83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
Термин «шенгенское право» и родственные ему понятия («шенгенекая виза», «шенгенское пространство» и др.) происходят от имени старинного замка Шенген, расположенного близ границ Люксембурга с Францией и Германией. Благодаря своему географическому положению (пересечение границ трех государств-членов) Шенген во второй половине 1980-х гг. был избран в качестве места подписания
двух важных документов, которые вошли в историю как Шенгенские соглашения. Ими явились:
Соглашение «О постепенной отмене проверок на общих границах» от 14 июня 1985 г. (Шенгенское соглашение 1985 г.); Конвенция от 19 июня 1990 г. о применении Соглашения 1985 г. (Шенгенская конвенция 1990 г.). Вопреки названиям, главным из упомянутых документов является второй (Шенгенская конвенция 1990 г.), в то время как базовое Соглашение 1985 г. носило предварительный характер и как источникправа на сегодняшний день представляет, в основном, исторический интерес.
Шенгенские соглашения (точнее, Конвенция 1990 г.) учредили также специальный правотворческий орган — Исполнительный комитет, который был наделен полномочиями издавать нормативные акты (решения) в развитие правил Шенгенской конвенции 1990 г.
Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг. и принятые на их основе решения Исполнительного комитета (всего их издано порядка 200) послужили источниками нового обширного комплекса юридических
норм, который именуется «право Шенгенских соглашений», или «шенгенское право».
Каковы причины возникновения шенгенского права и как оно связано с другими нормами и источниками правовой системы Европейского Союза?
В 1960—1970 гг. в ходе строительства общего рынка на территории ЕЭС были отменены визы и другие ограничения на свободу передвижения для граждан государств-членов, которые осуществляют экономическую деятельность: трудовую («свобода движения работников»), предпринимательскую («свобода учреждения»), деятельность по оказанию или получению услуг («свобода движения услуг») (см. гл. VI учебника). В результате «общие» («внутренние») границы ЕС, т.е. границы между его государствами-членами, стали более открытыми для местных граждан. В то же время пограничный контроль внутри ЕЭС сохранялся, хотя и был значительно упрощен (гражданам государств-членов, чтобы пересечь границу, стало достаточно предъявить свой паспорт или иное удостоверение личности, въездных виз более не требовалось). Во второй половине 1980-х гг. Франция, ФРГ и страны Бенилюкс в целях углубления интеграции предложили сделать границы внутри Сообщества совершенно «прозрачными», т.е. вовсе отменить пограничные проверки. Другие государства-члены данный проект не поддержали, поэтому издать единое законодательство на уровне ЕЭС оказалось невозможным.
В подобных условиях названная «пятерка» стран решила действовать с опережением, не дожидаясь остальных, а именно, ликвидировать проверки на своих общих границах посредством специальных договоренностей. Ими и стали Шенгенские соглашения 1985 и 1990 гг.
Соглашение 1985 г. заложило программу подготовительных мер, а Конвенция 1990 г. юридически закрепила режим свободного пересечения границ между Францией, Германией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом: «Внутренние границы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь каким бы то ни было личным проверкам» (ст. 2).
Таким образом, право Шенгенских соглашений (шенгенское право) сформировалось и действовало первоначально как особыйкомплекс юридических норм, не входящий в правовую систему I'м ропейских сообществ и Союз. Преодолеть возникший дуализм (право Европейского Сокпм шенгенское право) удалось не сразу. Необходимым условием ллч этого должно было стать присоединение к Шенгенским согланп ми ям остальных государств-членов с тем, чтобы нормы шенгеисшн и права начали действовать на всей или, по крайней мере, на больни и части территории Европейского Союза. Первой на этот шаг реши лась Италия, подписавшая в конце 1990 г. соглашение о присогдм нении к Шенгенской конвенции (включая изданные на ее оспой» нормативные акты Исполнительного комитета). В последующие годы аналогичные соглашения о присоединении заключили остальном государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии. «Шенггм ское пространство» (см. следующий параграф), таким образом, стили включать 13 из 15 существовавших в то время государств —члешш Европейского Союза.
Распространение сферы действия Шенгенского права почти ми всю территорию Союза внесло в повестку дня вопрос о «слиянии» дну* правопорядков, точнее, об инкорпорации (включении) Шенгенского права в правовую систему Европейского Союза. Юридическую осному для этого заложил протокол «Об интеграции Шенгенскихдостижении в рамки Европейского Союза», подписанный вместе с Амстердамским договором 1997 г. (в силе с 1 мая 1999 г.).
Таким образом, с 1 мая 1999 г. начался новый, современный не риод развития шенгенского права. В настоящее время шенгенское право выступает составной частью права Европейского Союза, а его дальнейшее развитие осуществляется в соответствии с положениями ДЕС и Договора о Европейском Союзе.
В качестве уполномочивающих норм, на базе которых издаются законодательные акты и иные документы в области шенгенского права, служат теперь правила нового (включенного Амстердамским договором1997 г.) разд. IV части третьей ДЕС «Визы, убежище, имиграция и другие направления политики, связанные со свободным миграционным движением лиц». Шенгенский исполнительный комитет, осуществлявший нормот- имрчсскую деятельность в сфере шенгенского права на первом этапе, Прекратил свое существование. Его полномочия перешли к Совету Европейского Союза и Европейскому парламенту.
Новые источники шенгенского права издаются отныне в стандартных формах, которые предусмотрены учредительными документами Европейского Союза: регламент, директива, рамочное решение и др. Минные формы в настоящее время применяются и в качестве инструментов для внесения поправок в Шенгенскую конвенцию 1990 г., кторая тем самым приравнена к обычному нормативному акту. Например, изданный в 2001 г. Советом Европейского Союза Регламент о свободном передвижении на основании визы для долгосрочного пребывания» утвердил новую редакцию ст. 18 Шенгенской конвенции, посвященной данной разновидности виз (см. § 4 настоящей главы).
15 марта 2006 г. Европейский парламент и Совет в форме регламента издали Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах), вступивший в силу 13 октября -2006 г. Кодекс служит первым в истории ЕС нормативным актом, и котором собраны воедино правила по вопросам пересечения людьми внутренних и внешних границ Европейского Союза (т.е. границ между государствами-членами и границ с третьими странами).Кодекс включает 40 статей, объединенных в четыре раздела («Общие положения», «Внешние границы», «Внутренние границы»,«Заключительные положения»), и восемь приложений, касающии и специальных аспектов пересечения границ и пограничного контрили Например, приложение VI «Специальные условия в отношении личных видов границ и транспортных средств, используемых для пересечения внешних границ» содержит детальные правила пересечении и контроля сухопутных, воздушных, морских границ и внутренпп н водного судоходства с их дальнейшей специализацией (автомобиль ное и железнодорожное сообщение; правила для круизных судом, прогулочного судоходства, прибрежного рыболовства, паромного сообщения; порядок проверок в международных аэропортах и ни аэродромах и т.д.).
Со вступлением в силу Шенгенского кодекса о границах утратили действие две главы Шенгенской конвенции, а также акты Шенгенского исполнительного комитета и Совета Европейского Союза, касающиеся режима пересечения границ.
После 2009 г. утратит силу и разд. IV Шенгенской конвенции 1990 г., посвященный Шенгенской информационной системе. Вместо него будет действовать законодательство Европейского Союза (два регламента и одно решение), посвященное «Шенгенской информационной системе второго поколения» (см. § 5 настоящей главы).
Принятие Шенгенского кодекса о границах, другие законодательные акты и законодательные инициативы по модернизации шенгенского права дают основание предполагать, что со временем произойдет полная отмена его первоначальных источников (Шенгенских соглашений и актов Шенгенского исполнительного комитета). Эти документы постепенно будут преобразованы в регламенты, директивы и рамочные решения Совета Европейского Союза и Европарламента, вследствие чего термин «шенгенский» сохранится лишь как напоминание о предпосылках возникновения подобного законодательства, как своеобразная историческая память.
- Понятие «право Европейского Союза», его сущность.
- 2. Правовая система ес: понятие и структура.
- 3. Феномен ес как государственно подобного образования
- 4. Право ес: особенности предмета, методология и система курса.
- 5. Система права ес: основные подходы к определению внутренней структуры права ес.
- 6. Правовая природа ес.
- 7. Цели создания и цели деятельности ес, способ их закрепления в учредительных документах.
- 8. Состав ес. Требования к странам – кандидатам, процедура принятия новых государств – членов и добровольный выход из состава ес в соответствии с лд 2007 г.
- 9.Территория ес. Особенности правового режима «заморских стран и территорий» и исключения из общего правового режима территории ес.
- 10. Предпосылки создания ес.
- 11. Развитие европейской идеи во 2 половине 20 века.
- 12.Интеграционный процесс в пределах Европейских сообществ в 1970-1980 годы.
- 13. Понятие и содержание «коммунитарного метода», его отличия от метода межправительственного сотрудничества.
- 14. Создание Европейского Сообщества по атомной энергии.
- 15. Создание Европейского Экономического Сообщества.
- 16. Европейское объединение угля и стали. Причины создания. Особенности функционирования.
- 17.Современное состояние функционирования Европейских Сообществ в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 18. Процесс создания единого институционно – организационного механизма ес с 1951 по 2009г.
- 19. Единый Европейский Акт 1986г.
- 20. Договор о создании ес ( Маастрихтский договор 1992г.)
- 21. Правовые основы и этапы формирования экономического и валютного союза.
- 22. Роль Амстердамского договора 1997 г. В эволюции ес
- 23. Ниццкий договор 2001 г.: цель, структура и содержание.
