7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
Международные экономические отношения были бы невозможны без транспортных услуг. Ни товары (грузы), ни люди (пассажиры) сами без транспортных средств не могут перемещаться между странами, а тем более между регионами и континентами. По мере роста грузо- и пассажиропотока совершенствуются и транспортные средства. По видам используемые ныне транспортные средства делятся на морские, железнодорожные, воздушные, автомобильные и трубопроводные. При использовании лишь одного вида транспорта для доставки грузов и пассажиров к месту назначения международные сообщения считаются прямыми, а при последовательном использовании двух-трех и более видов транспорта имеют место смешанные (комбинированные) перевозки.
В зависимости от предмета международные перевозки делятся на грузовые и пассажирские сообщения. С помощью различных средств транспорта экспортный груз перемещается от места его производства до конечного пункта потребления. Ныне суммарный обмен мировых внешнеторговых грузопотоков в межконтинентальных сообщениях достиг 4,5-5 млрд т в год.
На транспорт, как и на другие отрасли экономики, влияет научно-техническая революция. Характерным результатом научно-технической революции на мировых транспортных рынках является постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта, усиление потенциальной возможности их взаимозаменяемости, развитие интермодальных сообщений. Кстати, интермодальными считаются смешанные, комбинированные перевозки определенного груза двумя или несколькими видами транспорта (например, до пункта «А» - железнодорожным, а от пункта «А» до пункта «В» - морским). НТР способствует совершенствованию транспортных коммуникаций путем развития и модернизации инфраструктуры, обслуживающей грузо- и пассажиропере-возки, ускорению оборачиваемости транспортных средств, интенсивному развитию смешанных бесперегрузочных сообщений, соответствующей специализации транспортных средств и услуг, образованию крупных специализированных транспортно-распределительных центров международного значения.
В настоящее время в мировом грузообороте выделяется морской транспорт, доля которого постоянно возрастала и теперь составляет 62 % общих грузоперевозок.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: сырая нефть, нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно. Из других грузов морских перевозок выделяются так называемые генеральные, или тарноштучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Их годовой объем по удельному весу оценивается в 70 % стоимости мирового оборота.
Общий объем мировых морских грузоперевозок неуклонно возрастает (табл.22).
Таблица 22 Морская транспортировка товаров мировой торговли, млн т
Годы
| Все товары
| В том числе
| ||
Нефть
| Нефтепродукты
| Сухие грузы
| ||
1980
| 3704
| 1527
| 344
| 1833
|
1990
| 4008
| 1287
| 468
| 2253
|
1995
| 4651
| 1530
| 519
| 2602
|
1998
| 5064
| 1633
| 548
| 2884
|
2002
| 5740
| 1880
| 690
| 3170
|
2005
| 6000
| 1965
| 770
| 3265
|
Как видно из табл. 22, за 18 лет объем мировых морских перевозок увеличился более чем на треть. Структурно по характеру груза свыше 50 % перевозок приходится на сухие грузы, 44 - на наливные грузы (сырая нефть, нефтепродукты), 4-5 % - на зерно, 15 - на рефрижераторные перевозки. Увеличивается тоннаж морских перевозок в контей- мерах. В 1996 г. такие перевозки составили 137 млн стандартных 20-футовых контейнеров, а в 1998г. объем вырос до 170 млн единиц. Контейнеровозы составляют более 56 млн т. В мировом судоходстве происходит укрупнение и модернизация судов. Так, если контейнерово-зы емкостью свыше 2000 стандартных контейнеров десятилетие назад составляли 15 % тоннажа, то ныне - свыше 60 %.
Конкретным проявлением контейнеризации грузоперевозок, тесно связанных с повышением надежности и гарантированности транспортных связей, стало формирование трансконтинентальных контейнерных «мостов», комбинаций морского транспорта с маршрутными скоростными железнодорожными составами, автопоездами (контейнеры):
Транссибирского - Япония - Западная Европа; Трансазиатского - Западная Европа - Ближний и Средний Восток.
Преимущество контейнерных перевозок состоит в том, что товары, загруженные в контейнеры, перевозятся прямо от отправителя к получателю без промежуточных складских операций, даже если на отдельных этапах перевозки осуществляются различными видами транспорта.
С чисто организационной точки зрения в международном судоходстве сложились две формы перевозок: линейная и трамповая. При линейном судоходстве перевозчик организует между установленными портами регулярную доставку генеральных грузов сборными отправками по заранее объявленному расписанию, используя для всех отправителей стандартный договор морской перевозки (коносамент) и стабильные цены. Расписание содержит в концентрированном виде всю необходимую грузовладельцам и экспедиторам информацию об организации перевозок груза (наименование судна, частота рейсов, порты захода в каждый порт линии, список агентов линии). Линейная компания принимает грузы к перевозке (на свои склады) задолго до подхода судна, а также организует и оплачивает погрузку и выгрузку.
