6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
Как экономическая категория мировой рынок (МР) мало отличается от национального рынка. Главные отличия состоят в субъектах рыночных отношений, территориальном пространстве и условиях поставки товаров. Так, субъектами МР, помимо производственных и коммерческих структур, могут выступать государства, международные экономические и финансовые организации, интеграционные группировки государств. Территориальное пространство МР распространяется за пределы границ национальных государств, может иметь внутриконтинен-тальный и даже межконтинентальный характер. Условия поставки товаров на мировой рынок отличаются от таковых на внутренний рынок таможенным режимом, внешней и внешнеэкономической политикой, С учетом отмеченных и других отличий сущность МР трактуется авторами многомерно и неоднозначно. По праву лектора я бы рекомендовал студентам следующее определение: мировой рынок - это система ус. тойчивых товарно-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных между собой участием в международном разделении труда.
Мировой рынок прошел длительный процесс становления и развития. Он возник еще в античном обществе, когда Финикия, Древний Египет, Греция, Рим вели торговлю как между собой, так и с многочисленными городами Средиземноморья и Черного моря. Тогда мировой рынок носил преимущественно внутриконтинентальный характер. Товарная структура МР в то время была представлена в основном продукцией ремесленного производства и сельского хозяйства.
Следующий виток в развитии МР произошел при феодализме. Именно в эту эпоху древний мировой рынок из внутриконтинентального пер^ рос в межконтинентальный. Например, средневековый Китай вел торгов! лю не только с Индией, но и с Аравией и Южной Африкой. Дальнейшему расширению территориальных рамок МР способствовали великие географические открытия, позволившие вовлечь в торгово-экономические связи население и территории американского континента.
Однако завершение формирования мирового рынка приходится на эпоху капиталистической цивилизации, когда было покончено с натурализацией хозяйства, утвердилась всеобщность товарно-денежных отношений, сложился и под воздействием промышленной революции последней трети XVIII и на протяжении Х1Х-ХХ вв. углублялся процесс международного разделения труда. Только на машинной стадии мировой рынок становится вполне сформировавшимся и развитым экономическим явлением, создается прочная база для развития регулярного и всестороннего международного товарообмена. Межгосударственный внутри- и межконтинентальный товаропоток опирался на постоянное и массовое производство товаров для продажи на мировых рынках, на развитую сеть международных средств транспорта и связи.
В свою очередь, мировой капиталистический рынок характеризуется стадиальностью развития [14]. На подготовительной стадии он характеризовался преобладающей ролью купеческого капитала, выступавшего в качестве торгового посредника. Основными продуцентами товаров для мирового рынка были мелкие товаропроизводители и частично капиталистические мануфактуры.
На второй стадии, охватывающей период от промышленной революции в конце XVIII - до конца 1970-х гг. XIX в., мировой капиталистический рынок приобретает вполне развитые очертания. Решающая роль принадлежит промышленному капиталу, подчинившему себе торговый капитал. В предметах международного товарооборота ведущее значение приобретает продукция крупной промышленности, сырьевые товары и продовольствие.
Третья стадия мирового капиталистического рынка охватывает период с 1980-х гг. XIX в. до наших дней. Именно на этой стадии завершилось формирование всеобщего мирового рынка на базе единого мирового капиталистического хозяйства и господства финансового капитала.
Мировой рынок на каждом этапе развития приобретает черты, адекватные мировому хозяйству в целом. Эта закономерность свойственна и современному МР, одной из черт которого стала конкурентная борьба между тремя центрами мирового хозяйства - США, Японией и интегрированной Западной Европой.
Второй чертой мирового рынка конца XX - начала XXI столетия является укрепление господствующего положения транснациональных корпораций, которые поддерживаются национальными правительствами или экономическими союзами государств.
К третьей особенности современного мирового рынка следует отнести более активную роль государства по защите отечественных продуцентов и национального рынка от импорта товаров и форсирование экспорта своей продукции.
Современный мировой рынок характеризуется сравнительно высокими темпами роста. В 1990-е гг. на 1 % прироста мировой экономики товарооборот стабильно увеличивается на 1,6 %. Динамично развивается мировая торговля товарами и услугами в начале нового столетия. За последние пять лет ее среднегодовой рост составил около 4,5 %, в том числе в 2004 г. - 8,8, а в 2005 г. (прогноз) - 7,2 %. По стоимости мировая торговля товарами и услугами в 2004 г. приблизилась к 11 трлн долл., из которых 80 % приходится на товары и 20 % - на услуги.
В ряду новых черт мирового хозяйства и международного рынка особое место приобретают интеграционные процессы. В рамках экономических блоков постепенно устраняются таможенные и иные барьеры, но в то же время по отношению к третьим странам коллективно разрабатывается и проводится на практике единая и более жесткая внешнеторговая политика. Вместе с тем создаются и одноотраслевые (однотоварные) монополистические группировки, которые унифицируют произ- ленности, а в нем - наукоемкие изделия. Наукоемкие отрасли активнее других вовлекаются в МРТ, повышая соответственно экспортную квоту высокотехнологичной продукции от 30 до 50 % в общем объеме обрабатывающей промышленности ФРГ. Японии, Великобритании, США Франции. Италии. Повышается удельный вес машин и комплексного оборудования в мировом товарообороте. В структуре экспорта продукции машиностроительного комплекса быстрыми темпами увеличивается экспорт электротехнического и электронного оборудования, доля которого превысила 25 % всего экспорта продукции этого сектора. Вместе с тем быстро расширяющейся сферой мировой торговли стала химическая промышленность, происходят изменения в мировой торговле сырьем, продовольствием, продукцией обрабатывающей промышленности. Происходящие изменения отражены в табл. 20.
Таблица 20 Товарная структура мирового экспорта за последние 50 лет, %
Наименование товарной группы
| Годы
| ||||
1955
| 1975
| 1995
| 2004
| 2005 (прогноз)
| |
1. Продовольствие (включая напитки и табак)
| 20.8
| 12,2
| 8,9
| 7,6
| 7,0
|
2. Сырье
| 18,8
| 7,5
| 4,7
| 5,1
| 5,0
|
3. Минеральное топливо
| 11,0
| 19,5
| 9,5
| 12,1
| 13,0
|
4. Продукция обрабатывающей промышленности
| 49,4
| 59.7
| 74,1
| 75,0
| 75,0
|
а) оборудование (включая средства транспорта)
| 17,0
| 27,9
| 36,5
| 39,0
| 39,3
|
б) химические товары
| 5,3
| 7,2
| 8,7
| 9,0
| 9,01
|
в) прочая продукция обрабатывающей промышленности
| 27,1
| 24.6
| 28,9
| 27,0
| 26,6
|
г) черные и цветные металлы
| 7.0
| 7,3
| 5,0
| 8,2
| 9.0
|
д) текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда)
| 6,7
| 4.9
| 6,9
| 5,1
| 5,0
|
В структуре мирового товарооборота начинает занимать подобающее место торговля технологией. Объектами мирового рынка технологией являются результаты интеллектуальной деятельности: лицензии, «ноу-хау», франчайзинг и другие предметы интеллектуальной собственности. На рынке технологии имеет место коммерсализация продуктов интеллектуального труда. Учитывая специфику технологии как товара, экономисты-международники все еще используют термины «передача технологии» или «технологический обмен», чтобы подчеркнуть особенности данного вида рынка.
Основными формами коммерческой передачи технологии являются:
передача технологии в материализованном виде - станков, агрегатов, автоматического и электронного оборудования, технологических линий; иностранные инвестиции и вызывающие ими строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств, если они сопровождаются притоком инвестиционных товаров, а также лизингом;
продажа лицензий;
совместное проведение НИОКР. На мировом рынке технологии происходят внутренние изменения. В 1960-70-е гг. объем продаж лицензий существенно опережал по темпам прирост мирового товарооборота. Кстати, напомню, что в чистом виде лицензией называется право использовать какой-либо патент на определенных условиях. Лицензии имеют несколько разновидностей. С точки зрения периодических отношений лицензиара (экспортера предмета лицензии) и лицензиата (импортера), лицензии делятся на три вида:
простую, эксклюзивную и полную. При простой лицензии лицензиар сохраняет за собой юридическое право использовать объект лицензии как в производственной, так и коммерческой деятельности, т.е. может продать второму, третьему, да хоть и десятому лицу. Лицензиат обретает право использовать предмет лицензии с определенными ограничениями (территории применения, отрасли применения и др.).
При эксклюзивной лицензии лицензиату дается исключительное, т.е. монопольное право на использование объекта лицензии на определенном рынке, который может включать как одну страну, так и несколько стран. Лицензиатор сохраняет право использовать предмет лицензии в производственных целях, но-теряет на него коммерческое право, т.е. не может продавать второму лицу.
При полной лицензии лицензиатор теряет право использовать объект лицензии как в производственных, так и коммерческих целях, т.е. это фактически означает продажу патента.
На современном рынке технологий, особенно высоких технологий, в электронике, химии, вычислительной технике возросла роль «ноу-хау». Этот термин вошел во многие языки мира как заимствование из английского «Кпо\л/ гю\л/» (знай, как). Под «ноу-хау» понимается предоставление одним юридическим лицом другому за определенную плату и на конфиденциальной основе производственных, технических, технологических, коммерческих, организационных и прочих секретов, не имеющих патентно-лицензионного обеспечения. Ныне по частоте сделок купля-продажа «ноу-хау» опережает лицензионные соглашения, чтобы этими секретами не завладели конкуренты.
К рынку технологии относят (хотя и небесспорно) франчайзинг. Франчайзинг (анг. ^гапсЫзе - привилегия, право) - система продаж или передачи лицензий на технологию и товарный знак. Сущность франчайзинга заключается в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокую репутацию на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзиату) право, т.е. лицензию (франчайз), на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает за это определенную компенсацию (доход).
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция