67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
Маастрихтский договор 1992 г. учредил еще один консультативный орган ЕС — Комитет регионов. Он начал функционировать с марта 1994 г. Эта мера была призвана обеспечить принятие решений, более
ориентированных на учет интересов регионов направленных на приближение Сообществ и Европейского Союза к народам Европы, что должно полнее отражать суть этой организации, как союз государств и народов. Комитет регионов неоднократно ходатайствовал о признании его в качестве элемента «институционального механизма Евросоюза», но так и остался в качестве одного из «органов» ЕС.
Несмотря на свое название, Комитет регионов состоит «из несущих политическую ответственность перед своими коллективами представителей региональных и местных властей» (ст. 263). Таким образом, в составе Комитета регионов могут и на практике находятся представители как субъектов федерации и других крупнейших территориальных образований государств-членов, так и муниципалитетов, включая первичный уровень местного самоуправления. Статья 263 ДЕС предусматривает, что членами Комитета регионов могут являться только избираемые населением члены региональных или местных органов, а также должностные лица, несущие политическую ответственность перед выборными представительными органами на местах. Это предполагает их подотчетность и возможность отзыва. Общее число членов Комитета регионов не должно превышать 350 человек.
Комитет регионов дает заключения и рекомендации по вопросам региональной политики, выравнивания уровней экономического развития регионов Союза, предоставление помощи отстающим регионам, обеспечение сотрудничества пограничным областям и т.д.
Подобно ЭКОСОК все 344 сегодняшних члена Комитета регионов назначаются Советом на основании представленного каждым государством-членом списка кандидатур. Аналогична у двух комитетов и система органов управления, закрепленная во внутреннем регламенте.
Порядок формирования и статус членов Комитета регионов такой же, как и у ЭКОСОК. Полностью совпадает в обоих комитетах и система «национальных квот», размеры которых для каждого государства-члена в Комитете регионов идентичны квотам в ЭКОСОК. Члены Комитета регионов также обладают свободным мандатом и не могут быть связаны обязательными инструкциями, «полностью независимы в осуществлении своих обязанностей в общих интересах Сообщества».
В соответствии с поправкой Амстердамского договора им запрещено совмещать свой мандат с депутатским местом в Европарламенте. Для членов ЭКОСОК таких ограничений не установлено.
Другое важное различие: здесь не предусмотрен обязательный альтернативный характер формирования. В ЭКОСОК, как указано иыше, государства-члены должны предлагать в два раза больше кандидатов, чем размер их квоты. С другой стороны, в состав Комитета регионов наряду с обычными членами назначается также равное количество альтернативных членов. Срок полномочий и первых, и вторых — пять лет, с правом повторного назначения (ст. 203).
Сходными являются и полномочия обоих Комитетов. Учрежденный с «совещательным статусом» (ст. 263) Комитет регионов осуществляет добровольное (по запросам Совета, Комиссии и Европарламента), а также обязательное (в случаях, указанных в Договоре о ЕС) «консультирование» институтов ЕС. Комитет может представлять заключения и по собственной инициативе (по любым вопросам), в частности, когда «консультацию» осуществляет ЭКОСОК, а Комитет регионов считает, что соответствующий проект «затрагивает региональные интересы» (ст. 263). Заключения Комитета регионов также не обладают обязательной силой.
Комитет регионов расположен в Брюсселе и собирается на сессии не реже пяти раз в год.
Лиссабонский договор 2007 г. закрепил основные положения, регулирующие деятельность упомянутых консультационных комитетов и несколько усилил положение Комитета регионов. Так он приобрел право обращаться с исками в Суд Европейского Союза. Кроме того, ему предоставлена возможность оспаривать в этом суде законодательные акты Союза, нарушающие, по его мнению, принцип субсидиарности. Это приближает его положение к статусу институтов ЕС.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.