Трамповое судоходство - форма морского судоходства, при которой работа морских грузовых судов не закрепляется за постоянными портами, районами плавания и не ограничивается определенными видами грузов.
Однако из-за острейшей конкуренции на мировом фрахтовом рынке «удобными» являются флаги Либерии, Панамы, Сингапура и некоторых других стран, предоставляющих судовладельцам значительные налоговые и иные льготы. Из 600 млн т дедвейта мирового флота около
фут - английская мера длины, равная 30,479 см Коносамент - документ, определяющий взаимоотношения перевозчика и грузовладельца в процессе транспортировки груза в международном судоходстве. Выдается перевозчиком отправителю, подтверждает получение груза для транспортировки морем, является доказательством договора перевозки, а также товарораспределительным документом. В коносаменте указываются условия договора и вытекающие из этих условий основные обязательства сторон. Вместо коносамента практикуется другой документ- морская накладная. Дедвейт - полная грузоподъемность судна с включением всех необходимых для плавания запасов снабжения (топлива, воды и т.д.).
1890 млн т избыточны (из них 80 млн т - на приколе), даже суда-контейнеровозы - наиболее прогрессивный вид грузоперевозок - используются лишь на 60-65 %.
Трудности мирового морского транспорта на этом не заканчиваются. Во-первых, во всем мире ужесточаются природоохранные требования к морским перевозкам, что увеличивает их издержки, приводит к повышению цены на транспортный процесс и усиливает избыточность транспортных мощностей. Поэтому в мире более 100 млн т танкерного тоннажа используется в качестве плавучих нефтяных емкостей - складов в прибрежных водах ряда стран (например, в Японии). Используются танкеры и в качестве зернохранилищ в акваториях портов развивающихся стран в связи с тем, что складское хозяйство их портов не подготовлено к столь быстрому росту ввоза зерна.
Во-вторых, возникают диспропорции между портами стран-отправителей и портами стран-получателей. Отсюда усиление тенденции избежать портовых устройств, организовать бесперегрузочные системы (суда «река-море», баржевозы, паромы т.д.).
В-третьих, далеко идущие последствия вызывает то обстоятельство, что позиции промышленно развитых и развивающихся государств в мировом морском грузообороте несопоставимы. Развитые страны вывозят более стоимостную продукцию: отгружая 43 % перевозимой морем товарной массы (за что получают 67 % мировых поступлений от экспорта), они принимают 66 % грузопотоков мировой торговли (и оплачивают такую же долю за импорт). Развивающиеся страны отгружают 51 % мировых поставок морем (получая лишь 28 % мировой экспортной выручки), а принимают 28 % объема всех импортных грузов (оплачивая более 30 % импортных платежей). Развитые страны, владеющие 2/3 мирового тоннажа вследствие приписки судов к странам с «удобными флагами», формально эксплуатируют лишь 26 % тоннажа, а развивающиеся страны (исключая зоны «удобного флага») - 19 %. В 1998 г. 12,3 тыс. крупнотоннажных судов было зарегистрировано под «удобным флагом». Их объем оценивался 52 % мирового тоннажа. Практику такой регистрации используют как лидеры мирового флота - Греция, Япония, Норвегия, США, КНР, контролирующие 50 % мирового тоннажа, так и относительно небольшие грузоперевозчики - Бельгия, Испания, Финляндия, реже Турция, Иран, Кувейт, Малайзия, Филиппины. Основными странами открытой регистрации - «удобного флага» - являются Панама (16,3 % мирового тоннажа), Либерия (11,7 %), Багамские острова (4,7 %), Мальта (4,3 %), Кипр (4,2 %).
Серьезным конкурентом мировому морскому транспорту в межконтинентальных перевозках в последнее десятилетие становится воздушный транспорт. Мировой воздушный транспорт обеспечивает значительный выигрыш во времени перемещения грузов и пассажиров с одного континента на другой. Ввод широкофюзеляжных самолетов, а также организационные изменения в воздушном транспорте (чартерные рейсы) способствуют развитию авиапассажирского оборота. Широкое использование получили чартерные полеты со значительной скидкой стоимости билета при групповых поездках. Они привлекают все больше пассажиров не только на межконтинентальных, но и внутриконтинен-тальных авиационных маршрутах,
Во внутриконтинентальных и региональных перевозках международных грузов существенная роль принадлежит железнодорожному, автомобильному и трубопроводному транспорту. Эти же виды транспорта широко используются при перевозках экспортных и импортных грузов по территории стран продавцов и стран-покупателей.