- 24. Хартия ес об основных правах 2000 г.: причины принятия, структура и содержание.
- 25. Эволюция структуры ес. Гарантии организационного единства Союза.
- 26. Основные положения договора о Конституции для Европы 2004 г. Причины неудачного конституционного проекта.
- 27. Реформирование ес в контексте Лиссабонского договора 2007 г.
- 28. Принципы и ценности ес: понятия и классификация, которая отображена в лд 2007 г.
- 29. Принцип верховенства права ес
- 30. Принцип пропорциональности в праве ес.
- 31. Принцип прямого действия права
- 32. Принцип субсидиарности в праве ес
- 33. Общая характеристика и классификация источников права ес.
- 35. Источники вторичного права
- 36. Система правовых актов ес и их разделение на законодательные и незаконодательные в соотвествии с лд 2007 г.
- 37. Источники прецедентного права. Роль суда ес в развитии права ес.
- 39. Субъекты нормотворческого процесса. Порядок принятия решений органами ес
- 40. Юридические свойства нормативных актов ес. Структура, особенности юридической техники, порядок опубликования и вступления в силу.
- 41. Порядок пересмотра учредительных документов.
- 42. Международная правосубъектность ес
- 43. Компетенция ес: структура и содержание
- 45. Категории компетенции ес в соответствии с Лиссабонским договором 2007 г.
- 46. Дополнительная компитенция ес: механизм продвинутого сотрудничества и подразумевающие полномочия ес.
- 47. Реформа внешнеполитической компетенции ес и правовых механизмов сзпб в Лисобонском договоре.
- 48. Общая политика безопасности и обороны.
- 49. Полномочия и акты ес в уголовно-правовой сфере.
- 51. Взаимоотношения ес с Советом Европпы, обсе и другими европейскими институциями.
- 52. Бютжетная процедура в ес.
- 53. Институты и органы ес: общая характеристика.
- 54. Совет Европейского союза: состав,порядок формирования и внутреняя организация.
- 55. Порядок работы и способы принятия решений в Совете Европейского Союза в соответствии с Лисобонским договором.
- 56. Полномочия Совета ес: обьем и содержание.
- 57. Европейский парламент: состав, порядок формирования и структура.
- 58. Порядок роботы Европарламента и способы принятия решения.
- 59. Полномочия Европарламента.
- 60. Правотворческие процедуры Европейского Союза.
- 61. Состав, порядок формирования и структура Европейской комиссии.
- 62. Класификация функций Европейской комиссии согласно с Лисобонским договором 2007 р.
- 63. Реформа правового статуса Европейского совета Лисобонским договором 2007р.
- 64. Счетная палата: состав, структура, функции, порядок работы.
- 67. Комитет регионов: состав, структура, функции, порядок работы.
- 68.Европейский инвестиционный банк (еиб): основные направления деятельности, руководящие органи и служебные лица.
- 69. Европейская система центральных банков и Европейский цетральный банк.
- 70. Европол и Евроюст: место в организационном механизме Европейского Союза.
- 71. Суд ес: состав, порядок формирования и организация работы.
- Раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов»; раздел II «Организация»; раздел III «Процедура»;
- Раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ»; раздел IV Ыз «Судебные палаты»; раздел V «Заключительные положения».
- 72. Реформа судебной системы ес в контексте Лисобонского договора 2007р.
- 73. Юрисдикция Суда ес. Дела прямой юрисдикции. Преюдинциальные.
- 74. Правовой статус Трибунала первой инстанции.
- 76. Порядок судопроизводства в Трибунале.
- 77. Правовой статус специализированных трибуналов.
- 78. Принципы правового статуса личности в Европейском Союзе.
- 80. Хартия Европейского союза про основные права 2000р, особенности и общая характеристика.
- 81. Понятие и назначение гарантий прав и свобод, их юридическое закреплениев актах Европейского Союза. Класификация гарантий.
- 82. Гражданство Европейского Союза: основание приобритения и лишения, содержание прав, которые предостовляются.
- 83. Шенгенское право: причины возникновения, основные этапы развития и источники.
- 84.Политико-правовые формы сотрудничества между Укр. И ес. Система договоров между Укр. И ес.
- 85. Економічні та організаційно-правові передумови інтеграції України до ес.
- 2.2. Економічні та соціальні реформи і розвиток Функціонуюча ринкова економіка
- 86. Угода про партнерство та співробітництво (упс) між Україною та ес: загальна характеристика і основний зміст. Угоди, що їх укладенно на основі упс.
- 87. «Європейська політика сусідства». План дій Україна – єс: структура та основний зміст.
- 88. Адаптація законодавства України до законодавства єс.
- 89. Сучасна стратегія України стосовно ес. Перспектива подальшого розвитку правового регулювання взаємин (спрощення візового режиму, створення зони вільної торгівлі).
- 90. Механизм ответственности стран-членов за нарушение общих принципов конституционного строя ес.