logo
Екзамен ЄС

26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.

Еще до того, как Ниццкий договор 2001 г. вступил в силу, стартовал процесс подготовки новой реформы учредительных документов Ев­ропейского Союза. Первоначальная программа этой реформы была заложена в специальном документе, приложенном к Ниццкому до­говору, — «Декларации о будущем Союза» 2001 г. В конце того же года положения декларации были дополнены и уточнены новым документом со сходным названием — «Декларации о будущем Ев­ропейского Союза», более известной как «Лаакенская декларация» (принята на встрече в верхах руководителей стран Союза пригороде Брюсселя Лаакене 14—15 декабря 2001 г.).

Именно в Лаакенской декларации впервые была признана возмож­ность подготовки для Союза единого конституционного документа, призванного заменить собой действующие учредительные договоры н целях упрощения, демократизации и повыииения эффективности функционирования интеграционных механизмов.

Как и ранее, при составлении Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г., разработка проекта первой его Конституции была поручена особому представительному органу — Евро­пейскому конвенту. Членами нового Конвента (всего 105 человек плюс 102 заместителя) были назначены представители законодательной и исполнитель­ной власти всех государств-членов (тогда 15), государств-кандидатов (тогда 13), а также самого Европейского Союзас:

Европейский конвент работал в течение полутора лет (с февраля 2002 г. по июль 2003 г.) и, несмотря на значительные трудности и разногласия, смог подготовить целостный проект Конституции.

Доработку и редактирование проекта далее осуществляла межправительственная конференция государств-членов (с октября 2003 г.), по итогам которой был подписан Договор, устанавливающий Консгитуцию для Европыс (неофициально: Европейская конституция). Торжественное подписание документа состоялось 29 октября 2004 г. в Риме — в том же зале, где 25 марта 1957 г. были заключены договоры об учреждении Европейских сообществ.

В названии проекта нового учредительного акта наглядно отражалась смешанная («гибридная») правовая природ Европейского Союза. С одной стороны, речь шла о международном досговоре, нуждающемся в ратификации всеми всеми государствами-членами. С другой стороны, этот договор устанавливал Конституцию для наднациональной организа­ции политической власти, которая, подобно государству, управляет обществом, но в масштабе не одной, а многих стран Европейского континента. Несмотря на включение в название документа слов «для Европы», Конституция должна была действовать только на терри­тории организации «Европейский Союз», приобретающей по мере расширения все более общеевропейский характер.

По своей структуре проект Европейской конституции состоял из преамбулы и четырех частей (всего 448 статей); некоторые нормы специального и переходного характера были вынесены в протоколы и приложения к Конституции.

Часть I (без названия) являлась основополагающей в документе. Она устанавливала наиболее фундаментальные принципы устройства и функционирования Европейского Союза (своеобразные «основы конституционного строя»).

Часть II «Хартия Союза об основных правах» воспроизводила с не­большими редакционными изменениями текст Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.

Часть III «Политика и функционирование Союза»— самая объ­емная в структуре проекта Конституции (322 статьи). Она детали­зировала положения части I применительно к вопросам реализации компетенции Союза в разных сферах жизни и порядку работы его органов. Положения этой части, по большей части, были восприняты из ранее заключенных учредительных договоров, главным образом, из ДЕС.

Часть IV «Общие и заключительные положения» содержала по­ложения о порядке вступления в силу Конституции, внесении в нее поправок, официальных языках и правопреемстве по отношению к существующим интеграционным механизмам.

Несмотря на то что проект Европейской конституции проходил широкое общественное обсуждение и являлся действительно важ­ным вкладом в усовершенствование интеграционных механизмов Европейского Союза, ввести в действие этот исторически важный документ в изначально подписанном виде не удалось.

Причиной стали трудности с ратификацией, способ которой каж­дое государство-член выбирало самостоятельно (парламентским путем или через референдумы). Из 27 государств-членов ратификационные процедуры были проведены в 20 государствах. Из них в 18 государствах-членах проект Конституции в полной мере по­лучил поддержку со стороны органов народного представительства (например, в Германии, Италии) или непосредственно граждан (на референдумах в Испании и Люксембурге).

С другой стороны, референдумы по проекту Конституции, состоявшиеся в мае—июне 2005 г. во Франции и Нидерландах, дали негативный результат. При этом, как отмечалось многими эксперта­ми, отрицательное голосование большинства французских и нидер­ландских граждан обусловливалось не только и даже не столько их неудовлетворенностью самим конституционным проектом, сколько иными факторами социально-политического характера (нежелание дильнейшего расширения Европейского Союза на Восток, опасения ни поводу роста преступности и безработицы, непопулярность тогдашних правительств Франции и ФРГ, агитировавших голосовать за проект Конституции, и др.).

В этих обстоятельствах, после примерно двухлетней паузы («пе­риода размышления»), руководители государств-членов Европейского Союза решили возобновить конституционную реформу, сохранив основные цели и нововведения проекта Конституции 2004 г., но отказавшись от самого слова «конституция» (чтобы снять опасения многих граждан по поводу превращения Союза в европейское «сверх- государство»).

На состоявшейся летом — осенью 2007 г. новой межправительственной конференции государств-членов Европейского Союза проект Конституции 2004 г. с некоторыми изменениями был преобразован в «договор о реформе» — совокупность поправок, подлежащих включению в действующие учредительные документы Союза.

Указанный договор был подписан всеми государствами-членами Европейского Союза 13 декабря 2007 г. в столице Португалии Лиссабоне. Он получил официальное название «Лиссабонский до­говор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» (кратко: «Лиссабонский договор 2007 г.»).

По своей сущности Лиссабонский договор 2007 г. есть не что иное, как адаптированный проект Европейской конституции 2004 г. Он обеспечивает воплощение в жизнь ранее согласованных направлений коституционной реформы в иной (упрощенной) форме — за счет переноса нововведений, взятых из проекта Конституции 2004 г., в тексты существующих учредительных документов Европейского Союза.