С транспортными перевозками тесно связаны базисные условия поставки товаров. В контракте купли-продажи наряду с другими вопросами отражаются и условия транспортировки товаров. В соответствующем разделе контракта четко регламентируются обязанности партнеров (экспортера и импортера) по обеспечению транспортировки товаров на линии движения от склада поставщика до склада зарубежного получателя. В нем в первую очередь должно быть согласовано, кто отвечает за осуществление транспортировки и кто за что платит. В мировой практике выработаны различные способы разделения ответственности и расходов между партнерами, порядок и условия перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели или повреждения товара в пути следования. Кстати, вопросы отношений экспортеров и импортеров с грузоперевозчиками определяются специально заключенными договорами перевозки.
Основные, или базисные, условия поставки товаров во избежание разночтения унифицированы и систематизированы Международной торговой палатой (МТП). Все эти условия обозначаются транспортными терминами, которые изложены в специальном сборнике «Инко-термс» - иностранные коммерческие термины, последняя редакция которого вышла в 2000 г. под названием «Инкотермс - 2000».
Краткие названия основных базисных условий контракта, записываемые в соответствующих документах, обозначены первыми буквами английских слов, выражающих их содержание. Международные правила «Инкотермс» используются коммерсантами всех стран мира при заключении договора купли-продажи. Всего в «Инкотермс» содержится 28 базисных условий или транспортных терминов. Для примера приведем лишь два базисных условия поставки товаров «ФОБ» и «СИФ». При условии поставки «РОВ» - Ргее оп Воагс! (свободен на борту судна) продавец обязан:
а) доставить товар и заплатить за его транспортировку до указанного порта отгрузки. Например, «ФОБ - Санкт-Петербург» означает, что сыктывкарский поставщик будет нести ответственность за отправку товаров, погрузку на борт судна в Санкт-Петербурге и оплату расходов. Расходы, которые несет продавец, включают транспортировку и оплату страховки до этой точки;
б) получить и оплатить экспортную лицензию;
в) оплатить налоги на экспорт;
г) доставить товар на борт судна, самолета или другого транспортного средства, указанного покупателем;
д) оплатить погрузку товара на борт судна, если плата за погрузку не входит в плату за перевозку;
е) предоставить «чистую бортовую» расписку, что означает, что грузоотправитель удостоверяет принятие на борт товаров в хорошем состоянии, т.е. без повреждений;
ж) незамедлительно известить покупателя о том. что данные товары были погружены на борт.
Покупатель обязан:
а) заблаговременно указать перевозчика для транспортировки товаров. Например, если условия отгрузки партии экспортных товаров из Сыктывкара предусматривают «РОВ - Санкт-Петербург», именно покупатель указывает зафрахтованное им судно (судовую компанию), дату и время отправления;
б) предоставить экспортеру подробные сведения о судне и времени отправления;
в) заплатить за перевозку от этой точки (т.е. фрахт от этой точки, включая расходы на разгрузку в месте назначения);:
г) застраховать товары и заплатить за страховку от этой точки. По базисному условию «СИФ» (Соаз1, 1п5игапсе апа Рге|дЫ -стоимость, страхование и фрахт) обязанности экспортера максимальны:
а) зафрахтовать судно;
б) застраховать груз от места погрузки до пункта назначения;
в) оплатить транспортировку груза от завода до порта назначения. Обязанности импортера стандартны и минимальны:
а) организовать выгрузку товара с судна и оплатить эту услугу;
б) оплатить импортные формальности; пошлины, сборы, налоги, лицензии.
Примечание:
а) точкой доставки товара экспортером является место у ограждения палубы судна. Риск гибели или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент пересечения груза линии релинга (поручня) судна. Если ограждение палубы отсутствует (например, при контейнерных перевозках с горизонтальным способом погрузки и разгрузки), то условие «РОВ» не применимо и должно использоваться базисное условие.
б) цены «РОВ» используются международной статистикой для определения стоимостного показателя мирового экспорта.
в) поскольку некоторые обязанности являются общими для экспортера и импортера при разных базисных условиях поставки, то нет необходимости их повторять всякий раз. К таким обязанностям относятся: упаковка товаров экспортером, поставка товара в пункт международного отправления, получение и оплата экспортной лицензии, таможенных пошлин, налогов и сборов по экспорту. Импортер должен принять товар в порту назначения, получить импортную лицензию, оплатить импортные пошлины.
Резюме
1. Международные услуги обладают рядом особенностей. Они производятся и потребляются одновременно; больше, чем товары, защищены государством от иностранной конкуренции; регулируются не на границе, а внутри страны соответствующим законодательством.
2. Услуги мирового рынка характеризуются также и большим разнообразием. По классификации ООН в число услуг входит 160 видов, а ВТО насчитывает около 600 разновидностей услуг.
