7.1. Особенности и виды международных услуг
Современный мировой рынок не ограничивается обращением товаров, капитала и рабочей силы. Ускоренными темпами он пополняется рынком услуг. Материальной основой существования и развития международного рынка услуг является огромная и быстро растущая часть мирового хозяйства - сфера услуг. Она включает в себя комплекс отраслей, продукция которых носит невещную форму и выступает как полезный эффект, не отделенный от самой хозяйственной деятельности по обслуживанию всего процесса производства.
По оценкам МВФ, мировой экспорт услуг в 1989 г. составил немногим более 650 млрд долл., а в 1995 г. превысил 1230 млрд долл., т.е. составил примерно четверть объема товарного экспорта. Ныне объем экспорта услуг превышает 1,5 трлн долл. Причем и эта цифра явно занижена, так как статистику ведет международный валютный фонд, но не все страны мира входят в эту финансовую организацию, а значит, и не все страны мира предоставляют полную информацию о рынке международных услуг. Теперь международную статистику услуг будет вести ВТО и можно рассчитывать на более достоверные данные о величине суммы услуг. Но даже и с учетом этого обстоятельства абсолютный объем международных услуг будет занижен, т.к. практически невозможно реально учесть расходы интуристов, бизнесменов, посещающих не только открытые, но и закрытые злачные места отдыха, включая платную любовь; не поддаются учету расходы дипломатов, студентов, спортсменов, работников культуры и искусства во время их пребывания за рубежом. Довольно сложно рассчитывать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и специалистам, которую они переводят своим семьям на родину.
Некоторые виды услуг предоставляются в комплексе с товарами, и их стоимость невозможно выделить. Услуги могут носить и закрытый характер, поскольку информацию о них получают в обход таможенной службы, ведущей статистику экспорта. Поэтому занижающая погрешность в учете масштаба мировых услуг достигает 40-50 % от их реального годового объема.
Крайне неравномерно географическое распределение мировой торговли услугами, где доминируют восемь ведущих индустриально развитых стран. Только на долю четырех из них - США, Великобритании, ФРГ и Франции - приходится 44 % всего мирового объема экспорта услуг.
Услуги как предмет международной торговли характеризуются и рядом особенностей. Во-первых, в отличие от товаров услуги производятся и потребляются одновременно, а поэтому не подлежат ни хранению, ни накапливанию. Например, транспортная или туристическая услуга.
Во-вторых, сфера услуг обычно более защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Это происходит потому, что некоторые виды услуг (связь, транспорт и т.д.) находятся в полной или частичной собственности государства.
В-третьих, в отличие от товаров услуги регулируются не на границе. а внутри страны соответствующим законодательством. Факт пересечения услугой границы не является критерием ее экспорта.
В-четвертых, международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Если большая по физическому объему товарная масса продается за границу, то, соответственно будет и большая загрузка транспорта.
Наряду с особенностями на мировом рынке услуги характеризуются и разнообразием видов. По классификации Всемирной торговой организации в мировой торговле используются около 600 разновидностей услуг. По классификации ООН в число услуг входит 160 видов деятельности в области сервиса, разделенных на 12 основных разделов:
1. Деловые услуги - 46 отраслевых видов услуг.
2. Услуги связи - 25 видов.
3. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов.
4. Дистрибьюторские услуги - 5 видов.
5. Общеобразовательные услуги - 5 видов.
6. Услуги по защите окружающей среды - 4 вида.
7. Финансовые услуги, включая страхование - 17 видов.
8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида.
9. Туризм и путешествие - 4 вида.
10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта - 5 видов.
11. Транспортные услуги - 33 вида.
12. Прочие услуги.
Поэтому крайне сложно дать их классификацию по сводным группам. Поэтому, наверное, будет продуктивнее и понятнее читателю следующая группировка международных услуг: производственные услуги, социальные, финансовые, культурные, спортивные и транспортные. Конечно, и такая классификация весьма условна, поскольку некоторые услуги находятся на стыке двух или более групп. Например, продажа лицензий, ноу-хау, с одной стороны, производственная услуга, а с другой - купля-продажа продукции интеллектуального труда. Вместе с тем данный подход к дифференциации международных услуг, как нам представляется, логичнее по структуре построения и доступнее для восприятия, а именно эту цель и преследует автор учебного пособия, освещая курс мировой экономики.
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция