26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
Еще до того, как Ниццкий договор 2001 г. вступил в силу, стартовал процесс подготовки новой реформы учредительных документов Европейского Союза. Первоначальная программа этой реформы была заложена в специальном документе, приложенном к Ниццкому договору, — «Декларации о будущем Союза» 2001 г. В конце того же года положения декларации были дополнены и уточнены новым документом со сходным названием — «Декларации о будущем Европейского Союза», более известной как «Лаакенская декларация» (принята на встрече в верхах руководителей стран Союза пригороде Брюсселя Лаакене 14—15 декабря 2001 г.).
Именно в Лаакенской декларации впервые была признана возможность подготовки для Союза единого конституционного документа, призванного заменить собой действующие учредительные договоры н целях упрощения, демократизации и повыииения эффективности функционирования интеграционных механизмов.
Как и ранее, при составлении Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., разработка проекта первой его Конституции была поручена особому представительному органу — Европейскому конвенту. Членами нового Конвента (всего 105 человек плюс 102 заместителя) были назначены представители законодательной и исполнительной власти всех государств-членов (тогда 15), государств-кандидатов (тогда 13), а также самого Европейского Союзас:
Европейский конвент работал в течение полутора лет (с февраля 2002 г. по июль 2003 г.) и, несмотря на значительные трудности и разногласия, смог подготовить целостный проект Конституции.
Доработку и редактирование проекта далее осуществляла межправительственная конференция государств-членов (с октября 2003 г.), по итогам которой был подписан Договор, устанавливающий Консгитуцию для Европыс (неофициально: Европейская конституция). Торжественное подписание документа состоялось 29 октября 2004 г. в Риме — в том же зале, где 25 марта 1957 г. были заключены договоры об учреждении Европейских сообществ.
В названии проекта нового учредительного акта наглядно отражалась смешанная («гибридная») правовая природ Европейского Союза. С одной стороны, речь шла о международном досговоре, нуждающемся в ратификации всеми всеми государствами-членами. С другой стороны, этот договор устанавливал Конституцию для наднациональной организации политической власти, которая, подобно государству, управляет обществом, но в масштабе не одной, а многих стран Европейского континента. Несмотря на включение в название документа слов «для Европы», Конституция должна была действовать только на территории организации «Европейский Союз», приобретающей по мере расширения все более общеевропейский характер.
По своей структуре проект Европейской конституции состоял из преамбулы и четырех частей (всего 448 статей); некоторые нормы специального и переходного характера были вынесены в протоколы и приложения к Конституции.
Часть I (без названия) являлась основополагающей в документе. Она устанавливала наиболее фундаментальные принципы устройства и функционирования Европейского Союза (своеобразные «основы конституционного строя»).
Часть II «Хартия Союза об основных правах» воспроизводила с небольшими редакционными изменениями текст Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.
Часть III «Политика и функционирование Союза»— самая объемная в структуре проекта Конституции (322 статьи). Она детализировала положения части I применительно к вопросам реализации компетенции Союза в разных сферах жизни и порядку работы его органов. Положения этой части, по большей части, были восприняты из ранее заключенных учредительных договоров, главным образом, из ДЕС.
Часть IV «Общие и заключительные положения» содержала положения о порядке вступления в силу Конституции, внесении в нее поправок, официальных языках и правопреемстве по отношению к существующим интеграционным механизмам.
Несмотря на то что проект Европейской конституции проходил широкое общественное обсуждение и являлся действительно важным вкладом в усовершенствование интеграционных механизмов Европейского Союза, ввести в действие этот исторически важный документ в изначально подписанном виде не удалось.
Причиной стали трудности с ратификацией, способ которой каждое государство-член выбирало самостоятельно (парламентским путем или через референдумы). Из 27 государств-членов ратификационные процедуры были проведены в 20 государствах. Из них в 18 государствах-членах проект Конституции в полной мере получил поддержку со стороны органов народного представительства (например, в Германии, Италии) или непосредственно граждан (на референдумах в Испании и Люксембурге).
С другой стороны, референдумы по проекту Конституции, состоявшиеся в мае—июне 2005 г. во Франции и Нидерландах, дали негативный результат. При этом, как отмечалось многими экспертами, отрицательное голосование большинства французских и нидерландских граждан обусловливалось не только и даже не столько их неудовлетворенностью самим конституционным проектом, сколько иными факторами социально-политического характера (нежелание дильнейшего расширения Европейского Союза на Восток, опасения ни поводу роста преступности и безработицы, непопулярность тогдашних правительств Франции и ФРГ, агитировавших голосовать за проект Конституции, и др.).
В этих обстоятельствах, после примерно двухлетней паузы («периода размышления»), руководители государств-членов Европейского Союза решили возобновить конституционную реформу, сохранив основные цели и нововведения проекта Конституции 2004 г., но отказавшись от самого слова «конституция» (чтобы снять опасения многих граждан по поводу превращения Союза в европейское «сверх- государство»).
На состоявшейся летом — осенью 2007 г. новой межправительственной конференции государств-членов Европейского Союза проект Конституции 2004 г. с некоторыми изменениями был преобразован в «договор о реформе» — совокупность поправок, подлежащих включению в действующие учредительные документы Союза.
Указанный договор был подписан всеми государствами-членами Европейского Союза 13 декабря 2007 г. в столице Португалии Лиссабоне. Он получил официальное название «Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» (кратко: «Лиссабонский договор 2007 г.»).
По своей сущности Лиссабонский договор 2007 г. есть не что иное, как адаптированный проект Европейской конституции 2004 г. Он обеспечивает воплощение в жизнь ранее согласованных направлений коституционной реформы в иной (упрощенной) форме — за счет переноса нововведений, взятых из проекта Конституции 2004 г., в тексты существующих учредительных документов Европейского Союза.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.