3. К производственным услугам относятся несколько вариантов сделок: техническое обслуживание ранее поставленной продукции машиностроения, инженерно-технические услуги, консалтинговые услуги, международная аренда, подряд.
4. В группу международных социальных услуг входят образовательные услуги, медицинские услуги, туризм.
5. Транспортные услуги также характеризуются несколькими видами грузо- и пассажироперевозок: морской транспорт, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Базисные условия поставки товаров регулируются сборником документов под названием «Инкотермс - 2000», который периодически выпускается Международной торговой палатой и рассылается в соответствующие торговые палаты государств-членов МТП.
Вопросы для повторения
1. Перечислите особенности услуг как предмета международных сделок.
2. Объясните классификацию международных услуг.
3. Охарактеризуйте динамику объема международных услуг.
4. Охарактеризуйте международные производственные услуги:
а) инжиниринг;
б)консалтинг;
в) аренда (рейтинг, хайринг, лизинг);
г)подряд.
5. Охарактеризуйте международные социальные услуги:
а) образовательные;
б) медицинские;
в) туристические (раскройте виды туризма).
6. Охарактеризуйте транспортное обслуживание международных экономических отношений. , 7. Объясните, что такое «Инкотермс - 2000» и кто издает этот документ.
- Введение
- Тема 1. Современное мировое хозяйство
- 1.2. Субъекты и ведущие тенденции в мировом хозяйстве
- 1.3. Отраслевая структура мирового хозяйства
- Структура ввп отдельных промышленно развитых стран, %
- 1.4. Глобализация мирового хозяйства
- Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
- 2.1. Природные ресурсы мирового хозяйства
- Баланс природных ресурсов мира, их запасов, состояния и перспектив использования
- 2.2. Минеральные ресурсы
- 2.3. Энергоресурсы
- Распределение мировых разведанных ресурсов нефти по крупным регионам
- Первые десять стран по разведанным ресурсам нефти
- Распределение мировых разведанных угольных ресурсов по крупным регионам
- 2.4. Земельные ресурсы
- 2.5. Лесные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- 2.6. Водные ресурсы
- Распределение мировых ресурсов пресной воды по крупным регионам
- 2.7. Трудовые ресурсы мирового хозяйства
- Тема 3. Типология стран мирового хозяйства
- 3.1 Различия показателей классификации государств
- Страны-гиганты с числом жителей свыше 100 млн человек (на начало 2005 г.)
- 3) Страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной).
- 3.2. Неравномерность экономического развития стран
- Тема 4. Международное разделение труда (мрт)
- 4.1. Мрт: сущность и условия углубления
- 4.2. Основные формы мрт
- 4.3. Показатели участия страны в мрт
- 5.1. Сущность международных экономических отношений
- 5.2. Классификация мэо
- Субъектно-объектная классификация мэо на микро- и макроуровнях
- 5.3. Внешнеэкономическая дипломатия и ее роль в мирохозяйственных связях
- Тема 6. Мировой рынок и международная торговля
- 6.1. Сущность и стадии развития мирового рынка
- 6.2. Особенности ценообразования на мировом рынке
- 6.3. Международно-правовое регулирование внешней торговли
- Экономические региональные комиссии при оон
- 6.4. Государственное регулирование внешней торговли
- 7.1. Особенности и виды международных услуг
- 7.2. Производственные услуги
- 7.3. Социальные виды услуг на мировом рынке
- 7.4. Транспортное обслуживание мэо и базисные условия поставки товаров
- Тема 8. Транснационализация мобильных факторов производства
- 8.1. Международное движение капитала
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- 8.2. Международная миграция рабочей силы, ее тенденции и регулирование
- 8.3. Деятельность транснациональных корпораций (тнк)
- 8.4. Свободные экономические зоны (сэз)
- 8.5. Совместное предпринимательство
- Тема 9. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве
- 9.1. Сущность и основные черты мэи
- 9.2. Этапы, или формы, интеграции
- Этапы (формы) международной экономической интеграции
- 9.3. Состояние интеграционного процесса в конце XX - начале XXI вв.
- Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения
- 10.1. Международная валютная система и курсы валют
- 10.2. Международный валютный рынок
- 10.3. Международный кредитный рынок
- 10.4. Международные расчеты и их формы
- 10.5. Внешнеторговый и платежный балансы
- Постатейная структура платежного баланса
- Тема 11. Россия в системе международных экономических отношений
- 11.1. Россия в мировом хозяйстве
- Прогноз соотношения ввп, промышленного производства и производительности труда в промышленности на 2015 г., %
- 11.2. Позиция России на мировом товарном рынке
- 11.3. Россия на мировом рынке мобильных факторов производства
- 11.4. Россия и международная экономическая интеграция