7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
Группа социальных услуг как на внутреннем, так и на мировом рынке не требует многословной расшифровки. Для понимания предмета достаточно лишь напомнить основные слагаемые этой группы товаро-сервисных услуг и дать некоторое пояснение ее отдельных видов.
В группу социальных услуг на мировом рынке входят образовательные услуги как на коммерческой, так и на гуманитарной основе. В практике межгосударственных и межфирменных отношений они конкретизируются в форме обучения студенческой молодежи за границей, подготовке, переподготовке и стажировке специалистов в других странах, командировке преподавателей за границу, создании совместных учебных заведений, обмене учебными программами и т.д.
В этой же группе фигурируют международные услуги в области здравоохранения - от оказания практической медицинской помощи до обмена профессиональными знаниями и профессиональной информацией.
Особое место в характеризуемой группе занимает важнейшая социальная и экономическая проблема - предоставление трудовых услуг гражданам одной страны в экономическом пространстве другого государства. Однако в связи с углублением интернационализации хозяйственной жизни растет мобильность труда как фактора не только национального, но и мирового производства, что дает основание выделить мировой рынок труда в самостоятельный параграф учебного пособия.
К группе социальных услуг относится также международный туризм и путешествия. Международный туризм - это туризм в другую страну, т.е. иностранный туризм. Отсюда, туристы - это лица, выезжающие за границу и не занимающиеся там оплачиваемой деятельностью. По мере роста жизненного уровня населения в ряде стран (прежде всего индустриально развитых) международный туризм становится динамичной сферой внешнеэкономической деятельности. По оценкам экспертов Всемирной туристической организации (ВТО), удельный вес туризма в производстве мирового валового продукта в начале XXI в. составил 11-12 % против 6 % в начале 90-х гг. XX столетия. Об экономической роли туризма свидетельствуют и нижеследующие статистические данные. На долю туристического бизнеса уже сейчас приходится около 8 % мировых потребительских расходов и 5 % всех налоговых поступлений. За 1970-1991 гг. число международных туристов в мире возросло со 160 до 525 млн человек, т.е. более чем в три раза, в то же время доходы от туризма увеличились с 20 до 500 млрд долл., т.е. в 25 раз. Эти данные свидетельствуют о том, что время пребывания туристов за рубежом значительно возросло, стали осваиваться и более дорогие, и более отдаленные туристические рынки. Уже почти 66 % всех международных поездок осуществляется с целью туризма. Большая часть таких поездок совершается между промышленно развитыми странами.
Географический поток туристов в преобладающей доле направляется в страны Западной Европы (свыше 60 %). Америку (18-20 %), Ази-атско-Тихоокеанский регион (13 %), Африку (3 %), Южную Азию, Ближний и Средний Восток (по 1 %).
По прогнозам, прирост международных туристических поездок в текущем десятилетии составит около 4 %, тогда как доходов от них - 9 % в год.
Основные фонды международного туризма оцениваются почти в 4 трлн долларов, годовые капиталовложения - 450 млрд долл., число занятых в индустрии международного туризма приблизилось к 150 млн человек. Таким образом, международный туризм, наряду с автомобильной промышленностью, стал ведущим сектором мировой экономики. Еще более разительна экономическая роль притока интуристов для отдельных стран.
Развитие туризма потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, туристической инфраструктуры: совокупности гостиниц и иных мест размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и видов развлечения, объектов познавательного (объектов показа), делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения. В туристическую инфраструктуру входят организации, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, предоставляющие экскурсионные услуги гидов-переводчиков, помогающие деловым, профессиональным встречам по интересам. Из довольно широкого перечня слагаемых туристической инфраструктуры и используемых терминов есть необходимость уточнить туроператорскую и турагентскую деятельность, которую выполняют специфические субъекты хозяйствования. Итак, туроператор занимается разработкой туристических маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры тура-гентам для выпуска по ним путевок и для реализации этих путевок. Туроператор приобретает туристские продукты, места в самолетах, комнаты в гостиницах и другие услуги, формирует пакеты услуг туризма и продает их прямо или косвенно различным пользователям - туристам -с целью получения прибыли.
Турагент - хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры по туристским маршрутам, разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки.
Туристические хозяйствующие субъекты, о которых говорилось выше, выполняют три основные функции: производство услуг туризма, реализация этих услуг и организация потребления этих услуг. Все эти функции объединены в одно понятие - туристическое обслуживание, или туризм.
Заканчивая предельно краткую характеристику международного туризма, следует обратить внимание на основные группы туристов и виды туризма. Согласно классификации ООН, при обязательном условии пересечения границы к категории туристов относятся:
граждане, которые едут для развлечения, по семейным причинам, на лечение и по другим соображениям;
граждане, которые едут на заседания, съезды (научные, административные, спортивные др.);
граждане, которые едут по служебным делам;
граждане, предпринимающие поездку по морю, хотя и на срок меньше 24 часов;
студенты и учащиеся, находящиеся за границей. Однако, с точки зрения международного права, интуристами не являются:
граждане, приезжающие в страну по договору или без договора искать работу;
граждане, оставшиеся в стране на постоянное местожительство;
жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую сторону.
В зависимости от главной цели путешествия выделяют следующие разновидности междугородного туризма: рекреационный, познавательный, научный, деловой.
Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха, оздоровления и лечения. Однако пребывание граждан в специальных зарубежных санаториях (как при наличии больничного листа, так и при его отсутствии) не относится к туризму, поскольку санаторий в данном случае — это разновидность больницы.
Познавательный, или культурный, туризм - это путешествие за границу в целях ознакомления с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами по определенной программе.
Деловой туризм представлен поездкой граждан с предпринимательскими мотивами: подписание контрактов, знакомство с предполагаемым для импорта оборудованием, технологиями, приобретением или вывозом товаров широкого потребления и т.д.
Наконец, по характеру организации путешествия выделяют индивидуальный, групповой, организованный и самодеятельный (неорганизованный), стационарный (пребывание туриста в постоянном месте размещения на весь период действия турпутевки) и передвижной (передвижение по различным местам тура, круизы) туризм.
Статистика международного туризма той или иной страны отличает также въездной и выездной туризм, поскольку с такой градацией иностранного туризма связан суммарный приток (ввоз) или отток (вывоз) твердой или национальной валюты.
К группе социальных услуг близко примыкают и международные спортивно-культурные услуги. Сюда входят взаимные поездки деятелей театра или иных жанров искусства, спортсменов и организаторов спорта, что также сопровождается движением валютных средств из страны в страну, оказывает влияние на состояние платежного баланса государств.
Рост международного рынка услуг усиливает потребность в регулировании этой торговли. Ныне она осуществляется на разных уровнях и с использованием тех же правил или принципов, которые выработаны и по отношению к товарам, но, к сожалению, далеко не всегда и не полностью реализуются на практике. К таким принципам относятся: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.
Что касается уровня регулирования мирового рынка услуг, то выделяют двусторонний, многосторонний, региональный и глобальный. Двусторонний уровень мирового рынка услуг регулируется двусторонними договорами участников этого рынка, региональный - интеграционными многосторонними соглашениями, но на глобальном, международном уровне рынка услуг до 1995 г. регулированием занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), а с 1995 г. - Всемирная торговая организация (ВТО).
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция