Советов по торговле товарами и услугами учреждены комитеты по соглашениям и переговорные группы. Членство в Советах и комитетах открыто для всех участников ВТО. Кроме того, функционируют органы по наблюдению за выполнением многосторонних материальных соглашений с необязательным участием всех членов ВТО.
Страны-члены Всемирной торговой организации выплачивают ежегодный взнос, утвержденный Генеральным советом.
В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его отсутствии решение принимается большинством голосов (если не предусмотрено другое). Толкование положений соглашения по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, требуют 2/3 голосов.
Вторым институтом регулирования мировой торговли является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), учрежденная в 1964 г. Основная цель ЮНКТАД - содействие международной торговле, в частности торговле сырьевыми, промышленными товарами и так называемыми «невидимыми статьями» (транспорт, передача технологии, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей. Особое внимание уделяется проблемам торговых преференций и иных льгот для развивающихся стран.
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) -вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН - создана в 1966 г. в целях содействия развитию права международной торговли, в частности путем подготовки проектов международных конвенций и других документов.
Кроме того, в системе ООН учреждены и функционируют другие органы и учреждения экономического характера. Назовем лишь некоторые из них:
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), отделение которой открыто даже в Сыктывкаре;
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВО-ИС);
Международная ассоциация развития (МАР);
Международная морская организация (ММО);
Международная организация гражданской авиации (ИКАО);
Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);
Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). С рядом международных организаций и сообществ можно подробнее познакомиться в прил. 2 настоящего учебного пособия.
Рост числа международных институтов разного профиля вполне объясним. В наш век бурного развития многосторонних связей между государствами и народами большое значение приобретает деятельность различных международных организаций. Сегодня их уже насчитывается около 2,5 тыс. и их число ежегодно увеличивается. Они пред- ставляют собой либо объединение государств, либо организации неправительственного характера, направленные на достижение общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической или культурной областях.
В целях развития международной торговли отдельными сырьевыми товарами были заключены многосторонние соглашения и создан ряд международных организаций с участием государств-импортеров и экспортеров (по олову, пшенице, какао, сахару, натуральному каучуку, кофе, хлопку, джуту, свинцу и цинку) либо только экспортеров (по нефти). Целями таких организаций являются смягчение резких колебаний цен, установление сбалансированных соотношений спроса и предложения при помощи закрепления за странами-экспортерами квот и обязательств импортеров по закупкам товаров, установления максимальных и минимальных цен и создания системы «буферных» запасов товаров.
Наиболее значительным примером организации стран-экспортеров является организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), имеющая задачей защиту интересов нефтедобывающих стран посредством согласования допустимых цен на нефть и ограничения в этих целях нефтедобычи установленными для каждой страны квотами.
Из числа международных организаций, образованных в целях содействия мировой торговле, следует назвать Международную торговую палату (МТП), являющуюся неправительственной организацией, объединяющей торгово-промышленные палаты, федерации предприятий, деловые круги и фирмы более чем 100 стран мира. МТП основана в 1920г. со штаб-квартирой в Париже. В ее задачу входит содействие развитию мировой торговли, укреплению экономических и финансовых связей.
С 1945 г. функционируют специализированные учреждения ООН -Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), в рамках которых сосредоточено практически все сотрудничество в валютно-финансовой сфере на мировом уровне. Нам, россиянам, эти институты Объединенных Наций хорошо известны, поскольку они периодически оказывают конкретную валютную поддержку правящему режиму России.
МБРР (другие названия - Всемирный банк, Мировой банк) - международная кредитная организация, представляющая специализированное финансовое учреждение ООН. Основная деятельность МБРР -предоставление долгосрочных кредитов по относительно невысоким ставкам (10 % годовых) государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств, направление кредитов в развивающиеся страны и в региональные банки для их последующего распределения. Членами банка могут быть только страны, вступившие в Международный валютный фонд.
Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-финансовая организация в виде специализированного органа ООН. Основными задачами МВФ, в реализации которых участвуют свыше190 государств, являются: содействие развитию международной торговли и валютно-финансовому сотрудничеству, поддержание платежных балансов членов МВФ, разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. МВФ предоставляет кредиты и займы, однако их выдача, как показывает и опыт российских заимствований, обусловливается выполнением рекомендаций финансово-экономического и социального характера, не всегда совпадающих с интересами страны-дебитора. Кроме того. МВФ и МБРР требуют отчеты об использовании займов и предоставления им другой необходимой информации зачастую закрытого характера.
Наряду с глобальным расширяется и международно-правовое регулирование мирохозяйственных связей на региональном уровне. Такое регулирование осуществляется прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом ООН (табл. 21).
Таблица 21
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция