logo
Екзамен ЄС

47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.

Лиссабонский договор 2007 г., заменивший собой проект Европейской конституции 2004 г. (см. п. б § 4 гл. I), в полном объеме подтвердил сохранение за Европейским Союзом существовавшей компетенции, т.е. тех предметов ведения и полномочий, которые были приобретены им с момента образования Европейских сообществ н 1950-е гг. и рассмотрены в предыдущих параграфах настоящей главы.

Одновременно Лиссабонский договор распространил компетен­цию Союза на новые сферы и вопросы общественной жизни, некоторые из которых до этого регулировались им в рамках «подразумеваемых полномочий»:

«Новый» Европейский Союз, реформированный Лиссабонским договором, приобретает единую правосубъектность, включая право заключать международные соглашения от своего имени но всем во­просам его компетенции.

С целью свести к минимуму конфликты компетенции внутри Со­юз» и более эффективно отграничить его предметы ведения и полно­мочия от тех, которые остаются у государств-членов, Лиссабонский договор 2007 г. впервые вводит понятие «категории компетенции | оюза» и определяет содержание каждой из них.

Первой категорией компетенции Союза является его *исключи- тсньная компетенция». В рамках этой категории, по общему правилу, > голько Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты» (ст. 2 Договора о функционировании Европей- 1 кого Союза).

Сферы исключительной компитенции:

Союз также обладает исключительной компетенцией по заключе­нию международных соглашений, когда такие соглашения необходимы для реализации его внутренней компетенции, когда их заключение предусмотрено в законодательных актах Союза или когда междуна­родные соглашения способны затрагивать действие правовых норм, ранее установленных на уровне Союза.

Почти все остальные сферы и направления деятельности Союза отнесены ко второй категории его компетенции — «совместной ком­петенции». Это, например, «внутренний рынок», «социальная поли­тика», «пространство свободы, безопасности и правосудия», «сельское хозяйство и рыболовство» и т.д. (ст. 4 Договора о функционировании Европейского Союза).

Подобные области и соответствующие полномочия выделены Лиссабонским договором в третью категорию компетенции, которую можно кратко назвать вспомогательной компетенцией. За рамками трех вышеупомянутых категорий компетенции (ис­ключительной, совместной и вспомогательной) учредительные до­кументы Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора оставили две сферы деятельности, подчиняющиеся особым правилам: общую внешнюю политику и политику безопасности (бывшую вто­рую опору) и определение условий для координации экономической политики государств-членов. По своему предмету все сферы деятельности Союза отныне под­разделяются на две основные группы (независимо от категории ком­петенции, к которой они относятся): — внутренняя (внутриполитическая) компетенция, имеющая предметом общественные отношения, складывающиеся в пределах Европейского Союза (внутренний рынок, культура, образование, пространство свободы, безопасности и правосудия, включая борьбу с преступностью, и т.д.);

— внешняя (внешнеполитическая) компетенция, г» рамках которой Европейский Союз в целом устанавливает и развивает отношения с третьими странами и международными организациями. В рамках внешнеполитической компетенции Лиссабонский дого­вор сохранил в качестве особого направления деятельности «общую внешнюю политику и политику безопасности» (ОВИВ), охватыва­ющую преимущественно неэкономические аспекты международных отношений (вопросы международного мира и безопасности).